Урок географии по теме "Закономерности распространения живых организмов на Земле"
материал по географии (6 класс)

Цыганкова Галина Павловна

В помощь учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakonomernosti_rasprostraneniya_zhivyh_organizmov_na_zemle.docx194.28 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала учитель географии

Цыганкова Г.П.

Разработка урока по географии. 6 класс.

Тема: Закономерности распространения живых организмов на Земле.

УМК «Полярная звезда»

Учебник О.А Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.  География. Землеведение. 5-6 класс. Дрофа,2015г

Тема урока: Закономерности распространения живых организмов на Земле. 

Тип урока: открытие новых знаний

Вид урока: урок - исследование

Цель урока: определить закономерность распространения живых организмов на Земле

Задачи урока:

Образовательные: Изучить зависимость распространения живых организмов от природно-климатических условий.

Сформировать представление об основных типах растительности и животных,  причинно-следственные связи между ними.

 Развивающие: Называть, показывать по карте природные зоны и объяснять приспосабливаемость растений к природным условиям в каждой растительной зоне.

Уметь определять зависимость внешних особенностей животных от среды их обитания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание интерес к открытиям

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

У учащихся будут сформированы:

Умение управлять своей познавательной деятельностью;

Сотрудничество со сверстниками, учителем;

Понимание необходимости изучения окружающего мира.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Сознательного отношения необходимости изучения окружающего мира;

Целеустремленности при выполнении заданий

Метапредметные результаты:

1) регулятивные

Обучающий научится:

Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи на уроке

Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Оценивать результаты своей работы  в конце урока

Обучающий получит возможность научиться

Сопоставлять и находить причинно следственные связи

2) Познавательные

Обучающийся научится:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Обучающий получит возможность:

Критически оценивать информацию, анализировать.

3) Коммуникативные

Обучающийся научится:

умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Обучающийся получит возможность научиться:

Работать в паре.

 Воспринимать критические замечания

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

уметь находить и объяснять особенности растительности и животных в различных районах земного шара;

 называть и правильно показывать на карте основные растительные зоны мира;

 объяснять причины распространения живых организмов на Земле;

 определять приспособления растений и животных к среде обитания;

Получит возможность научиться:

Использовать знания в практической деятельности, полученные на уроке;

Работать с картами, атласами, картинами.

Универсальные учебные действия:

-личностные (Л): -регулятивные (Р): 

-познавательные (П)

-коммуникативные (К): 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, карта Природные зоны мира, Климатические пояса Земли, картины растения и животные природных зон.

Учебник О.А Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.  География. Землеведение. 5-6 класс. Дрофа,2015г

Структура урока

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный момент

Диалог:

 учитель -  класс

Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе.

Приветствие у

чителя, подготовка к уроку, проверяют готовность своего рабочего места

Установка познавательной задачи.

Актуализация  знаний по теме. Подводящий диалог.

Устное сообщение учителя.

Обращает внимание на иллюстрации на картинах.

Вступительная речь: Жизнь на нашей планете сосредоточена в биосфере. Жизнь на Земле существует даже в самых невероятных местах: в термальных источниках. Где температура достигает точки кипения, в вечных льдах Антарктиды и на вершинах Гималаев, в безводных пустынях и соленых озерах, на дне океана и в подземных нефтяных пластах.  Основная  часть живых организмов сосредоточена в приземных слоях атмосферы, в верхних частях литосферы и гидросферы растительность.

Мы знаем, что на экваторе растительность более пышная и разнообразная. К северу и к югу становится более скудной.

-Почему же растительность в разных районах Земли не одинаковая?

-От чего зависит растительность?

-Перечислите необходимые условия существования растений.

-Как называются области с похожим климатом, расположенные в одних широтах?

 

Вступают в диалог, проговаривают и осознают.

 Предлагают варианты ответов. (Р)

-Потому что разный климат.

-От поступающих на Землю тепла и влаги.

-Воздух, вода, тепло, свет и питание.

-Климатические пояса.

 Целеполагание

Изучение нового материала

Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника

Предлагает на примере пустыни проследить причинно следственные связи.  Климат –растения –животные.

Пример (см.Приложение 1)

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока Закономерности распространения живых организмов на  Земле.

-Что нужно знать, чтобы объяснить неравномерное размещение организмов на Земле?

-Чем отличаются климатические пояса?

-Значит вам на уроке надо изучить зависимость распространения живых организмов от природно-климатических условий.

