Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
методическая разработка по географии (5 класс)
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_geografii.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
Тип учебного занятия: вводный урок-практикум.
Методы и приёмы:
- Словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация рисунков); практические (измерение и сравнение результатов исследований, заполнение таблицы); игровые (игра «Снежный ком»); исследовательские (частично-поисковый).
Тема учебного занятия: «Земля среди других планет солнечной системы» | Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | Обучающийся научится | Обучающийся получит возможность научиться | ||
-Различать планеты земной группы; -Измерять «земные окружности», используя модель Земли - глобус | Определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы | -Выделять существенные признаки понятия «глобус»; - Использовать метод моделирования для сравнения формы глобуса и формы Земли и доказательства сплюснутости нашей планеты у полюсов; -Переводить информацию из графической формы в текстовую | -Находить дополнительную информацию о космическом происхождении Земли и её положении в космическом пространстве; -Сравнивать результаты измерений для формулировки вывода о форме Земли | -Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; - Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в ходе практической работы |
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | ||
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | ||||
1.Организационно-мотивационный этап урока | |||||
Определение темы урока (целеполагание) | 1. Что называют космосом или космическим пространством? 2. Какие космические тела вам известны? 3. Почему космические тела видны в ночном небе? 4.Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел? 5.Как называется ближайшая к нам звезда? 6.Для чего необходимо изучать солнце и солнечную систему? 7. Ознакомьтесь с разделом учебника(используйте оглавление и текст учебника). Какие темы нам предстоит изучить в разделе «Земля как планета солнечной системы» | 1. Предлагают варианты понятия «космос». 2. Называют: планеты, звёзды, кометы, метеоры и метеориты. 3. Высказывают различные предположения. 4. Определяют название науки: астрономия. 5. Называют: Солнце. 6. Предполагают, что Земля – часть Солнечной системы и Солнце влияет на жизнь и особенности природы нашей планеты. 7. Определяют основные темы раздела | Определяют значение темы при изучении географии | ||
Формулирование задач урока | 1. Какие вопросы нам предстоит изучить на уроке? 2. Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника. 3. Сформулируйте задачи урока, используя в своём ответе глаголы: изучить…, ознакомиться с…, определить… | 1. Высказывают свои предложения. 2. Составляют план изучения темы, выделяют пункты. 3. Называют задачи урока: - Изучить место Земли в Солнечной системе. - Ознакомиться с историей возникновения Земли. - определить форму и размеры Земли. | |||
Создание мотивационной установки | 1. Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля? 2. Что общего у нашей планеты и других планет Солнечной системы и в чём их различия? | 1. Высказывают своё мнение. 2. Высказывают свои предположения, но аргументов не хватает и их необходимо найти на уроке | |||
2. Процессуально-содержательный этап урока | |||||
1. Земля в Солнечной системе | Определите общие черты планет земной группы и особенности планеты Земля. Информацию представить в виде таблицы. | Выделяют в тексте необходимые данные и заполняют таблицу | Дополняют таблицу недостающими сведениями, используя дополнительные источники информации. Формулируют уточняющие вопросы. | ||
2. Возникновение Земли | Используя рисунок, текст учебника и дополнительную информацию, создайте основу для фильма «Возникновение и этапы развития Земли». - Разделитесь на шесть групп(по количеству фрагментов рисунка); - Внимательно рассмотрите рисунок учебника - Используя текст учебника выберите сведения, относящиеся к характеристике вашего этапа и составьте рассказ. Каждой группе предоставляется конверт с фрагментом этапа развития Земли, содержащий дополнительную информацию. | Составляют рассказ на основе текста учебника и дополнительной информации. Озвучивают фрагмент, отражающий определённый этап развития планеты | Работа в группе: -распределяют роли для сбора информации и озвучивания фрагмента рисунка, -отбирают необходимый материал и составляют краткий рассказ | ||
