Рабочая программа + КТП по географии,5 класс (ФГОС), УМК Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Терехина Наталья Сергеевна

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, 5 класс (ФГОС) к УМК Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_a_klass_fgos.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

         

Рабочая программа по географии

5а класса

Составитель: Терехина Наталья Сергеевна,

учитель географии


Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена к учебнику Домогацких Е.М. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса- М.: Русское слово, 2014 на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • Домогацких Е.М. География. 5-9 класс. Программа курса. ФГОС - М.: Русское слово, 2013
  • Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Цели и задачи курса.

Основная цель курса «География.  Введение в географию» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

  • - актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
  • - развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
  • - научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
  • - научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Общая характеристика курса географии

        География в 5 классе  — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Целями изучения географии в 5 классе являются:

  • Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • Познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • Понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • Формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
  • Формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • Понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • Формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • Формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • Формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
  • Выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Краткая характеристика содержания курса

        Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

        Содержание программы структурировано в виде основного блока: «География Земли». Благодаря которому у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

        Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере, определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  1. ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

2. гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения   учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

  • умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
  • умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
  • умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:

  • объяснять роль различных источников географической информации.
  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  • использование карт как моделей:
  • определять на карте местоположение географических объектов.
  • понимание смысла собственной действительности:
  • определять роль результатов выдающихся географических открытий;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Место учебного предмета в школьном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.  Общее число учебных часов за год обучения в 5 классе — 34 ч (1 ч в неделю).

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Учебно- тематический план, 34 часа, 5 класс

Название раздела /темы

Федеральная рабочая программа Е.М. Домогацких

Рабочая программа

Введение. Раздел 1 Наука география

2

2

Раздел 2 Земля и её изображение

5

5

Раздел 3 История географических открытий

12

14

Раздел 4 Путешествие по планете Земля

10

9

Раздел 5 Природа Земли

2

3

Резерв

3

1

Всего

34

34


Календарно-тематическое планирование для 5 а класса, к учебнику Домогацких Е. М. «Введение в географию. 5 класс»,

Всего-34 часа, в неделю- 1 час.

Тема урока

Дом. задание

Целевая установка

Понятия

Планируемые результаты

Сроки выполнения

Предметные

Метапредметные

Личностные

По плану

Коррекция

Введение (2 часа)

1

Что такое география

Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе»

§ 1

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях

География, наука, Эратосфен

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с текстом, выделять в нем главное

Учебно-познавательный интерес к географии

05.09

2

Методы географических исследований.

Практическая работа № 2 «Составление описания учебного кабинета географии. Организация наблюдений за погодой»

§ 2

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических

объектов и явлений.

Описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований.

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. Понимание роли и значения географических знаний

12.09

Земля и её изображение (5 часов)

3

От плоской Земли к земному шару

§ 3

Формирование представлений о форме Земли

Планета, шар,

Пифагор,

Аристотель

Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства

шарообразности Земли

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

19.09

4

Форма, размеры и движения Земли

§ 4

Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях

Эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное, годовое

движение Земли, сутки, год, високосный год, полюс, экватор, Исаак Ньютон

Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений. Исаак Ньютон. Размеры Земли.

Умение работать с различными источниками информации. Умение выделять главное в различных источниках информации

Понимание

влияния движений

Земли на

протекание

природных

явлений

26.09

5

Глобус и карта

Практическая работа № 3 «Составление сравнительной характеристики разных видов изображения земной поверхности»

§ 5

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Глобус, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космическое изображение

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности.

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия

Осознание многообразия видов изображения земной поверхности

03.10

6

Ориентирование на местности.

Практическая работа № 4 «Определение с помощью компаса сторон света»

§ 6

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирование стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, стороны света, компас

Давать определению понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Умение работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

10.10

7

Обобщение, контроль и корректировка знаний по теме «Земля и ее изображение»

Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными КИМ

См. урок 3-6

Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела.

Умение работать с различными КИМ

Понимание роли и значения географических знаний

17.10

История географических открытий (14 часов)

8

По следам путешественников каменного века

§ 7

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

24.10

9

Путешественники древности

§ 8

Формирование

представлений

о возможности

совершения

длительных

путешествий в

древности

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход

путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности.

Умение работать с различными источниками

информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

31.10

10

Путешествия морских народов

§ 9

Формирование представлений о возможности совершения длительных путешествий морскими народами

Викинги, норманны, варяги, Европа, Скандинавский полуостров, драк- кар, остров Исландия, остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв, Счастливый, Винланд

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

14.11

11

Первые европейцы на краю Азии

Практическая работа № 5

«Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа»

§ 10

Формирование

представлений о возможности

совершения

европейцами

путешествий в Азию

Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя,  Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

21.11

12

Хождение за три моря

§ 11

Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучении регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина

Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Черное море, Смоленск, «Хождение за три моря»

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте* структурировать учебный материал.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

28.11

13

Морской путь в Индию

§ 12

Формирование представлений об эпохе Великих географических открытий как

периоде интенсивного освоения территории Земли

Эпоха Великих географических открытий, Китай, Индия, Генрих Мореплаватель, Африка, Средиземноморье, Индийский океан

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

05.12

14

Открытие Америки

Практическая работа № 6

«Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов»

§ 13

Формирование представлений о причинах и следствиях открытия Америки

Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан- Сальвадор, Америго Вес- пуччи, Новый Свет, индеец

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

12.12

15

Первое кругосветное путешествие

Практическая работа № 7

«Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов»

§ 14

Формирование представлений о возможности совершения и о географических следствиях первого кругосветного путешествия

Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Наносить на контурную карту маршрут путешествия экспедиции Фернана Магеллана. Выяснять причины организации кругосветного плавания. Составлять описание о жизни и деятельности Фернана Магеллана и Хуана Себастьяна Элькано.