Помогает сформировать представление об основных типах растительности и животных, их размещении по земному шару.

Перед вами атлас с природными зонами, внимательно изучите легенду карты и  попробуйте сформулировать свое понятие,  что такое природная  зона

Высказывают свои предположение

На экран выводится понятие природной зоны

 Природная зона— территория суши с определёнными условиями температур и увлажнения ,отличается относительной однородностью растительного и животного мира и почв.

 

И так, мы с вами выяснили что такое природная зона.

А как же располагаются природные зоны? Почему именно так? Какое ваше мнение?

Записываем на доске факторы

 (Подводит к выводу,  что такое зональность)

Размещению большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности.

Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.

Проговаривают тему урока, ставят цели и задачи к уроку.

- почему климат разный

-Необходимо знать, в каком климатическом поясе распространена растительность и почему? (П)

- Температурой, влажностью, воздушными массами, ветрами.

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают выводы. (П, Р, К)

Работают с атласом, запоминают названия природных зон (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность, формулируют ответ. (П)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Первичная проверка понимания

Работа в парах с картами атласа,  заполняют таблицы

Организует заполнение таблицы (см. Приложение 1)

Работают в парах с картами атласа , §57, картинами животные природных зон мира, заполняют таблицы. (П,Р,К,)

Применение нового знания

Организует деятельность по применению новых знаний. Вопросы на стр.250

-Как вы думаете, какова закономерность распространения растений и животных в Мировом океане?

Дети приводят свои доводы, объясняют, делают выводы. (Р, К, П)

Закрепление знаний

Обратиться к ИКТ.

Организует деятельность по обобщению новых знаний: работа с электронным приложением « Закономерности распространения живых организмов на Земле».

Выполняют работу с электронным приложением. (Л, Р, К, П,)

 Домашнее задание

Инструктаж

Предлагает домашнее задание на выбор:

§ 57, ответить на вопросы, р/т стр.103

дополнительно: приготовить сообщение по выбору:

-закономерности распространения живых организмов в Мировом океане;

-о растениях и животных различных широт Земли, их приспособленности к обитанию в данном типе климата;

-составить кроссворд по теме.

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

 Подведение итогов. Рефлексия

Беседа

Сегодня урок географии:

– легкий – трудный;

– интересный – скучный;

– полезный – ненужный.

Я ученик:

– старательный – ленивый;

– внимательный – невнимательный;

– урок усвоил – не усвоил.

Я запомнил....

- узнал...

- повторил...

- удивился.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя (Л, Р, П)

Приложение №1

Пример технологии проблемного диалога.

Анализ

учитель

Ученик

Постановка  проблемы

Задание на  известный материал

- Какую природную зону мы видим?

- Пустыню.

- От какого слова происходит слово «пустыня»?

- какой там климат?

-Пусто.

- Очень жарко, нет воды или очень мало

Вопрос на ошибку

- Много там растений и животных? (вывешиваю изображение пустыни без животных и растений).

- Мало или почти нет.

Предъявление научного факта

- Посмотрите слайды, (показываю слайды животных пустыни и пышное цветение  растений пустыни весной)

Испытывают удивление.

Побуждение

- Как вы думали сначала?

- Животных и растений очень мало.

-А на самом деле?

- Их очень много.

- В чем вы должны разобраться?

- Как все живое приспосабливается и выживают в таких условиях.

Тема из двух частей

-Значит тема нашего урока?

(фиксация на доске)

Закономерности жизни на Земле

Поиск по  проблеме

Первая закономерность. Побуждение к гипотезе к проверке

(показ слайда)

- Какое это растение?

- Береза

-А это растение верблюжья колючка.

Сравните внешний вид. Какие есть гипотезы?

- У колючки верблюжьей длинный корень.

- Зачем ей длинный корень?

Добывает воду глубоко под землей.

Первое приспособление – длинный корень.

Остальные закономерности

Аналогичным образом работаем с остальными закономерностями

Называют приспособления: колючки, маленькие листья, утолщенный стебель, быстрый рост весной.

Приложнение№1

Инструктивная карточка №1

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Приполярные широты

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу

  • Как называются приполярные широты на земном шаре? - текст учебника и рисунок стр.247
  • Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.247+дополнительная информация
  • В каком климатическом поясе находится тундра? - учебник стр.219 рис.147
  • Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  • Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  • Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков

Дополнительная информация:

В тундре на 100 км² 100-150 видов растений.

