Урок географии по теме "Закономерности распространения живых организмов на Земле"
материал по географии (6 класс)
В помощь учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_rasprostraneniya_zhivyh_organizmov_na_zemle.docx | 194.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель географии Цыганкова Г.П. |
Разработка урока по географии. 6 класс.
Тема: Закономерности распространения живых организмов на Земле.
УМК «Полярная звезда»
Учебник О.А Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 класс. Дрофа,2015г
Тема урока: Закономерности распространения живых организмов на Земле.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: урок - исследование
Цель урока: определить закономерность распространения живых организмов на Земле
Задачи урока:
Образовательные: Изучить зависимость распространения живых организмов от природно-климатических условий.
Сформировать представление об основных типах растительности и животных, причинно-следственные связи между ними.
Развивающие: Называть, показывать по карте природные зоны и объяснять приспосабливаемость растений к природным условиям в каждой растительной зоне.
Уметь определять зависимость внешних особенностей животных от среды их обитания.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Воспитание интерес к открытиям
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
Умение управлять своей познавательной деятельностью;
Сотрудничество со сверстниками, учителем;
Понимание необходимости изучения окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Сознательного отношения необходимости изучения окружающего мира;
Целеустремленности при выполнении заданий
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
Обучающий научится:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи на уроке
Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута
Оценивать результаты своей работы в конце урока
Обучающий получит возможность научиться
Сопоставлять и находить причинно следственные связи
2) Познавательные
Обучающийся научится:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Обучающий получит возможность:
Критически оценивать информацию, анализировать.
3) Коммуникативные
Обучающийся научится:
умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Обучающийся получит возможность научиться:
Работать в паре.
Воспринимать критические замечания
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
уметь находить и объяснять особенности растительности и животных в различных районах земного шара;
называть и правильно показывать на карте основные растительные зоны мира;
объяснять причины распространения живых организмов на Земле;
определять приспособления растений и животных к среде обитания;
Получит возможность научиться:
Использовать знания в практической деятельности, полученные на уроке;
Работать с картами, атласами, картинами.
Универсальные учебные действия:
-личностные (Л): -регулятивные (Р):
-познавательные (П)
-коммуникативные (К):
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, карта Природные зоны мира, Климатические пояса Земли, картины растения и животные природных зон.
Учебник О.А Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. География. Землеведение. 5-6 класс. Дрофа,2015г
Структура урока | Методы и формы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Диалог: учитель - класс | Проверка готовности учащихся к уроку Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе. | Приветствие у чителя, подготовка к уроку, проверяют готовность своего рабочего места |
Установка познавательной задачи. Актуализация знаний по теме. Подводящий диалог. | Устное сообщение учителя. Обращает внимание на иллюстрации на картинах. | Вступительная речь: Жизнь на нашей планете сосредоточена в биосфере. Жизнь на Земле существует даже в самых невероятных местах: в термальных источниках. Где температура достигает точки кипения, в вечных льдах Антарктиды и на вершинах Гималаев, в безводных пустынях и соленых озерах, на дне океана и в подземных нефтяных пластах. Основная часть живых организмов сосредоточена в приземных слоях атмосферы, в верхних частях литосферы и гидросферы растительность. Мы знаем, что на экваторе растительность более пышная и разнообразная. К северу и к югу становится более скудной. -Почему же растительность в разных районах Земли не одинаковая? -От чего зависит растительность? -Перечислите необходимые условия существования растений. -Как называются области с похожим климатом, расположенные в одних широтах? |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают. Предлагают варианты ответов. (Р) -Потому что разный климат. -От поступающих на Землю тепла и влаги. -Воздух, вода, тепло, свет и питание. -Климатические пояса. |
Целеполагание Изучение нового материала | Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника Предлагает на примере пустыни проследить причинно следственные связи. Климат –растения –животные. Пример (см.Приложение 1) | Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока Закономерности распространения живых организмов на Земле. -Что нужно знать, чтобы объяснить неравномерное размещение организмов на Земле? -Чем отличаются климатические пояса? -Значит вам на уроке надо изучить зависимость распространения живых организмов от природно-климатических условий. Помогает сформировать представление об основных типах растительности и животных, их размещении по земному шару. Перед вами атлас с природными зонами, внимательно изучите легенду карты и попробуйте сформулировать свое понятие, что такое природная зона Высказывают свои предположение На экран выводится понятие природной зоны Природная зона— территория суши с определёнными условиями температур и увлажнения ,отличается относительной однородностью растительного и животного мира и почв.
И так, мы с вами выяснили что такое природная зона. А как же располагаются природные зоны? Почему именно так? Какое ваше мнение? Записываем на доске факторы (Подводит к выводу, что такое зональность) Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности. Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли. | Проговаривают тему урока, ставят цели и задачи к уроку. - почему климат разный -Необходимо знать, в каком климатическом поясе распространена растительность и почему? (П) - Температурой, влажностью, воздушными массами, ветрами. Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают выводы. (П, Р, К) Работают с атласом, запоминают названия природных зон (П), оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность, формулируют ответ. (П) Обобщают и формулирую понятия (Р) Решают проблему, демонстрируя знания (К) |
Первичная проверка понимания | Работа в парах с картами атласа, заполняют таблицы | Организует заполнение таблицы (см. Приложение 1) | Работают в парах с картами атласа , §57, картинами животные природных зон мира, заполняют таблицы. (П,Р,К,) |
Применение нового знания | Организует деятельность по применению новых знаний. Вопросы на стр.250 -Как вы думаете, какова закономерность распространения растений и животных в Мировом океане? | Дети приводят свои доводы, объясняют, делают выводы. (Р, К, П) | |
Закрепление знаний | Обратиться к ИКТ. | Организует деятельность по обобщению новых знаний: работа с электронным приложением « Закономерности распространения живых организмов на Земле». | Выполняют работу с электронным приложением. (Л, Р, К, П,) |
Домашнее задание | Инструктаж | Предлагает домашнее задание на выбор: § 57, ответить на вопросы, р/т стр.103 дополнительно: приготовить сообщение по выбору: -закономерности распространения живых организмов в Мировом океане; -о растениях и животных различных широт Земли, их приспособленности к обитанию в данном типе климата; -составить кроссворд по теме. | Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. |
Подведение итогов. Рефлексия | Беседа | Сегодня урок географии: – легкий – трудный; – интересный – скучный; – полезный – ненужный. Я ученик: – старательный – ленивый; – внимательный – невнимательный; – урок усвоил – не усвоил. Я запомнил.... - узнал... - повторил... - удивился. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя (Л, Р, П) |
Приложение №1
Пример технологии проблемного диалога.
