Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала в начале изучение темы в 8 - 9 классах "Население России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
«Александринская гимназия»
Конспект урока по географии
в 8 классе
«Численность населения и естественный прирост в России»
Урок подготовила
учитель географии
Тарасенко Светлана Юрьевна
г. Санкт- Петербург
2015 год
Открытый урок по географии в 8 классе
Тема: « Численность населения и естественный прирост в России»
Цель урока: Сформировать новые знания по теме.
Задачи:
- учебные:
- знакомство с новыми терминами «демография», «демограф», «кризис»,
«естественный прирост», «депопуляция», «естественное движение населения»;
- дать статистический анализ динамике численности населения России;
- познакомить учащихся с основными видами естественного прироста.
- развивающие:
- развивать умения самостоятельно проводить картографические и статистические исследования;
- формировать умения анализировать половозрастные пирамиды;
- учиться составлять демографические прогнозы;
- развивать умения выявлять причинно-следственные связи.
- воспитательные:
- формирование у учащихся здоровых ценностных ориентаций;
- активизация нравственно-психологических аспектов рождаемости в России;
- агитация здорового образа жизни.
- выявление и информирование значения, современной демографической ситуации, с точки зрения перспектив исторического и экономического развития России в 3 тысячелетии.
Тип урока: исследование
Оборудование:
1. График ЕДН с 1927 года
2. Карта k Рождаемости в России в 1990-1996 г.г.
3. Карта k Смертности в России в 1990-1996 г.г.
4. Карта Естественного прироста в России в 1990-1996 г.г.
5. Таблица 2: «Изменение численности населения в России»
Новые понятия (на доске): Демография, ЕДН (естественное движение населения), естественный прирост, депопуляция, эмансипация, демографический кризис.
Содержание урока
1. Изучение численности населения России (таблица 2, таблица 8)
2. ЕДН - (график ЕДН с 1927 года, рис.10, карты k Рождаемости и k Смертности за 1990-1996 г.)
3. Естественный прирост населения и его виды (табл.9, карта k Естественного прироста за 1990-1996 г.г.; «Русский крест», формула Естественного прироста)
4. Естественный прирост, причины его изменения в России
(схема «Факторы», «Прогнозы»)
5. Анализ полововозрастной пирамиды в России.
Эссе на тему: (выступления учащихся)
1. Ваш демографический прогноз и его перспективы на 1-е полугодие 21 столетия.
2. Депопуляция и ее геополитические последствия.
Ход урока
Вводное слово учителя
- Сегодня, мы начинаем изучение волнующей темы в современной России «Численность и естественный прирост населения в России». Знакомство с планом на доске. В ходе урока, мы должны ответить на ряд вопросов, а именно:
1. Почему эта тема, для России, столь животрепещущая в настоящее время?
2. Самостоятельно сделать демографический прогноз, и выявить его демографические
перспективы;
3. Оценить при данной ситуации возможности роста населения России с точки зрения ее исторического и экономического развития.
Письменное д/задание эссе на основе дискуссионных вопросов.
- В процессе знакомства с содержанием урока вы, наверно, отметили появление новых незнакомых ранее терминов. В работе со словарем: чаще всего встречается слово - демография – это наука, занимающаяся проблемами народонаселения и его воспроизводства (пополнение за счет новых поколений).
- Наиболее полные демографические сведения о численности населения страны, его составе
обычно получают при переписях. Первые переписи проводились еще в Царской России.
Запись на доске:
1-я перепись (1897 г.) – 67,5 млн. человек
2-я перепись (1910 г.) – 90,0 млн. человек
- Данные переписей в послереволюционной России (1917 г.) отражает нам таблица
учебника. В некоторые учебники не вошли данные последней переписи 2002 года,
по данным, которой, в России насчитывается уже 145,2 млн. человек.
Данные за 2005 год – 142 млн. человек.
- Итак, мы можем подвести итог всем высказываниям: «Какая волнующая проблема,
ярко выражена в России?»
Ответ: идет процесс сокращения численности населения.
- В демографии этот процесс называется «демографический кризис».
Работа со словарем: - демографический кризис - это изменения в численности населения, прежде всего связанные с особенностями ЕДН (естественного движения населения).
Работа с понятием - ЕДН - изменения в соотношении численности родившихся и умерших жителей страны.
Анализ график ЕДН за 1927-1996 г.г. в Российской Федерации.
(находятся у каждого ученика на столе)
- Давайте проанализируем сложившуюся в России ситуацию по ЕДН.