Из-за недостатка тепла тундра безлесна. Её растительный покров состоит из мхов, лишайников, ягодных кустарничков – морошка, брусника

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Тайга

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу

  1. Где находится тайга? - текст учебника и рисунок стр.247
  2. Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.247-248
  3. В каком климатическом поясе находится тайга? - учебник стр.219 рис.147
  4. Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  5. Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  6. Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков


Дополнительная информация:

В тайге на 100 км² - 500-600 видов растений.

Инструктивная карточка №3

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Смешанные и широколиственные леса

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу

  1. Где находятся смешанные и широколиственные леса? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
  2. Какие растения характерны для этих районов? - текст учебника стр.248+дополнительная информация
  3. В каком климатическом поясе находятся эти леса? - учебник стр.219 рис.147
  4. Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  5. Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  6. Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков

Дополнительная информация:

В смешанных и широколиственных лесах на 100 км² число видов растений составляет 700-800.

Инструктивная карточка №4

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Степи

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблиц

  1. Где находятся степи? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
  2. Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
  3. В каком климатическом поясе находятся степи? - учебник стр.219 рис.147
  4. Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  5. Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  6. Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков

Дополнительная информация:

В степях на 100 км² число растений составляет до 900 видов.

Степь – это безлесное пространство умеренного пояса.

Здесь богатый травяной покров: ковыль, типчак.

Степные растения могут переносить летнюю засуху.

Инструктивная карточка №5

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Пустыни

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу

  1. Где находятся пустыни? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
  2. Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
  3. В каком климатическом поясе находятся пустыни? - учебник стр.219 рис.147
  4. Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  5. Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  6. Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков

Дополнительная информация:

В пустынях число видов растений на 100 км² составляет 300-400.

Растительный мир пустынь не богат: полынь, саксаул, верблюжья колючка, кактусы.

У многих растений очень глубокая корневая система, чтобы добраться до подземных вод. Листовая пластинка может быть видоизменена в виде иголки.

Инструктивная карточка №6

Ваш вопрос: От чего зависит распространение растительности?

Ваш район: Экваториальные леса

Задание:

Ответьте на следующие вопросы и заполните таблицу

  1. Где находятся экваториальные леса? - текст учебника стр.248 и рисунок стр.247
  2. Какие растения характерны для этого района? - текст учебника стр.248+ дополнительная информация
  3. В каком климатическом поясе находятся экваториальные леса? - учебник стр.219 рис.147
  4. Какие здесь средние температуры января? - учебник стр.223 рис.150
  5. Какие здесь средние температуры июля? - учебник стр.224 рис.151
  6. Каково среднегодовое количество осадков? - учебник стр.225 рис.152

Район Земли

Число видов растений

Растения

Климатический пояс

Средняя температура января

Средняя температура июля

Среднегодовое количество осадков

Дополнительная информация:

В экваториальных лесах число видов растений на 100 км² составляет 2000-3000.

В этих лесах самое большое разнообразие растений: лианы, пальмы,

Приложение  №2


Карточка №1

Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?

Ваш район: Приполярные широты

белый медведь
Задания:

1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания

2. Заполните таблицу

Медведь.

Животные

Район Земли

Климат

Как приспособились к жизни

Что едят

Карточка №2

Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?

Ваш район: леса умеренного пояса

 Бурый медведь особенности

Бурый медведь

Задания:

1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания

2. Заполните таблицу.

Животные

Район Земли

Климат

Как приспособились к жизни

Что едят

Карточка №3

Ваш вопрос: От каких условий зависит распространение животных?

Ваш район: Засушливые районы

 
Фото: Джейраны в пустыни

Джейран

Задания:

1.Подчеркните выражения, указывающие на то, как приспособились животные к данным условиям местообитания

2. Заполните таблицу.

Животные

Район Земли

Климат

Как приспособились к жизни

Что едят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

методическая разработка урока по биологии "Типы взаимодействия живых организмов"(11 класс)

Урок биологии по теме " Типы взаимодействия живых организмов. Биотические факторы."( 11 класс)Форма: презентация к уроку...

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Распространение живых организмов на планете Земля.

Бинарный урок  географии и биологии для 6 класса по теме: " Рааспространение живых организмов на планете Земля".  Целью которого является: развить представление о размещении  ...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"

Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...

Бактерии-живые организмы на Земле

Бактерии-живые организмы на Земле...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....