Обобщающие уроки "История России" 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Конспект уроков по теме: ""Киевская Русь", "Московская Русь", тест "Внутренняя политика России в период правления Николая I"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme10_klass.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Киевская Русь».
Основные понятия: норманнская теория; союзы племён, усобица, феодализм, виды феодально-зависимых крестьян, боярская Дума, князь, дружина, половцы, община, вотчина, натуральное хоз-во, государство, полюдье, уроки, погосты. «Русская правда», десятина, православие, христианство, язычество, восточные славяне.
Выдающиеся личности: Олег, Рюрик. Игорь, Ольга, Святослав. Владимир. Ярослав.мудрый. Владимир мономах. Мстислав. Борис и Глеб, Илларион, Феодосий Печерский.
тест
1.Кто крестил Русь:
а)Борис, б) Глеб, в)Владимир Красно Солнышко, г)Ольга.
2. Как называлась славянская азбука:
А)кириллица. Б) буквица, в)латиница, г)полуустав.
3. Святослав, разгромив Волжскую Булгарию, открыл путь ордам:
А) скифов, б) гуннов, в0 черемисов, г) половцев.
4. Какой вид земледелия преобладал у восточных славян:
А) подсечно-огневой, б) огневой, в) пашенный, г) смешенный.
5. Какие народы не вошли в государство Киевская Русь:
А) финно-угры, б) вятичи, в) поляне, г) жмуть.
6. Какую христианскую конфессию выбрал Владимир Святой:
А) арианство, б) католицизм, в) православие, г) кальвинизм.
7. Кто не имел права обладать вотчиной на Руси:
а) бояре, б) монахи, в) поляне, г) жмуть.
8. Феодализм предполагает обязательно: а) развитую торговлю, б) наличие знати, в) крупное землевладение, г) аренду земли.
9. Наиболее активные дипломатические отношения Русь на протяжении древнерусского периода истории имела с: а) Византией, б) Польшей, в) Хазарией, г) Скифией.
Из какого источника представленные ниже цитаты:
«Те же славяне, которые сели возле озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».
«Если кто вынет меч, а не ударит, тот платит гривну».
«Что знаете хорошего, того не забывайте; чего не знаете, тому учитесь; не ленитесь ни на что доброе, но паче всего блюдите страх Божий».
«Пришёл Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары…»
«Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду».
«И с коня я много раз падал, голову себе разбивал дважды, повредил свои руки и ноги…»
Кроссворд:
По горизонтали: 1. Восточно-славянское племя, жившее в Нижнем Поднепровье, на побережье Черного моря. 3. Русская княн\гиня, в 945 г. подавила восстание древлян.5. Языческий бог скота и богатства у восточных славян. 7. Восточно-славянское племя, жившее в верховьях Западной Двины и Днепра. 9. Размер дани. 11. Тюркоязычное племя, создавшее свой каганат, во главе которого встал выдающийся полководец Баян. 13. Один из языческих богов восточных славян, бог подземного царства. 15. Река, на которой находятся такие города как Полоцок, Витибск и др. 17. Привилигированные княжеские и боярские слуги, участвовавшие в управлении феодальным государством. 19. осадное орудие, применявшееся для разрушения крепостных стен, ворот и башен.
По вертикале:
2. Столица Древней Руси. 4. Один из языческих богов восточных славян, символизирующий солнце. 6. Тюркоязычный кочевой народ., в X в. занимавший территорию Северо-Западного Казахстана. 8. Ростовский князь, сын князя Владимира, убит по приказу Святополка. 10. Основатель династии русских князей. 12. Князь, принявший христианство в качестве государственной религии. 14. Река , на берегу которой в 1015 г. был убит князь Борис Владимирович. 15. Владимиро-Волынский князь, который схватил Василько Теребовльского и приказал выколоть ему глаза.
Обобщающий урок по теме «Московская Русь»
централизованное государство, дворянство, казачество, нестяжатели, шатровый храм, опричнина, Стоглавый собор, приказы, Избранная Рада, иосифляне, сословная монархия, помещики, земщина.