=================================================================
1.Какие тенденции наблюдают в соотно- 1.В России смертность постепенно возрастает
шении k Р и k С за последние 40 лет рождаемость не растет, а с середины 80-х годов
с 1960 годов? также начинает интенсивно снижаться, но
k Р остается больше k С.
2.В каком году произошел коренной 2.В 1991 году k Р= k С. Развал СССР.
перелом в динамике ЕДН?
Чем это вызвано?
Продолжение работы с графиком
3.Как ведет себя кривая рождаемости 3.Кривая смертности стремительно растет,
по отношению к кривой смертности а кривая рождаемости стремительно падает.
после 1991 г.? C 1992 года k Р > k С
4.Были еще в истории России такие 4.Да,1932-1937 годы
времена? (по графику на столах)
5.Вспомните исторические события 5. Голод 1932 года
Что это были за годы для России? Репрессии 1937 года
Данных за военные годы нет
=================================================================
Вывод: k P < k C на сегодняшний момент, но тенденции наметились в 60-х годах.
- Давайте проследим географию ЕДН более конкретно.
Как же обстоят дела в регионах России?
Опережающее задание: Ребятам перед уроком дается карта с заданием по характеристике
ЕДН в субъектах России (3 чел. k P, 3 чел.k C)
Показ карты на доске. Ребятам давалось опережающее задание: нужно было проследить изменения в регионах за период 1990-1996 г.г. по kP, kC, а также отметить их MAX и MIN показатели.
Анализ карт kP в регионах России проводится у доски учащимся по плану, остальные с картами на местах.
===================================================================
1.Какие изменения произошли в 1. За 6 лет рождаемость значительно уменьшилась и
регионах за период 1990-1996 год по значениям и по количеству регионов.
Если в 1990 г. в России насчитывалось 15 областей
с очень низкими показателями k P – это были
регионы Центральной России, С-Петербург и
Москва, то в 1996 году – это уже регионы всей
европейской части России и Урала.
2.Где наблюдаются наименьшие 2. Традиционно настораживает самыми низкими показатели k P в России? зателями – Тульская, Ярославская,Тверская,Смолен-
ская,Мурманская, Нижегородская,Ивановская обл.
Если в 1990 г. – 10-12 %, то в 1996 г. – 6-8 %.
3.Чем можно объяснить эту 3.Экономический кризис привел к сокращению произ-
закономерность? водства, безработица в промышленных регионах.
Нечерноземье - процесс вымирания деревни.
4.Где в России наблюдается 4.Ненецкий АО,Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский,
наибольшие k P? Эвенкийский,Дагестан, Чечня,Ингушетия,Кабарди
но-Балкария,Карачаево-Черкесия.
5.Почему? 5.Не меняющийся веками уклад жизни. Религия.
6.Вывод? 6.В целом k P < k C по 77 регионам, рост населения в
России идет в национальных образованиях.
Это – АО, национальные мусульманские кавказские
республики. Падает рождаемость за счет русского
населения Европейской России.( 77 регионов).
====================================================================
Заметка учителя: На 2003 г. рост k P наблюдается лишь в 12 субъектах, в том числе
Москва, Тюменская область.
Вопросы для беседы:
- Давайте определим, какие последствия несет для народа России столь длительное сокращение k P?
(Необходимо составить причинно-следственную цепочку, расставив карточки с последствиями в логической последовательности)
По 1 человеку от ряда работают коллегиально. (Проверка цепочки).
Последствия:
* уменьшение доли детей
* повышение среднего возраста россиян
*старение нации
*уменьшение населения детородного возраста
*увеличение доли пенсионеров
*уменьшение трудоспособного населения
*увеличение демографической нагрузки на экономически активное население
*повышение возраста выхода на пенсию
*повышение показателей смертности
- Пока ребята выстраивают цепочку, мы должны установить с вами факторы, в той или иной степени, влияющие на рождаемость.
- Что, по-вашему, может повлиять на изменение k P?
(заполнение схемы «Факторы рождаемости» вместе с классом)
- уровень благосостояния людей
- уровень медицинского обслуживания (совершенствование оборудования и технологий)
- религиозность (греховность аборта, в мусульманских странах - положение женщины)
- эмансипация (уровень вовлечения женщины в производство и общественную жизнь,
изменение ее статуса)
-уровень экономического развития региона
- уклад жизни
- традиции (возраст, вступления в брак, многодетность, в городах k P меньше, чем в селе)
- изменение системы ценностей, вместо духовных ценностей семьи – материальные, прак
тичные): 1.социальная реализация, 2.интерес к работе, образованию; 3.карьерный рост
- психологические (нет адаптации у населения к рыночным условиям, дефолтам,
отсутствуют все гарантии)
- нравственно-психологические факторы.
