Конспект 7 класс мировой океан
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дата проведения 10.10 2012. Подготовила и провела: Янушевская И.С.
Урок-практикум в 7 классе « МИРОВОЙ ОКЕАН»
Практическая работа «Составление комплексной сравнительной характеристики океанов»
Цель: закрепить полученные на предыдущих уроках умения и знания для составления комплексной сравнительной характеристики океанов Земли.
Задачи:
- учебные: систематизировать знания учащихся об особенностях природы Мирового океана, закрепить практические умения учащихся сравнивать природу океанов по алгоритму; совершенствовать навыки работы с тематическими картами, информацией из разных источников информации;
- развивающие: развивать логическое мышление на примере сравнения океанов, делать выводы, выявлять общие и отличительные черты в компонентах природных комплексов океанов, принимать творческие решения, развивать умение работать в учебных парах;
- воспитательные: формировать понимание значения Мирового океана для хозяйственной деятельности человека и планеты в целом
Средства обучения: физическая карта полушарий, карта океанов, карты атласа, алгоритмическая карточка практической работы (каждому ученику), компьютер, презентация «Путешествие по Океану» значковая оценка («капельки воды», свидетельство Нептуна)
Тип урока: географический практикум
Методы и приемы:
словесный (беседа, опережающее задание, приемы «Мозговой штурм», интерактивное упражнение « Цепочка»);
наглядный (демонстрация слайдов компьютера, работа с картой, приемы «Угадай-ка», «Фотозагадка»);
практический (работа с алгоритмическими картами, картой, информационными материалами)
игровой прием («Творческая лаборатория», стихотворения)
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Вступительное слово учителя
Мы много знаем об открытиях и исследованиях в нашем предмете география. Сегодня я желаю вам в процессе урока сделать свои открытия, которые зависят от ваших знаний и умений, ведь обучение состоит из постоянных поисков и находок. Поэтому давайте вместе двигаться вперед, и успех придет. Девизом нашего урока пусть будут слова китайской мудрости: «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься».
2. Организационно-психологический момент
Учитель:
Считай, ты потерял день,
В который не улыбнулся.
слайд - Рисунки-»смайлики».
А теперь покажите мне ваши лица, чтобы я увидела, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. Сколько вас с улыбкой и хорошим настроением?
А сколько у нас пасмурных лиц?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
слайд — тема урока
1. Разъяснение учителем цели урока, его задач
2. Знакомство с алгоритмической карточкой практической работы
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Прием «Запев»:
· Кто хоть раз был на реке?
· Кто любит гулять во время снегопада?
· Кто любит минеральную воду?
· Кто любит лимонад?
· С каким веществом связаны все эти вопросы? (Вода)
Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.
Сегодня в конце занятия самые активные знатоки получат Свидетельство Нептуна. (показ слайдов 3-7)
ОНА — ВОДА
Что есть вода? Необходимость,
Вода — хрусталь, текущий звонко,
Вода — прозрачна и чиста.
Она поет нам песни громко,
Вода — земная красота.
Учит. : Вы получили карточки практикум, по которой мы будем сегодня работать.
IV. ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ УЧАЩИМИСЯ
ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА И ОСНОВНЫХ
ПОНЯТИЙ ТЕМЫ
Учит. А для начала работы выясним:
Прием «Мозговой штурм»
1. Откуда произошло слово «Океан»? (слайд )
(Происходит от названия мифической реки Океан, которая, по сведениям вавилонян и египтян, омывала плоский диск суши. В переводе с древнегреческого означает «большая река, которая омывает Землю».)
Карта практикум
Составление комплексной сравнительной характеристики двух океанов
Цель: Используя полученные на предыдущих уроках умения и знания, дать комплексную сравнительную характеристику двух океанов.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта океанов, карта атласа, карта-алгоритм практической работы, источники информации.
Океан — наибольший участок, часть Мирового океана, ограниченная материками.
Комплексная характеристика — выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.
Задание 1. Используя физическую карту мира, карты атласа и дополнительные источники информации, заполните таблицу:
Задание 2. Сделайте вывод. Укажите черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объясните, чем они вызваны (Устно)
Обращение к алгоритмической карте практической работы, где представлено географическое понятие слова «океан». Океан — наибольшая часть Мирового океана, ограниченная материками.