Вопросы:
- Основатель династии Московских князей.
- Почему Иван Калита носил такое прозвище и как оно отражало его деятельность.
- Когда и почему Дмитрий Донской получил своё прозщвище.
- Два главных внешнеполитических соперника Московской Руси.
- Значение Мамаева побоища.
- Какие изменения произошли в плитическом положении государства при Иване III.
Крупнейшие битвы:
- 31 мая 1223 г.; 4 марта 1238 г., 6 декабря 1240 г., 2 августа 1377 г., 8 сентября 1380 г., 26 августа 1382 г.
Тест:
При Иване Грозном было введено: а) опричнина; б) местничество; в) отмена Юрьева дня.
Иван III окончательно захватил: а) Казань; б) Тверь; в) Новгород.
Ливонская война велась: а) с Речью Посполитой; б) с Тевтонским орденом; в) с племенами ливов.
Максим Грек был: а) греч. живописцем; б) переводчиком и писателем; в) наставником Ивана Грозного.
Нестяжатели – это: а) название ереси; б) административная должность в Московской Руси; в) одно из направлений в церкви.
«Домострой» - это: а) название свода законов; б) свод норм поведения; в0 руководство по строительному делу.
5. Иван Грозный, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Мамай.
Обобщающий урок по теме «Россия в конце XVII-XVIII вв.»
Исторический диктант
- Государство, построенное по единому плану на основе принципа упорядоченности и единообразия;
- система управления. При которой вся власть неограниченно принадлежит монарху;
- центральное учреждение, ведавшее управлением церковными делами и имениями;
- документ, регулирующий деятельность коллегий;
- система наследования имущества, при которой вся собственность переходила к старшему сыну;
- политика поощрения отечественной промышленности посредством установления покровительственного таможенного тарифа;
- предприятие, на котором введён принцип разделения труда;
- документ, зафиксировавший принцип чиновной, бюрократической выслуги;
- Архитектурный стиль, господствовавший в России вплоть до сер. XVIII в.;
- период частых государственных переворотов в России;
- высший орган, созданный в 1726 г., фактически управлявший страной;
- архитектурный стиль, господствовавший в России во втор. пол. XVIII в.;
- Комиссия, собранная Екатериной II в 1767 г.для составления нового свода законов;
- высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 г.;
- наименьшая территориальная единица в России;
- война, в которой участвовала Россия в 1757-1762 гг.;
- высший местный чиновник по реформе 1775 г.;
- период истории русской церкви в XVIII- начале XX века;
- так стали называться бывшие монастырские крестьяне после реформы церковных владений 1762-1764 гг.;
- обмирщение.
2.
2.1. Внешняя политика Петра I.
2.2. Государственные и социально-экономические реформы Петра I.
2.3. Территории, вошедшие в состав России при Екатерине II.
2.4. Видные деятели культуры и церкви XVIII в.
2.4. Реформы Екатерины II.
3.
3.1. Почему Пётр I назвал сражение при Лесной «матерью Полтавской баталии»?
3.2. В каких государствах побывал Пётр Великий и почему?
3.3. Какие новые отрасли промышленности и знания появились при Петре I.
4. Тест
1. Знаменитая Полтавская битва произошла в:
а) 1705, б) 1707, в) 1709, г) 1708.
2. Цель «Великого посольства»:
а) найти союзников в предстоящей войне со Швецией, б) заключить мирный договор с Польшей, в) найти союзников в войне с Османской империей, г0 познакомиться с государственным устройством западных стран.
3. Северная война проходила:
а) 1700-1721 гг, б) 1699-1720 гг., 1709-1721 гг., г) 1701-1721 гг.
4. В результате Северной войны Россия:
а) завоевала выход в Балтийское море; б) лишилась части своей северной территории; в) укрепила своё международное положение; г) потеряла свою независимость.
