Обобщающий урок "Путешествие по России"
план-конспект занятия по географии (9 класс) на тему

Кибирева Нина Вадимовна

9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_puteshestvie_po_rossii.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по России.

(Игра по теме «Регионы России» - обобщение изученного материала).

Разработала учитель географии

МБОУ Лакшинской средней

общеобразовательной школы

Кибирева Н.В.

Цели: 1) Образовательные – обобщить, закрепить ранее изученный материал, учить доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, учиться обсуждать проблемы;

            2) Развивающие – развивать у учащихся географическое мышление  и интерес к предмету;

            3) Воспитательные – формирование ответственности, самостоятельности, умения работать в группе; воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: контурная карта России (возможно карты на интерактивной доске), атласы 9 класса, политическая карта России, эпиграф на доске, тема на доске, карточки с названием станций (или презентация с темой, эпиграфом, названием станций и вопросами), выставка лучших реферативных работ, книг.

Правила игры:

1.Команды(равные по силам) формирует учитель.

2. Команды самостоятельно избирают капитанов, придумывают название и девиз.

3. Жеребьевка определяет очередность выступления команд.

4. После ответа команды соперники могут тоже ответить и увеличить свои баллы, если у них есть существенные дополнения.

Ход урока.

                               Эпиграф:

                                       А еще жизнь прекрасна потому, что можно         путешествовать.

Н.М. Пржевальский.

1. Вступительное слово учителя.

- Тема нашего урока – игры «Путешествие по России». Путешествовать мы будем по нашей замечательной необъятной стране. В ходе нашего заочного путешествия мы сделаем остановки на различных станциях.

А раз это игра, то можно сказать: «И в час досуга можно расти, если разумно его провести».

Цель урока – обобщить, закрепить ранее изученный материал, научиться доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, учиться обсуждать проблемы. В конце урока работа каждого ученика будет оценена.

А теперь класс делится на две команды (по усмотрению учителя).

Представление команд.

Слово учителя:

Сегодня меж командами сраженье.

Но пусть обид не будет среди вас.

Ведь победитель или побежденный

Сегодня станет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажите находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

Идет представление команд (название, девиз)

Слово учителя: Желаю вам успеха! Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.

Литературная разминка.

Даем слово каждой команде. Необходимо прочесть стихи о Родине( заранее подготовленное задание)

Нет края на свете красивей,

 Нет Родины в мире светлей!

 Россия, Россия, Россия, –

 Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

 Терпел пораженья любой!

 Россия, Россия, Россия, –

 Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

 Тебя бережём мы и чтим,

 А если нарушат границу,

 Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

 "А чем дорога вам страна?"

 – Да тем, что для всех нас Россия,

 Как мама родная, – одна!

 (В. Гудимов)

Россия, ты – великая держава,

 Твои просторы бесконечно велики.

 На все века себя ты увенчала славой.

 И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

 Каскад хребтов в горах мечты таит.

 Речной поток от жажды исцеляет,

 А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

 От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,

 А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

 К сокровищам твоим нам путь лежит.

 Как мало о тебе ещё мы знаем.

 Как много изучить нам предстоит.

Станция  «Географическое положение»

Найди ошибки.( каждой команде дается карточка с заданием)

Россия – самая маленькая(крупная) страна мира. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца –Иосифа (мыс Челюскин на п-ове Таймыр). Крайняя южная точка России – город Кушка (гора Базардюзю).  Велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная оконечность находится на песчаной косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда. На материке крайняя точка мыс Рудольфа (мыс Дежнева)

Россия имеет сухопутную границу с 20 государствами (14), и с 2 странами морскую границу – это США и Япония. Самая протяженная граница у России с Китаем (Казахстаном – 7200 км).

Станция «Картографическая»

Показать на контурной карте административно-территориального деления России  перечисленные объекты.

Конкурс капитанов. Капитанам вручаются карточки с заданиями.

- «Капитаны впереди, доказать они должны в поединке благородном, что достойны, что мудры»

1. г. Москва

2. Ростовская область

3. Респ. Саха(Якутия)

4. Респ. Коми

5. Кировская обл.

6. Мурманская область.

7. Чеченская Республика.

  1. г. Санкт – Петербург
  2. Архангельская обл.
  3. Хабаровский край.
  4. Нижегородская обл.
  5. Астраханская обл.
  6. Сахалинская обл.
  7. Калининградская обл.

Необходимо сказать к какому району относятся данные субъекты РФ.

Станция «Экономические районы России»

Каждой команде поочередно зачитывается задание. На обдумывание – 10 сек. Если ответ неверный, другая команда имеет право исправить его и получить дополнительный балл. Каждая команда получает по 5 заданий.

   1.Природными ресурсами район не богат, поэтому промышленность работает в основном на привозном сырье. Имеются запасы бурого угля (Подмосковный бассейн), фосфоритов, торфа, известняка, песка, леса - на севере и северо-западе района. (Центральный район)

2. Это самый северный в европейской части России экономический район. Территория большая - 1643 тыс. км2. Омывается водами Северного Ледовитого океана. Здесь расположены важные порты РФ - Мурманск (незамерзающий), Архангельск. Часть Баренцева моря, согретая ветвью теплого Северо-Атлантического течения, не замерзает. Довольно значительная часть территории района расположена севернее Полярного круга в холодном поясе. (Северный район).

