Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "
методическая разработка по географии (8 класс)

Петренко Ирина Коммунаровна

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии в 8 классе на тему: « Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»).

 

Цели: Дать представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озер, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты. Применить на практике умение  работать с картами, таблицами и др. источниками информации. Воспитательная задача  – экологические проблемы загрязнения поверхностных вод и меры по их охране.

Оборудование: физическая карта России, атласы и контурные карты, учебник. ТСО. Таблицы: озера, подземные воды, ледники.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: сегодня мы продолжаем с Вами изучение темы «Внутренние воды России». Но прежде, давайте вспомним…

- Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней.   Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

        

ІІІ. Опрос домашнего задания.

1. Фронтально:

- Какие воды мы называем внутренними?

- С какими компонентами природы взаимосвязаны внутренние воды?

- Россия страна великих речных систем. К бассейнам, каких океанов относят реки России?  К бассейну, какого океана принадлежит большинство крупных рек России? С чем это связано?

- Какие особенности речной системы зависят от рельефа?

  Какие 2 типа рек выделяют по характеру течения? Чем они отличаются?

- Что называется падением и уклоном реки? Решите задачи

        1) Высота истока реки – 330 м. Высота устья – 150 м. Какой уклон будет иметь река при длине 500 км. Горная она или равнинная?

        2) Падение реки 200 м. Какую длину может иметь река, если известно, что её уклон 500 см/км.

- Аргументируйте   справедливость утверждения: «Реки – продукт климата»

- Какие особенности рек зависят от климата? (густота речной сети, питание, режим реки).

- Какой тип питания имеют большинство рек России?

  На какие 3 группы делятся по режиму реки России?

  В какое время года разливается Волга? Когда разливается  Амур? Объясните причины различий?

Тестирование

(Варианты тестов прилагаются)

2. Проверка номенклатуры и терминов.  

І

ІІ

ІІІ

IV

1. Волга

1. Печора

1. Сев. Двина

1. Обь

2. Лена

2. Иртыш

2. Енисей

2. Ангара

3. Яна

3. Индигирка

3. Колыма

3. Анадырь

4. Ока

4. Кама

4. Терек

4. Дон

5. Исток

5. Устье

5. Речная система

5. Бассейн реки

6. Половодье

6. Паводок

6. Межень

6. Годовой сток.

 

IV. Изучение нового материала.

- Мы познакомились с особенностями рек России. Сегодня мы познакомимся с другими видами внутренних вод.

1. Озера.

1)    - Что такое озеро?

        - Чем сточное озеро отличается от бессточного озера?

        - Какие из них, как правило, являются солеными? Почему?

       

2) Озера различаются по происхождению (см. учебники стр. 86, табл. 5)

        1. Тектонические – в разломах земной коры (узкие, длинные, глубокие)

        2. Вулканические – в кратерах вулкана (на Курильских островах, Камчатке. При извержении озеро выкипает).

        3) Термокарстовые – в районах с многолетней мерзлотой (Якутия). Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуя неглубокие котлованы, запоенные водой. (оз. Неджели в Якутии)

        4) Ледниковые – котловина была углубленна под тяжестью четвертичного оледенения. Северо – западной Русской равнины (Ладожское, Онежское).

        5) Запрудные – река перегораживается естественной плотиной, завалом (в горных районах, Кавказ – оз. Рица).

        6) Озера – старицы – старые русла реки.

        7) Остаточные озера – бывшие части морей. На берегу Азовского и Черного морей (Ханское, Соленое, Голубицкое, Каспийское)

3) Почему в одних районах озер много, а в других их почти нет?

   

        Каковы Условия образования озер?

Причины, влияющие

на размещение озер 

Климат                                Геологическое строение                        Близость

(К >1)                                      (наличие котловин)                             грунтовых  вод                

        Какое влияние оказывают озера на природу?