5. Нововведения Петра I:
а) в одежде появился европейский стиль; б) бритьё бород; в) русские люди стали грамотными и образованными; г) стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки.
6. Новое летоисчисление в России было введено:
а) 1700, б) 1699, в) 1701, г) 1702.
7. Ношение бород разрешалось:
а) крестьянам и ремесленникам; б) священнослужителям и дворянам; в) священнослужителям и крестьянам; г) рекрутам и горожанам.
8. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское; б) Балтийское; в) Азовское; г) Полтавское.
9. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:
а) Миних, б) Остерман, в) Шувалов, г) Разумовский.
10. В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское орудие:
а) редуты; б) «единороги»; в) пищаль.
11. Период правления Анны Иоанновны вошёл в историю как:
а) «правление временщиков»; б) «бироновщина»; в) «правление верховников»; г) «орловщина».
12. Гвардия использовалась:
а) для личной охраны императора; б) для охраны приграничных земель; в) для организации военных экспедиций в другие страны.
13. Кто унаследовал престол после смерти Анны Иоанновны:
а) Иван Антонович; б) Пётр Алексеевич; в) карл Пётр Ульрих; г) Елихзавета Петровна.
14. Права и привилегии дворянства при Елизавете Петровне расширились, на что указывают следующие данные:
а) дворянство закрепило за собой право владеть землёй и крестьянами; б) дворянство освобождалось от государственной службы; в) помещики получили право ссылать провинившихся крепостных без суда и следствия в Сибирь.
15. Елизавета Петровна оставила престол:
а) Петру Фёдоровичу; б) Екатерине Алексеевне; в)Ивану антоновучу; г) Петру Алексеевичу.
16. Разделы Речи Посполитой были:
а) 1772. 1793, 1794, 1795; б) 1768, 1772, 1795; в) 1772, 1793, 1795; г) 1762, 1773, 1787, 1791.
17. Азовские походы:
а) 1695-1696; б) 1696-1697;в) 1695 и 1711; г) 173701639.
18. Ништадский мир:
а) 1711, б) 1721, в) 1762, г) 1791.
19. Россия аннексировала Крым:
а) 1787, б) 1791, в) 1783, г) 1772.
20. Восстание Пугачёва:
а) 1775-1776, б) 1773-1775. в) 1756-1762, г) 1787-1791.
21. Петербург начали строить:
а) 1700, б) 1703, в) 1721, г) 1711.
22. Указ о «вольности дворянства»:
а) 1762, б) 1761, в) 1763, г) 1764.
23. В 1711 г. был учреждён:
а) Сенат, б) Синод, в) Орден Андрея Первозванного, г) Главный магистрат.
24. В 1762-1796 гг. в России правил(а):
а) Екатерина I, б) Екатерина II, в) Елизавета Петровна, г) Анна иоановна.
25. Российская Академия наук была учреждена в:
а) 1721, б) 1727, в) 1755, г) 1725.
Тест: «Внутренняя политика России в период правления Николая I»
Установить хронологическую последовательность событий:
А) издание нового цензурного закона;
б) издание первого полного свода закона;
в) издание первого свода действующих законов
2. выберите правильный ответ: какие из перечисленных положений политики Николая I соответствуют действительности:
А) запрет дробить дворянские имения между наследниками;
Б) повышение имущественного ценза для выборщиков в органы дворянского самоуправления;
В) заперт на занятие должностных мест недворянами
3. вычеркните лишнее: автором «Свода законов Российской империи» являлся:
А) П.Д.Киселёв
Б) М.М.Сперанский
В) Е.Ф.Канкрин
4. продолжите логический ряд: реформы государственной деревни:
А) создание школ и больниц;
Б) возможность для переселения крестьян в восточные районы страны:
В) …;
Г) …;
5. Выберите правильный ответ: во время правления Николая I
А) розничная продажа крестьян была:
- запрещена
- разрешена
Б) освобождение крестьян при разорении их хозяина было:
- запрещено;
- разрешено
В) после инвентарной реформы повинности крестьян были:
- увеличены
- точно зафиксированы
6. Найдите соответствие и впишите номера ответов в пустые клетки:
1. Учреждение Третьего отделения а) 1825
2. Смерть Николая I б) 1826
3. Восстание декабристов в) 1832
4. Завершение кодификации права г) 1855
7. Выберите правильный ответ: к времени правления Николая I имеют отношения следующие события:
А) учреждение третьего отделения
Б) учреждение полиции
В) закрытие Варшавского университета
Г) арест солдат Семёновского полка
Д) разгром кружка петрашевцев
8. Вставьте пропущенные слова:Реформа государственной деревни – это реформа, проведённая министром государственных имуществ________________________, в результате которой было значительно_____________________положение_________________крестьян.