2. Вспомним, какую площадь Земли занимают Мировой океан (361 млн.км2) и суша(149 млн.км2).
3. Сколько океанов на Земле? (4)
Показ на карте океанов и ответ учащихся.
На нашей Земле океанов — четыре:
Индийский — самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый всё время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий -
А буйный, глубокий и самый великий!
V. ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРАКТИКЕ
Сегодня мы будем давать комплексную сравнительную характеристику двух океанов. Давайте вспомним, что мы подразумеваем под комплексной характеристикой? (Комплексная характеристика -выявление и оценка разных особенностей объекта с целью его полного описания.
Обращение к слайду 5, «Географическая загадка»
Географическая загадка
ОКЕАН (Тихий)
Площадь океана — 178,6 млн км2
Максимальная глубина — 11 022 м (Марианская впадина)
Количество морей — 25
Самые большие моря — Филиппинское, Коралловое, Тасманово, Южно-Китайское, Берингово
Самый большой залив — Аляскинский
Самые большие острова и группы островов — Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Япония
Самые мощные течения - Север. и Южн. пассатные, Куросио, Вост.-Австралийское (теплые);Западных Ветров, Перуанское (холодные)
ОКЕАН (Индийский)
Площадь океана — 76,17 млн км2
Максимальная глубина — 7729 м (Зондский жёлоб)
Количество морей — 11
Самые большие моря — Аравийское, Красное
Самый большой залив — Бенгальский
Самые большие острова и группы островов — Мадагаскар, Шри-Ланка
Самые мощные течения — Южное пассатное, Муссонное (теплые);
Западных Ветров, Сомалийское (холодные)
2. Прием «Творческая лаборатория»
Выполнение практической работы с применением карт атласа.
Слайд 11. Площадь океанов
Название океанов Площадь океанов
? 178,6
? 91,6
? 76,17
? 14,75
А теперь проверим, правильно ли вы ответили.Слайд-12
Продолжение работы след. Пункты выполняем самостоятельно.
Слайд 13: Средняя глубина океанов
Название океана Средняя глубина
Тихий 1225
Атлантический 3711
Индийский 3980
Северный Ледовитый 3597 (проверим слайд-14)
Слайд 15: Максимальная глубина (устно, потом запис. в карточку)
Название океана Максимальная глубина
Тихий 5527 (Марианский желоб)
Атлантический 7729 (котловина Пуэрто-Рико)
Индийский 8742 (Зондский желоб)
Северный Ледовитый 11022 (Гренландское море)
Слайд 16:Карта среднегодовых температур воды в поверхностном слое (° С) и солености воды (‰) Тихого океана и Индийского
Слайд 17,18: Соленость и температура океанов
Название океанов Соленость ср. %о Температура cр.t0
Северный Ледовитый 32 -1,7 *
Индийский 34,8 +17,1*
Атлантический 35,5 +16,9*
Тихий 34,9 +19,1*
Во время выполнения заданий пункта алгоритмической карты «Представители растительного и животного мира» учащиеся пользуются картами атласа, информацией предыдущих источников и дополнениями из презентации
3. Проблемный вопрос(19 слайд)
На картах Тихого и Индийского океанов встречается особое условное обозначение красного цвета. Что оно означает?
(Это коралловые рифы. В тропических и экваториальных широтах они отличаются богатством форм жизни. Эти рифы — отмель, образовавшаяся в результате жизнедеятельности коралловых полипов — морских организмов с твердым известковым скелетом. Лучше всего кораллы чувствуют себя на глубине до 50 м при температуре +23… 25 ° С и средней солёности 35 ‰.)
Учитель: О причудливых странных существах, живущих в коралловых рифах, вы должны не только узнать из загадочного письма, которое пришло к нам морской почтой, но и рассказать
4. Прием «Угадай-ка»
Слайд «Загадочное письмо» (слайд 20)
Ответы учащихся:( учитель демонстрирует натуральные объекты из коллекции кабинета географии и слайды с иллюстрациями, читает комментаии):
1. Рыба-зебра. Ее нельзя касаться — в ярком плавнике на спине скрыты острые колючки с ядом.
2. Морской петухи вправду похож на петуха: весь пестрый, а плавники, как петушиный хвост, топорщатся. «Язык» морского петуха похож на ворчание, хрюканье или храп.
