Распространение организмов на Земле.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Земич Елена Валерьевна

Методическая разработка рока по теме "Распространение организмов на Земле"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Распространение организмов на Земле».

Цели и задачи урока.

Цель урока: установить закономерности в размещении природных зон Земли, рассмотреть распространение организмов в мировом океане.

Задачи урока:

ОБУЧАЮЩИЕ: познакомить с понятиями «широтная зональность», «высотная поясность», учить выявлять закономерности в их размещении, познакомить с особенностями распространения организмов в мировом океане.

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать память, внимание, речь учащихся, их умение делать выводы.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов.

Основное содержание.

Формирование природных зон обусловлено климатом. Географическая зональность на равнинах и в горах. Группы организмов в океане

Основные представления и понятия.

Широтная зональность. Высотная поясность. Планктон. Нектон. Бентос.

Этапы урока.

  1. Организованное начало урока. (1 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, напоминает, что должно лежать на партах.

Проверяют наличие на столах учебников, тетрадей, атласов, карточек с заданиями.

  1. Определение темы урока. (3 мин.)

Слайд № 1 (Карта животного мира)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводные слова учителя:

- Наша цель - понять закономерности размещения организмов на Земле. Вам предстоит ответить на ряд вопросов, используя уже имеющиеся у вас знания в области географии и другие источники географических знаний, и выявить закономерности изменения природных зон. Если вы сделаете это самостоятельно, почувствуете значимость полученных знаний для себя, так как почувствуете свою значимость в процессе получения этих знаний.

Учащиеся записывают тему урока в рабочую тетрадь.

  1. Работа над новым материалом урока. (20 мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Работа с понятием «широтная зональность»

Фронтальная беседа:

важно соблюдать эвристический характер беседы, добиваясь нужных ответов от учащихся, вовлекая в беседу весь класс, подводя учащихся к необходимым выводам, которые они должны сделать самостоятельно

- Рассмотрите последовательно несколько карт и постарайтесь выявить закономерность , которая прослеживается в размещении объектов на всех этих картах (карта животного мира, карта климатических поясов, карта почв, карта природных зон мира)

Слайды № 3, 4, 5, 6

-Рассмотрите следующие слайды. Какие понятия лишние.

Слайды № 7, 8

- Назовите главную причину широтной зональности.

- Сформулируйте закон широтной зональности

Учащиеся делают вывод о зависимости между изменениями компонентов природы и географической широтой.

Из понятий, представленных на слайдах учащиеся последовательно выбирают понятия, которые не связаны с географической широтой. (На слайде № 8 лишних понятий нет)

Формулируют закон широтной зональности.

Учащиеся проверяют правильность своих выводов и записывают определение в рабочую тетрадь. Слайды № 9

  1. Работа с понятием «высотная поясность»

Работа с картой «Природные зоны России» и с физической картой России.

- Как вы думаете. Что изображено на карте розовым цветом и выглядит как нарушение широтной зональности?

- Сравните карту природных зон с физической картой России, сделайте вывод.

Слайд № 10

Работа с учебником.

Учитель задает вопросы по тексту § 15:

Прочитайте, что такое высотная поясность.

По каким причинам происходит смена природных зон в горах?

Почему смена природных зон в горах происходит быстрее чем на равнинах?

Как происходит смена высотных поясов в горах?

Слайды № 11, 12

- Как вы думаете, какая природная зона при подъёме в горах сменит зону смешанных лесов?

- Если нижний пояс гор находится в зоне экваториальных лесов, сколько может быть высотных поясов в этих горах?

-Если нижний пояс гор находится в зоне арктических пустынь, сколько может быть высотных поясов в этих горах?
Сделайте вывод, от чего зависит характер высотной поясности?

 Слайд № 13

Продолжите предложение: «Чем выше горы и чем ближе они к экватору…..»

Учащиеся делают вывод.

Учащиеся отвечают на вопросы и записывают в рабочую тетрадь определение понятия «высотная поясность»

Учащиеся отвечают на вопросы

Физкультминутка

Слайд № 15

Учитель называет географические понятия, если понятие связано со словом «вода» - прыжок, если со словом «суша» - приседание.

  1. Распространение организмов в мировом океане

Работа с учебником.

- Почему для океана трудно выделить такие же природные зоны, как для суши?

Слайд № 17

- Что является важнейшим условием жизни в океане?

(Ваш ответ должен быть полным (не менее трёх предложений))

Слайд № 18

- Что такое «планктон», «нектон» и «бентос»?

(Ваш ответ должен быть полным (не менее трёх предложений))

Слайд № 19

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Подведение итогов урока. (7 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

4.1.  Ответы учащихся на вопросы (закрепление):

  • Какие три вопроса мы сегодня обсуждали?
  • Какой вопрос показался вам наиболее простым?
  • Какой вопрос показался вам наиболее сложным?

Слайд № 20

  • На какой параллели можно наблюдать более высокие среднегодовые температуры воздуха 30 с. ш.  или 70 ю. ш.? Почему?
  • Высота горы А – 2000 м, высота горы Б – 5000 м. Можно ли утверждать, что на горе Б можно встретить больше высотных поясов, чем на горе А?

Слайд № 21

4.2   Письменная проверочная работа.

Слайды №  22, 23, 24, 25, 26

  1. Выставление оценок за работу на уроке. (2-3 мин.)
    (выставление оценок по количеству карточек, которые учащийся получил за ответы на вопросы и сделанные выводы)
  2. Домашнее задание 
  3. Организованный конец урока (1 мин.)

Методические обеспечение урока и методическое аспекты организации урока.  

Методы и приемы учебной деятельности, их место в уроке.

  • Объяснительно-иллюстративный метод.  Приемы: объяснение, работа с текстом учебника, описание природной зоны по картине.
  • Частично-поисковый метод. Эвристическая беседа. «Путешествие по карте»: установление закономерности смены природных зон на равнине.
  • Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности. Накопительная система выставления оценки на уроке. (За правильные ответы учащиеся получают карточки, которые в конце урока превращаются в оценку.)

Дидактические материалы.

Карта природных зон мира, схема высотной поясности.

Средства обучения.

Печатные (учебники, атласы)

Электронные образовательные ресурсы (мультимедийная презентация)

Оформление урока.

Презентация MS PowerPoint «Распространение организмов на Земле» (Е. В. Земич), включающая иллюстративный материал, определения, схему высотной поясности, карту природных зон мира.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, карточки для стимулирования ответов учащихся, атласы для 6 класса, учебник «География. Начальный курс» Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова М. Дрофа , карта природных зон мира.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение живых организмов на планете Земля.

Бинарный урок  географии и биологии для 6 класса по теме: " Рааспространение живых организмов на планете Земля".  Целью которого является: развить представление о размещении  ...

Урок географии в 6 классе "Распространение организмов"

План-конспект урока с использованием модульного обучения...

Бактерии-живые организмы на Земле

Бактерии-живые организмы на Земле...

Конспект урока "Разнообразие и распространение организмов на Земле"

Конспект урока "Разнообразие и распространение организмов на Земле"...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....