- Переходим к анализу карты k С в регионах России.
1.Изменения за 1990-1996 г? 1.Значительный рост показателя смертности по количест-
венным показателям.
Постоянство территорий, где наиболее низкие и наибо-
лее высокие показатели k С.
2.MIN k C 2.Магаданская обл, Саха, Ненецкий АО, Ханты-Мансий-
ский АО, Ямало-Ненецкий, Северокавказские республи
ки, Тюмень, т.е. в регионах, где MAX k P.
3.MAX k C 3. Псковская, Новгородская, Курская, Воронежская, Орлов-
ская, Тамбовская области.
4.Вывод 4.Самая высокая смертность там, где самая низкая рожда-
емость, т.е. в Центральной России, самая низкая смерт-
ность в национальных образованиях.
=====================================================================
Заметка учителя: Россия по переписи 2002 г. (по схеме) занимает 1-е место в Европе по уровню смертности – 27,9 %, 1-е место по младенческой и детской смертности – 11 %.При среднеевропейской 5,5 % - это результаты относятся как категории «сверхсмертности».
-Давайте подумаем, каковы факторы столь высокой смертности в истории России.
- Да, в истории России было несколько социальных потрясений:
1. 1914-1919 г.г. – Первая мировая, гражданская война, революция, политика военного
Коммунизма.
2. 1933-1940г.г. – голод, репрессии (6,5 млн. человек)
3. 1941-1845 г.г. – ВОВ (до 15 млн. человек)
4. 1985-2006 г.г. - Чем же объяснить феномен сверхсмертности в России на рубеже
20 и 21 веков?
Агенство РиФ, выделило 13 причин убывания населения (приложение)
Дополнительный материал, статья «ФЕНОМЕН СВЕРХСМЕРТНОСТИ, НЕИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ», комментарий.
- Наряду с ростом k C, фиксируется еще и падение продолжительности жизни россиян.
- 1975 г. – 35 место в мире
- 2004 г. - 142 место,
- 2005 г. - 148 место.
Средняя продолжительность
Жизни – 65,5 года (2004)
Мужчин – 59,1 год (на 15-19,5 лет меньше)
Женщин – 72,5 года (на 8-13 лет меньше)
- Хотя 40 лет назад – разница меньше на 2 года, чем у развитых стран.
- Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения, является естественный прирост, который рассчитывается как разность между общим показателем Р и общим показателем смертности за определенный период.
Показатель формулы : k ЕП = k P - k C
Задание. Характеристика таблицы, отражает общие k P, С и ЕП
Анализ таблицы
====================================================================
1.С каких годов фиксируется 1.С 1960 годов (это второе эхо войны)
2.С каких годов растет 2.С 1980 – х годов
смертность?
3.Какие показатели может 3.ЕП может быть 2 видов:
иметь ЕП? - положительный, если k P > k C (до 1991 года)
- отрицательный, если k P < k C(после 1991 года)
4.О чем говорит, положитель- 4. Говорит об увеличении численности населения на
ный ЕП? определенной территории.
5.О чем говорит отрицатель- 5.Население территории уменьшается, убывает в
ный ЕП? количестве. По данным переписи 2002 года Е.П. 7,4 %
===================================================================
- Рассмотрение эволюции этого показателя за 1990-1996 г.г. приводит к неутешительным
выводам. В двух картограммах показано распределение k Е.П. по территории России.
Какие изменения вы заметили?
=====================================================================
1.Какие выводы вы можете сделать? 1.В России становится все больше субъектов, где
фиксируется отрицательный Е.П.
Если в 1990 г. их – 22, то в 1996 – уже 72,
на 2005 год – 77 субъектов.
2.Назовите субъекты с положи- 2. Название Причины
тельным ЕП.
=====================================================================
При таких показателях k P и k C появление отрицательного Е.П. населения в России
было неизбежно, положительный Е.П. может сохраняться лишь по инерции, но только до тех пор, пока не будет исчерпан потенциал демографического роста, накопленный за счет более высокой рождаемости в прошлые годы.