3.Форма и размеры Земли | 1.Можно ли использовать глобус для доказательства утверждения И. Ньютона о том, что Земля не имеет форму идеального шара? 2. Проведите исследование формы глобуса и сравните её с формой Земли: измерьте глобус вдоль линии экватора и по окружности, проходящей через полюсы. (Гибкая линейка, карандаш, полоски из бумаги). 3. Сделайте вывод о форме глобуса и форме Земли. | 1.Высказывают свои предположения. 2. Выполняют необходимые измерения. 3. Приходят к выводу о точности модели Земли - глобуса ввиду значительных уменьшений модели. В рабочей тетради делают необходимые записи. | |||
3. Этап закрепления и первичной проверки | |||||
1.Рефлексия содержательная | Географическая игра «Снежный ком». Составить рассказ из предложений придуманных каждым учеником класса. Подготовить по одному предложению о том, что узнали на уроке. При составлении рассказа использовать план. 1) Место Земли в Солнечной системе. 2) Особенности Земли. 3) история возникновения и развития Земли. 4) Форма и размеры Земли. | Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего ученика | Развитие устной речи | ||
2.Применение полученных знаний на практике | 1.Работа со схемой «Солнечная система»: -Подписать названия планет; -Указать среднее расстояние Земли от Солнца; -Обозначить положение пояса астероидов. 2. Ответить на вопросы учебника. | 1. Выполняют задание и отвечают на вопросы. 2. Отвечают на вопросы | |||
3. Первичная проверка умений | Тестирование. 1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы: А) Меркурий, Венера, Марс, Земля; Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс; В) Марс, Земля, уран, Юпитер. 2. Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет: А)Уран, Земля, Меркурий, Марс; Б)Марс, Земля, Уран, Юпитер; В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. 3. Какая из планет солнечной системы имеет самый короткий год? А)Земля, Б)Меркурий, В)Венера, Г)Марс; 4. какая из планет является самой яркой на ночном небе? А)меркурий, Б)Венера, В)Юпитер; 5. Какую планету называют красной? А)Юпитер, Б)Марс, В)Меркурий. | Письменно отвечают на вопросы и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-А; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-Б | Осуществляют самоконтроль | ||
4. Рефлексивный этап урока | |||||
Рефлексия деятельности | Приём «Закончи фразу». Продолжите следующую фразу: «Чтобы определить особенности Земли как планеты Солнечной системы, мы на уроке…» | Восстанавливают ход своей деятельности на уроке | Анализируют деятельность на уроке | ||
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Пять пальцев». 1)Обведите свою ладошку. 2)На мизинце продолжите: «Я узнал о..». 3)На безымянном запишите: «Я сделал…» 4)На среднем: «Настроение у меня…». 5)На указательном: «Я помог…». 6)На большом пальце: «моё самочувствие…». | Знакомятся с новым приёмом рефлексии. | Анализируют своё эмоциональное состояние. Систематизируют полученные на уроке знания | ||
5. Объяснение домашнего задания | |||||
1. Обязательное задание | 1. Найти в тексте параграфа определения и выписать их в тетрадь. 2.Сделать иллюстрированную «Историю возникновения и развития Земли» используя текст и рисунки учебника | 1. Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения. 2. Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю. | Предлагают дополнительный этап в содержании рисунка, дают ему название | ||
2. Дополнительное задание (по желанию на выбор) | Изготовить с помощью разноцветного пластилина модели планет Солнечной системы | Пользуясь рисунком в учебнике и другими источниками информации определяют соотношение размеров планет Солнечной системы | Изготавливают модели планет, учитывая пропорции размеров планет и Солнца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
слайд-тренажер "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах солнечной системы"
Слайд был выполнен мной в рамках курсов переквалификации по программе Физика...
Разработка урока в 10 классе по теме: "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, закрепить полученные знания....
"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"
Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения....
"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"
Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения....
Урок повторения и обобщения ранее изученного материала по темам « География –одна из наук о планете Земля. Наблюдение- метод географической науки.Земля среди других планет Солнечной системы»
Урок можно использовать на день школьного самоуправления. Представлен в несложной игровой форме...
Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».
Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...
Презентация по географии на тему "Земля среди других планет Солнечной системы"
5 класс, А. А. Летягин...