Определять приоритет совершения первого кругосветного путешествия

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

19.12

16

Открытие Южного материка

§ 15

Формирование представлений об открытии Австралии

Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Новая Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать высказывания о причинах использования на- звания «Неизвестная Южная Земля».

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

26.12

17

Поиски Южной земли

§ 16

Формирование представлений об освоении и изучении Земли в XVII веке

Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описание жизни и деятельности Джеймса Кука.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

16.01

18

Русские путешественники

Практическая работа № 8 «Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»

§ 17

Формирование представлений о роли русских путешественников в освоении и изучении

территории

Земли

Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежнева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описания территорий, открытых русскими путешественниками. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнёва, Беринга и Чирикова

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

23.01

19

Вокруг света под русским флагом

§ 18

Формирование представлений о роли русских путешественников в открытии Антарктиды

Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и  звания «Неизвестная Южная Земля».

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

30.01

20

Урок обобщения и контроля знаний по теме «История географических открытий»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами

См. уроки

8—19

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

6.02

21

Урок коррекции знаний по теме «История географических исследований»

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами

См. уроки 8-19

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий

Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

13.02

Путешествие по планете Земля (9 часов)

22

Мировой океан, его части

§ 19

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, море, залив, пролив, волна, течение

Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана.

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических свойств Мирового океана и его составных частей

20.02

23

Значение Мирового океана для природы и человека

Практическая работа № 9

«Обозначение на контурной карте материков и океанов»

§ 20

Формирование представлений о значении Мирового океана для природы и человека

Условия обитания, живой мир

Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Осознание роли Мирового океана для природы и человека

27.02

24

Путешествие по Евразии. Практическая работа № 10«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии»

§ 21

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Евразии

Евразия, Европа, Азия, Северное море, Каспийское море, Суэцкий перешеек, озеро Байкал, Восточно-Европейская равнина, Альпы, Монблан, Гималаи, Эверест, Дунай, Рейн, Волга, Ладожское озеро

Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

06.03

25

Путешествие по Африке

Практическая работа № 11

«Составление таблицы «Особенности живой природы Африки»

§ 22

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Африки

Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис

Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

13.03

26

Путешествие по Северной Америке

Практическая работа № 12

«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Северной Америки»

§ 23

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Северной Америки

Северная Америка, Южная Америка, Панамский перешеек, Мексика, тундра, степь, Аппалачи, Кордильеры, землетрясение, Миссисипи, Великие озера, Флорида

Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

27.03

27

Путешествие по Южной Америке.

Практическая работа № 13

«Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Южной Америки»

§ 24

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Южной Америки

Южная Америка, Анды, Амазонская низменность, Амазонка, Парана, Ориноко, Игуасу, Ан- хель, анаконда, капибара, индейцы, гевея, хинное дерево, арапайма, колибри

Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

03.04

28

Путешествие по Австралии

Практическая работа № 14

«Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих Австралию»

§ 25

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Австралии

Австралия, Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, Большой Водораздельный хребет, Муррей, Эйр-Норт, кенгуру, коала, лирохвост, эвкалипт, ехидна, утконос, Австралийский Союз

Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте природные географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка

10.04

29

Путешествие по Антарктиде

Практическая работа № 15

«Составление перечня научно-исследовательских  станций Антарктиды»

§ 26

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды

Антарктида, планктон, ледник, пингвин, научно-исследовательская станция

Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тексту и картам. Называть и

показывать на карте географические объекты по теме урока. Группировать географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности

природы и населения материка

17.04

30

Урок обобщения и контроля знаний по «Путешествие по планета Земля»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами

См. уроки 22-29

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материка

24.04

Природа Земли (2 часа)

31

Что такое природа. Оболочки Земли

Практическая работа № 16

«Организация фенологических наблюдений в природе»

§ 27, 28

Формирование представлений о многообразии природы Земли и объектов, ее составляющих

Природа, объект природы

Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга. Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями (в том числе инструментальные)

Умение работать с различными источниками

информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов

08.05

32

Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела «Природа Земли»

§ 28

Формирование первичных представлений об оболочках Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Географическая оболочка, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера

Объяснять особенности оболочек Земли, специфику географической оболочки. Определять отличия оболочек Земли друг от друга. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт оболочек Земли

15.05

33

Урок обобщения и контроля по курсу «Введение в географию»

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала,

работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1—33

См. разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

22.05

34

Резервное время

29.05


Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.

  1. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
  •  моделями;
  •  приборами;
  •  коллекциями;
  •  гербариями;
  •  макетами;
  •  картами;
  •  картинами;
  •  таблицами;
  1. В кабинете географии есть экспозиционные материалы:
  •  организующие учащихся на овладение приемами учебной работы;
  1. В кабинете есть литература:
  •  справочная;
  •  научно-популярная;
  •  учебники;
  •  научно-методические пособия;
  •  образцы практических и самостоятельных работ, учащихся;
  •  подборки олимпиадных заданий и т.д.
  1. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
  •  по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
  •  по классам (6-10 классы).
  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:
  •  для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной   учебной работы;
  •  для проверки знаний, умений (карточки-задания);
  •  для подготовки опережающих заданий;
  •  атласы;
  •  коллекции минералов и горных пород;
  •  гербарии и т.п.
  1. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.

Список используемой литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с. (Стандарты второго поколения)
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
  5. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. (Стандарты второго поколения)
  6. Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2012. – 88 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
  7.  Домогацких Е.М. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. Учебник для 5 класса. - М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014. (ФГОС. Инновационная школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...

Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 ...