Анализ | учитель | Ученик |
Постановка проблемы Задание на известный материал | - Какую природную зону мы видим? | - Пустыню. |
- От какого слова происходит слово «пустыня»? - какой там климат? | -Пусто. - Очень жарко, нет воды или очень мало | |
Вопрос на ошибку | - Много там растений и животных? (вывешиваю изображение пустыни без животных и растений). | - Мало или почти нет. |
Предъявление научного факта | - Посмотрите слайды, (показываю слайды животных пустыни и пышное цветение растений пустыни весной) | Испытывают удивление. |
Побуждение | - Как вы думали сначала? | - Животных и растений очень мало. |
-А на самом деле? | - Их очень много. | |
- В чем вы должны разобраться? | - Как все живое приспосабливается и выживают в таких условиях. | |
Тема из двух частей | -Значит тема нашего урока? (фиксация на доске) | Закономерности жизни на Земле |
Поиск по проблеме Первая закономерность. Побуждение к гипотезе к проверке | (показ слайда) - Какое это растение? | - Береза |
-А это растение верблюжья колючка. Сравните внешний вид. Какие есть гипотезы? | - У колючки верблюжьей длинный корень. | |
- Зачем ей длинный корень? | Добывает воду глубоко под землей. | |
Первое приспособление – длинный корень. | ||
Остальные закономерности | Аналогичным образом работаем с остальными закономерностями | Называют приспособления: колючки, маленькие листья, утолщенный стебель, быстрый рост весной. |
Приложнение№1
Инструктивная карточка №1
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Приполярные широты
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу
- Как называются приполярные широты на земном шаре? - текст учебника и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.247+дополнительная информация
- В каком климатическом поясе находится тундра? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В тундре на 100 км² 100-150 видов растений.
Из-за недостатка тепла тундра безлесна. Её растительный покров состоит из мхов, лишайников, ягодных кустарничков – морошка, брусника
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Тайга
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу
- Где находится тайга? - текст учебника и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.247-248
- В каком климатическом поясе находится тайга? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В тайге на 100 км² - 500-600 видов растений.
Инструктивная карточка №3
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Смешанные и широколиственные леса
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу
- Где находятся смешанные и широколиственные леса? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этих районов? - текст учебника стр.248+дополнительная информация
- В каком климатическом поясе находятся эти леса? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В смешанных и широколиственных лесах на 100 км² число видов растений составляет 700-800.
Инструктивная карточка №4
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Степи
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблиц
- Где находятся степи? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
- В каком климатическом поясе находятся степи? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В степях на 100 км² число растений составляет до 900 видов.
Степь – это безлесное пространство умеренного пояса.
Здесь богатый травяной покров: ковыль, типчак.
Степные растения могут переносить летнюю засуху.
Инструктивная карточка №5
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Пустыни
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу
- Где находятся пустыни? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
- В каком климатическом поясе находятся пустыни? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В пустынях число видов растений на 100 км² составляет 300-400.
Растительный мир пустынь не богат: полынь, саксаул, верблюжья колючка, кактусы.
У многих растений очень глубокая корневая система, чтобы добраться до подземных вод. Листовая пластинка может быть видоизменена в виде иголки.
Инструктивная карточка №6
Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?
Ваш район: Экваториальные леса
Задание:
Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу
- Где находятся экваториальные леса? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
- Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
- В каком климатическом поясе находятся экваториальные леса? - учебник стр.219 рис.147
- Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
- Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
- Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152
Район Земли | Число видов растений | Растения | Климатический пояс | Средняя температура января | Средняя температура июля | Среднегодовое количество осадков |
Дополнительная информация:
В экваториальных лесах число видов растений на 100 км² составляет 2000-3000.
В этих лесах самое большое разнообразие растений: лианы, пальмы,
Приложение №2
Карточка №1
Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?
Ваш район: Приполярные широты
Задания:
1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания
2. Заполните таблицу
Медведь.
Животные | Район Земли | Климат | Как приспособились к жизни | Что едят |
Карточка №2
Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?
Ваш район: леса умеренного пояса
Бурый медведь
Задания:
1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания
2. Заполните таблицу.
Животные | Район Земли | Климат | Как приспособились к жизни | Что едят |
Карточка №3
Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?
Ваш район: Засушливые районы
Джейран
Задания:
1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания
2. Заполните таблицу.
Животные | Район Земли | Климат | Как приспособились к жизни | Что едят |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)
Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...
методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)
Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...
Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"
Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год. Урок по...
Распространение живых организмов на планете Земля.
Бинарный урок географии и биологии для 6 класса по теме: " Рааспространение живых организмов на планете Земля". Целью которого является: развить представление о размещении ...
Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"
Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...
Бактерии-живые организмы на Земле
Бактерии-живые организмы на Земле...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....