3. Рыба-звездочёт. Рыба примечательна своим способом охоты. Зароется в песок, только глаза и флажок на языке торчат. Красный флажок, будто червячок, шевелится. Но кто этого «червячка» захочет проглотить, сам в зубах у звездочета окажется.
4. Над коралловыми зарослями живут рыба-шар и рыба-ёж. В спокойном состоянии — рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику, они, заглатывая воду, раздуваются до огромных размеров, превращаясь в шары, ощетинившиеся иглами.
5. На коралловом рифе, в прозрачной воде, пронизанной солнечными лучами, живут странные рыбы, празднично яркие и многоцветные, как мотыльки. Их так и называют — рыбы-бабочки.
Они «разрисованы» такими яркими полосами и пятнами, что сам контур тела рыбки исчезает из виду. Рыбы-бабочки чрезвычайно юркие и подвижные существа.
6. Рыба-собачка. Ее можно узнать по рожкам на голове. Живет морская собачка у берегов среди скал и камней.
7. Рыба-попугай. Прозвали ее так за яркую окраску и «птичий» рот. Прочными, выросшими, как клюв, зубами рыба-попугай обкусывает коралловые веточки, питаясь растущими на них водорослями. Но самым удивительным является то, что ночью рыба-попугай опускается на дно и строит вокруг себя домик-кокон из слизи. Так она маскируется от хищников.
8. Рыба-бычокочень хорошо уживается в одной маленькой песчаной норке с креветкой. Живут, не ссорясь, и обязанности разделяют поровну. Креветка чистит норку, как маленький бульдозер, перемещая перед собой кучу песка, а бычок охраняет норку и добывает пищу на двоих.
9. Морскиеконькименяют свой цвет, чтобы не отличаться от растений. Они, вроде кенгуру, своих мальков носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.
10. Коралловые пещеры полны морских обитателей. Среди них встречаются красные, полосатые, с огромными глазами рыбы-белки. Некоторые из них плавают на боку, а другие — вообще «вверх ногами». Возможно, такие позы рыбки выбирают для того, чтобы их светлое брюшко не привлекало внимание хищников. Иногда они даже отдыхают в таком положении на потолке пещеры.
11. Хищная морская звезда акантастер. Вся колючками ощетинилась, за это ее прозвали терновым венцом. Питается акантастер коралловыми полипами. Где звезда проползет, кораллы превращаются в белые скелеты без признаков жизни. Жители рифа гибнут или идут в другие места.
5. Прием- « Фотозагадка» :Узнать обитателей океана по фотографиям(экран)
Слайд — Выполнение задания № 2 практической работы:
Указать черты сходства и различия в географическом положении и природе сравниваемых океанов. Объяснить причины.
VI. ИТОГ УРОКА
1. Минутка творчества Показ учителем и оценивание творческих работ учащихся по теме «Океаны».
2. Заполненная алгоритмическая карточка практической работы сдается учителю.
3. Учитель объясняет ученикам, что при оценке будут учитываться правильность выполнения практической работы и устные ответы на уроке.
4. Награждение учащихся свидетельствами Нептуна: «Лучшему знатоку географической номенклатуры Мирового океана».
Учитель: Сегодня был напряженный урок, вы хорошо поработали. Вам было интересно? С какими настроениями вы заканчиваете урок?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить географическую номенклатуру по теме «Мировой океан». В тетради по географии заполнить графы характеристики Сев. Ледовитого и Атлантического океана, опираясь на опыт работы на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 6 классе мировой океан
урок в 6 классе по теме "Мировой океан" с использованием ЦОР...
Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"
Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....
Разработка урока географии в 6 классе "Мировой океан и его части"
Методическая разработка урока "Мировой океан и его части" содержит конспект урока и презентацию к нему. ...
конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"
конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"...
Конспект урока «Мировой океан – главная часть гидросферы»
для учителей географии...
Конспект урока «Мировой океан и его части»
Тема урока «Мировой океан и его части»Задачи урока: Рассмотреть географические особенности Мирового океана; Познакомить учащихся с особенностями вод Мирового океана, его со...
Конспект урока: "Мировой океан и его части"
Конспект урока: "Мировой океан и его части"...