Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Природные комплексы
7 класс
Лебедев Александр Вячеславович
Учитель географии
МБОУ СОШ №33 г.о. Самара
2015г.
Урок по географии в 7 классе.
Тема. Природные комплексы Земли.
Цель урока. Познакомить учащихся с природными зонами, природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.
Задачи урока:
1. Сформировать понятия «природная зона», «природный комплекс», «широтная зональность», «высотная поясность».
2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.
3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Оборудование: Презентация, ноутбук, система голосования ProClass, карточки с заданиями, листы для географического диктанта, учебники, тетради.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слайд 1
- Актуализация знаний.
Понятие «Природный комплекс».
Учитель: Прежде чем начнем новую тему, нам необходимо вспомнить некоторые понятия. Для этого отгадайте определения.
Слайд 2
- многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат);
- все неровности земной поверхности (рельеф);
- 71% поверхности земли (вода);
- все вещества, залегающие к земной коре (горные породы);
- верхний плодородный слой (почва);
- совокупность всех растительных организмов (растения);
- совокупность живых организмов всех видов (животные).
- Климат, рельеф, воды, горные породы, почвы, растения и животные – чем они являются? (компоненты ПК).
III. Изучение новой темы.
- А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории)
Слайд 3
Запишите в тетради определение.
Определение ПК суши, океана и антропогенные ПК.
- На доске примеры ПК (лес, материк, город, океан, овраг, поля, залив, горная система, фруктовый сад, пролив, озеро, парк, море).
Слайд 4
У вас на столах карточки с названиями компонентов природных комплексов.
Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные. (ПК суши: лес, материк, овраг, горная система, озеро.
ПК океана: океан, залив, пролив, море.
ПК антропогенные: город, поля, фруктовый сад, парк.)
Работа в командах по созданию ПК. Слайд 5
На доске презентация с природными компонентами, у каждой команды таблица для формирования природных комплексов своей команды.
Ученики выбирают с экрана подходящие компоненты и заполняют таблицу.
Слайд 6
Формирование понятия «природная зона» (ПЗ).
-ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата.
Слайд 7
Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов.
Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни.
- Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся).
- Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради). ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.)
Учитель: Различают ПЗ антропогенные, океана и суши. Они различаются составом природных компонентов. Их размещение на поверхности суши зависит от климатообразуюших факторов и других природных компонентов, в том числе климатических поясов.
Размещение ПЗ.
- Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу
Слайд 8
Климатические пояса Природные зоны
- экваториальный - влажные экваториальные леса
- субэкваториальный - саванны
- тропический - пустыни
- субтропический - жестколистные вечнозеленые леса
- умеренный - тайга, смешанные леса, широколиственные леса
- субарктический - тундра, лесотундра
- арктический - арктическая пустыня
Теперь напишем в тетрадях соответствие выбранных вами природных зон климатическим поясам. (Запись в тетради)
А теперь давайте проверим наши знания
(тест с пультами)
Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения)
Широтная зональность.
Слайд 9
- Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность. Запишите определение в тетрадь.
Высотная поясность.
Слайд 10
- Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение).
- Запишите определение.
Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора.
- Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты).
Итог.
Итак, сегодня мы разобрали взаимосвязь природных компонентов и их состав в различных природных комплексах, в которых какие-то компоненты являются первостепенными, а какие-то второстепенными.
Попробуем с помощью основных климатообразующих факторов создать самый крупный природный комплекс планеты. Для этого каждая команда должна выбрать несколько основных климатообразующих факторов. (Поднять таблички).
А теперь из выбранных факторов вы должны совместно сформировать крупнейший природный комплекс Земли.
(на доске магнитами прикрепляют таблички)
Слайд 11,12
А как называется этот созданный вами природный комплекс?
(на презентации появляется надпись – «географическая оболочка»)
Закрепление.
Слайд 13
– Из созданного вами природного комплекса нужно выбрать тот компонент, без которого остальные могут существовать как единое целое. Мотивируйте свой ответ.
Слайд 14
Географический диктант
- Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)
- Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)
- ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)
- Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…
- Смена в горах…(высотная поясность).
Слайд 15
Самопроверка (ответы и баллы для оценок на доске).