  1. На климат: летом – прохлада, Зимой – отепляют и увлажняют
  2. Способствуют поднятию грунтовых вод
  3. Превращаются в болота, образуется торф
  4. В соленых озёрах – накопление солей (оз. Баскунчак, оз. Эльтон)
  5. Изменяют рельеф: дно, берега.

Новый тип озер – водохранилища.

Где их много? (на Волге). Почему? (ГЭС: Куйбышевское, Рыбинское, Чебоксарское, на Ангаре – Братское)

2. Болота – это переувлажненные участки местности (площадь около 2 млн. км2,

> 10% территории России).

Сильно заболочены:

- Северо – Запад Русской равнины

- Васюганье в Западной Сибири

- Бассейн Амура

        Почему эти районы сильно заболочены?

        Болота – это зло или добро? Какое значение имеют болота? (питание рек, торф,  растения, ягоды (клюка, морошка), места обитания птиц).

        Осушение может привести к необратимым последствиям.

3. Подземные воды – воды скрытые от глаз, находящиеся в земной коре, но имеющие большое значение в жизни человека.

        По месту залегания, какие бывают подземные воды? (грунтовые, и межпластовые).

Подземные воды либо сами пробиваются на поверхность, либо их добывают из артезианских колодцев. Это самые лучшие по качеству питьевые воды.

- Есть термальные воды, t от +30 º до + 300  С

- Какие воды называют «Минеральными» – лечебные воды. Где они встречаются?

        

Фильм о водах России (5 минут)

4. Многолетняя мерзлота – это подземные толщи горных пород, в которых содержится лед, не оттаивающий много лет.

        Многолетняя мерзлота занимает около половины территории России.

Южная граница (см. в атласах почвенной карты)

В Европейской части – побережье С.Л.О., на Урале – сдвигается к югу, в Западной Сибири – до широтного течения р. Обь, в Восточной и Юго – Восточной Сибири – полностью в её пределах.

Рассказ ученика:

 

Какое влияние оказывает многолетняя мерзлота

растительность              заболоченность                             замедляет про-        осложняет                 естественный

(корни не про-                                                                  цессы почво-        строительство             холодильник

никают в глубь)                                                                  образования

5. Ледники – скопление льда, образовавшегося из снега.

Бывают: горные (Кавказ, Алтай, Сев. Урал, Камчатка) и покровные (острова Арктики – 90% современного оледенения России)

Самые крупные ледники – ледник Богдановича (на Камчатке) 17 км.

                                      Ледник Безенги (на Кавказе) 17,6 км.

Нижняя граница ледника – снеговая линия – выше которой,  снег накапливается и превращается в лед.

Чем  южнее - тем выше снеговая линия, чем больше осадков – тем ниже снеговая линия.

Какую роль играют ледники в природе? (питание горных рек).

Где выше снеговая линия – на Урале или на Кавказе?

V. Закрепление

В виде географического диктанта

1. Естественное скопление льда (ледник)

2. Участки суши избыточно увлажненные (болота)

3. Какое происхождение имеют котловины озер: Байкал, Ладожское, Каспийское.

4. Где снеговая линия ниже: на Алтае или на Кавказе (Алтай, климат суровее).

5. Какое влияние будет оказывать Вечная мерзлота на реки (более полноводные, т.к. это водоупор)

6. Почему Европейская часть будет более бедна внутренними водами чем Азиатская (к увл. > 1, т.к. меньше испаряемость, и вечная мерзлота)

Домашнее задание: § 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."

Урок по географии для 8 класса "Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота."Данный материал представляет собой подробный план-конспект урока. по курсу "География России"к учебнику по...

План-конспект урока "Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота." 8 класс. Автор: Хамедова Елена Евгеньевна, учитель географии гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Цель урока:·        расширить и углубить знания об озёрах России и происхождении озёрных котловин, о болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте....

Урок географии 8 класс Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Урок географии 8 класс "Озёра, болота,подземные воды, ледники. многолетняя мерзлота."...

Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"

Презентация к уроку географии в 8 классе по теме "Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"...