3. Промышленные предприятия этого района размещаются в крупных городах - Воронеже, Курске, Липецке, Тамбове, Белгороде, Мичуринске, Ельце. В Курске представлено точное машиностроение; в Белгороде - металлоемкое машиностроение - производство горного оборудования. В Липецке находится крупный тракторный завод. (Центрально-Черноземный район).

4. Производство энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в Санкт-Петербурге. Развито судостроение: "Адмиралтейский", "Балтийский" заводы Санкт-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.

           Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса). В Новгороде, Пскове, Выборге, Калининграде производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны. (Северо-Западный район).

5. Район имеет небольшую территорию (167 тыс. км2) и удобное транспортно-географическое положение. Граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавсказским экономическими районами РФ и Украиной. Железнодорожные и автомобильные магистрали пересекают территорию района как в широтном, так и в меридиональном направлении. Имеется разветвленная сеть газопроводов и ЛЭП. (Центрально-Черноземный район).

6. Национальный состав - неоднороден: проживают русские (большинство), мордва, марийцы, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население - народы уральской языковой семьи (финно-угорская группа) - марийцы и мордва. Их предки жили здесь за много веков до нашей эры. Вторая по времени формирования этническая группа населения - тюркская (чуваши, татары) - освоили этот район в III-' IV вв. нашей эры. Третьим этническим слоем является славянский, представленный в основном русскими, которые пришли в этот район в XIII в., когда был основан Нижний Новгород. (Волго-Вятский район).

7. Природные ландшафты этого района многообразны. Здесь есть горные хребты и степные равнины, бурные горные реки и пересыхающие реки и озера, оазисы субтропической растительности на черноморском побережье и холодные снежные вершины  гор.

           По природным условиям район делится на три зоны: равнинную, предгорную и горную. Равнинная (степная) - занимает большую часть территории и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек. Предгорная зона располагается южнее и протягивается небольшой полосой с северо-запада на юго-восток. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов  (горная часть). (Северо -Кавказский  район).

8.  Горы этого района - "кладовая" полезных ископаемых. Месторождения железных, медных и других руд приурочены к магматическим породам восточного склона гор. Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более ста лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы сильно истощены. 2/3 железорудных запасов содержит Качканарское месторождение.

           Также здесь добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, золото, серебро.

           В прогибе у западного склона этих гор сосредоточены полезные ископаемые осадочного происхождения - нефть, природный газ , уголь, калийная и поваренная соли . (Уральский район)

9. Этот экономический район  расположен вдали от наиболее развитых районов страны, между Западно-Сибирским и Дальневосточным экономическими районами. Только на юге проходят железные дороги (Транссибирская и Байкало-Амурская) и по Енисею в короткую навигацию обеспечивается связь с Северным морским путем. Особенности географического положения и природно- климатических условий, а также слабая освоенность территории затрудняют условия индустриального развития региона. (Восточная Сибирь).

10. Одной из очень важных отраслей промышленности района является рыбная промышленность. По производству продукции этой отрасли район занимает первое место среди районов России. Только здесь осуществляется добыча ценных лососевых рыб, сайры, крабов. (Дальний Восток).

Станция «Эрудит»

Каждой команде поочередно дается задание. По 3 минуты на обдумывание ответа.

  1. Почему Москва стала центром Древней Руси?
  2. Почему Москву называют портом 5 морей?
  3. Почему промышленность Санкт-Петербурга привязана к морскому побережью?
  4. В чем суть выражения «Санкт-Петербург «сам создал себе» удобное географическое положение»?
  5. Почему на севере невысок процент пожилого населения?
  6. Почему геолог, академик Александр Евгеньевич Форсман назвал Урал «жемчужиной минерального царства»?

Станция «Творческая»

С помощью жребия каждая команда выбирает задание. Необходимо нарисовать «образ района» с помощью условных знаков в виде герба, рисунка, схемы.

- Дальний Восток

- Кавказ

Станция «Словарная»

Чья команда быстрее ответит, за правильный ответ получит балл.

  1. Процесс повышения роли городов и распространения городского образа жизни. (урбанизация).
  2. Разделение труда между районами и странами, выражающееся в специализации районов и стран на производстве определенных видов изделий.(территориальное или географическое разделение труда).
  3. Территория, выделяемая на основании определенных показателей: экономических, социальных, физико-географических, административных, ресурсных, экологических. (район).
  4. Часть территории государства, окруженная со всех сторон другими государствами и не имеющая морского берега. (анклав).
  5. Ввоз товаров в страну из других государств. (импорт).
  6. Сосредоточение в районе производства определенной продукции, значительная часть которой предназначена для межрайонного отдела. (специализация района).
  7. Часть населения, занятая общественно полезной деятельностью, приносящей доход. (экономически активное население)
  8. Вывоз товаров в другие страны. (экспорт).

Итог урока.

Слово учителя:

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте,

Отсюда все ее дела большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

                                               (В.Боков)

 Спасибо вам за работу.

Подводятся итоги урока (оценивание учащихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "История России" 10 класс

Конспект уроков по теме: ""Киевская Русь", "Московская Русь", тест "Внутренняя политика России в период правления Николая I"...

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе....

Тест к обобщающему уроку Истории России 7 класс

Тест к обобщающему уроку по курсу Истории России 7 класс...

8 класс.Обобщающий урок "Климат России"

Можно проводить как самостоятельную,практическую работу или обобщающий урок ....