! Момент истины – переход от положительного Е.П. к естественной убыли населения наступил с 1992 года. А так как Е.П. в России в те времена был основным источником его общего роста, то сразу наступило сокращение численности населения. Когда этот процесс растягивается на десятилетия, то депопуляция становится неизбежной и принимает затяжной характер.
Работа с понятием.
Депопуляция – длительный процесс естественной убыли населения, приводящий к эволюционному вырождению нации. Этот процесс можно представить графически, демографы называют эту картину - «Демографической катастрофой России» или «русский крест».
Негативные последствия депопуляции в России несложно предсказать, а точнее просчитать. При сохранении нынешних тенденций население России будет уменьшаться вдвое через каждые 28-30 лет. Как предсказывают ООН и наши демографы, численность населения к 2040 г. будет менее 100 млн. человек.
Рождаемость, которая последние 5 лет идет несколько в рост, будет расти до 2013 -15г.г., а с 2015 пойдет на спад, т.к. родителями (мамами) будут становиться сегодняшние 6, 7, 8 – классники, которых сегодня по статистике в 2 раза меньше по численности, чем вас.
Какие опасности несет в себе депопуляция?
- вымирание русского населения
- потеря высокого места России в демографической иерархии стран, если сейчас 8-е место, то к середине века 18-е место.
- сокращение доли россиян в мировом населении до 1 %
- ассимиляция (смешение с другими нациями)
-усложнение внешней политики:
1.слабозаселенная страна граничит с густозаселенными странами, которые время от времени заявляют претензии на российские земли,
2.вызывает беспокойство резкое снижение численности призывников в армию, это приведет к снятию всех освобождений, отсрочек, проблема защиты границы (профессиональная армия на контрактной основе)
3.внутреннее положение. Усиление несоответствия количества населения России и площади территорий огромным количеством богатств, нуждающихся освоении.
- неразвитость села.
Вывод: Таким образом, ни по внутренним, ни по экономическим, ни по внешним показателям, убыль населения не отвечает интересам России.
Чем можно ответить на демографию, какие контрмеры, можно предпринять?
* восстановление устойчивого, положительного Е.П. населения России.
* приток населения извне, т.е. крупномасштабная иммиграция
До 700-900 тыс. чел в год до 2015 года – это нереально!!!
Что сильно изменит состав населения (этнический), чревато последствиями:
1.межкультурные напряжения;
2.образование национально-этнических анклавов
3.недовольство экономическим и социальным неравенством местного и пришлого населения
Анализ таблицы
==================================================================
1.В каком году проведена 1.В 1926 году – 92,7 млн.чел
была перепись в социа (больше на 2,7 млн. человек)
листической России?
Какая зафиксирована чис-
ленность?
2.Почему за прошедшие 16 2.На эти годы выпали многие исторические события
между 2 и 3 переписью 1-я Мировая война,Революция, гражданская война,политика
население прибавилось «военного коммунизма»,приведшая к сильнейшему
столь незначительно? голоду в 1921 году.(проверка дат)!
3.Как росла численность 3.Очень незначительный рост.
населения России в 1 Голод 1933-1934 г.г, репрессии 1937 г.,ВО война- 1941-1945.
половине 20 века?
4.Как в это время росло 4.Темп роста был в 2 раза больше российского за счет
население СССР и - присоединения новых территорий
и почему? - традиционно высокой рождаемости в азиатских странах
- за годы Советской власти население СССР выросло
на 130 млн. человек
5. - в России на 56 млн.чел.
5. Посчитайте, на сколько
увеличилось население
в России за годы
Советской власти?
6.Какую часть населения 6. Больше 50 % - 53 %
СССР составляло насе
ление России?
7.Охарактеризуйте динами 7. Темпы роста и численности населения в послевоенные
ку численности населе годы начали расти до 1989 г., а после 1989 г. численность
ния в России, во 2 полов населения пошла на убыль.
20 века.
8.С какими событиями свя- 8.Годы перестройки, связанные с переходом на рыночные
зано,по вашему, сокра- отношения,
щение численности насе - распад СССР,
ления в России? - экономический кризис
Вывод урока обосновать в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)
Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН: Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...
Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"
Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...
Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....
Методическая разработка урока по географии 10 класс по теме " «Городское и сельское население мира. Урбанизация»
География . 10 класс.Тема урока «Городское и сельское население мира. Урбанизация»Тип урока: освоение новых знаний - комбинированныйЦели:изучить основные виды расселения;сформировать...
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы»....