9. Укажите годы русско-иранской войны:
А) 1826-1828 гг.
Б) 1828-1829 гг.
В) 1852-1855 гг.
10. Найдите соответствие:
1) Вхождение Среднего жуза в состав России а) 1829
2) Адрианопольский мир б) 1841
3) Лондонская конвенция в) 1854
11. Предлогом для объявления Турцией войны России было:
А) отказ царя предоставить мусульманам равные с православными права на территории Российской империи
Б) введение русских войск на территорию Молдавии и Валахии
В) занятие русским флотом проливов Босфор и Дарданеллы
Г) захват Константинополя
12. Главной причиной совместного выступления европейских стран против России в годы Крымской войны было стремление не допустить:
А) раздела Турции
Б) укрепление позиций России в Персии
Г) завоевание Средней Азии
Д) присоединение к России Дальнего Востока.
13. Союзные войска вступили в войну против России:
А) в ноябре 1853
Б) в марте 1854
В) в сентябре 1854
Г) в августе 1855
14. Командующим русской армией на Кавказе был:
А) Н.Н.Муравьёв
Б) П.С.Нахимов
В) Э.И. Тотлебин
Г) В.А. Корнилов
ОБОЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века
Раскрыть понятия:
Промышленный переворот, «негласный комитет», «Священный союз», военные поселения, конституционная монархия, декабристы, цензура, третье отделение, теория «официальной народности», западничество, ампир, социализм, академизм, славянофильство, петрашевцы.
Соответствие событии – дата:
Министерская реформа а) 1803
Указ о «вольных хлебопашцах» б) 1802
Вторая антинаполеоновская коалиция, Аустерлицкое сражение в) июнь 1812
Начало отечественной войны г) 1821
«уставная грамота российской империи» д) 1805
Выступление на сенатской площади и) 19 янв. 1832
«Свод законов российской империи» к) 1849
Суд петрашевцев л) 14 дек. 1825
Крымская война м) 1839-1883
Храм Христа Спасителя в Москве н) 1853-1856
Пояснительная записка к итоговым контрольным заданиям по курсу История России в 10-11 профильных класса
Контрольные вопросы (задания) состоят из двух нескольких частей, с учётом степени прохождения программы.
Задания имеют своей целью:
- контроль и корректировку знаний, умений, навыков и подготовку и подготовку к ЕГЭ.
Задания содержат вопросы в традиционной форме, вопросы с выбором ответов, дискуссионные вопросы, предусматривающие формирование умения высказывать своё суждение по проблемным моментам отечественной истории.
Задания содержат вопросы сравнительного характера, вопросы, направленные на развитие логического и аналитического мышления.
Включены задания, позволяющие показать степень включённости выпускника в политическую и культурную жизнь Отечества.
Итоговый контроль знаний и умений учащихся предполагает: знание карты, умение оформить реферат и сделать презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщающий тест 7 класс
экзамен...
Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс
Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"
План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...
Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"
Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....
Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.
Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....
Презентация "Линейная функция" для урока обобщающего повторения, 7 класс
Представленная презентация является пощником для урока обобщения по теме "Линейная функция". На уроке повторяется понятие линейной функции, вид линейной функции, метод построени...