Природная зона
Соотношение тепла и влаги 5 –«5»
Растительность 4--- «4»
Широтная зональность 3 ---«3»
Высотная поясность
Слайд 16
Рефлексия.
Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы каждый сам оценил свою работу на уроке. Используем для этого метод пяти пальцев.
На столах у каждого вопросы и кратко напишите ответ на них.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?
V. Домашнее задание.
- § 17
- перечислить и объяснить размещение ПЗ вдоль 40º с.ш. на материке Евразия с запада на восток.
Литература.
- О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
- Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
- И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
- Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
- Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997
План-конспект открытого урока
"Природные комплексы Земли"
Тема. Природные комплексы Земли.
Цель урока. Познакомить учащихся с природными зонами, природными комплексами, с особенностями их смены и причинами, вызывающими эту смену.
Задачи урока:
1. Сформировать понятия «природная зона», «природный комплекс», «широтная зональность», «высотная поясность».
2. Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.
3. Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Результативность обучения: воспроизведение своими словами понятий, выполнение действий по образцу по теме урока. Безошибочное применение алгоритмов и правил при выполнении практического задания.
Формирование УУД:
Оборудование: Презентация, ноутбук, система голосования ProClass, карточки с заданиями, листы для географического диктанта, учебники, тетради.
Тип урока: Комбинированный.
Литература:
- О. В. Крылова «Уроки географии, 7 класс». «Просвещение», Москва 1990
- Н. А. Никитина «Поурочные разработки по географии, 7 класс». «Вако», Москва 2005
- И. И. Нагорная «Поурочные планы. География, 7 класс». «Учитель», Волгоград 2003
- Н. В. Яковлева, А.Б. Моргунова, Т. К. Торопова и другие «География. Уроки учительского мастерства. 6-11 классы» «Учитель», Волгоград 2008
- Энциклопедия для детей «Аванта +» География. Москва 1997
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД | Время |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Смотрят презентацию, слушают учителя, анализируют имеющиеся знания, фиксируют проблему, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Организовывает погружение в проблему. Настраивает учащихся на рабочий лад. | I этап. Организационный момент. Добрый день, ребята! | Коммуникативные УУД: - умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; Личностные УУД: - развитие учебных мотивов. | 1 мин |
II этап. Повторение пройденного. Актуализация знаний. Цель – повторить пройденный материал | Работать с информацией, представленной в форме вопросов. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Актуализирует ранее изученный материал. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Проводит параллель с ранее изученным материалом. | Но прежде чем приступить к нашей новой теме, давайте сначала повторим то, что изучили ранее! Посмотрите внимательно на доску. Там изображена схема. Каждый кружок схемы – это определение, которое мы изучали на предыдущих уроках. Отгадывать их будем по очереди. Главное, ответы не выкрикивать, а поднимать руку! - многолетний режим погоды, характерный для данной территории (климат); - все неровности земной поверхности (рельеф); - 71% поверхности земли (вода); - все вещества, залегающие к земной коре (горные породы); - верхний плодородный слой (почва); - совокупность всех растительных организмов (растения); - совокупность живых организмов всех видов (животные). | Познавательные УУД: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | 3 мин |
III этап. Изучение новой темы. Цель - Создание проблемной ситуации, фиксация нового задания. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Уметь выстраивать логические связи. | Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует умение строить логические связи | А теперь дайте определение ПК. ( ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определённой территории). Запишите определение в тетради. Определение ПК суши, океана и антропогенные ПК. - У вас на столах карточки с названиями компонентов природных комплексов. Первый ряд перечисляет ПК суши, второй ряд – океана, третий – антропогенные. На доске презентация с природными компонентами, у каждой команды таблица для формирования природных комплексов своей команды. Ученики выбирают с экрана подходящие компоненты и заполняют таблицу. Формирование понятия «природная зона» (ПЗ). -ПК отличаются большим разнообразием. Крупным ПК являются ПЗ. Их образование обусловлено соотношением тепла и влаги, т.е. климата. Климат меняется от экватора к полюсам → меняется соотношение тепла и влаги → меняются почвы, растения и животные. Для каждой территории характерна своя взаимосвязь компонентов. Эта связь, прежде всего, отражается на растительности, поэтому внешне ПЗ отличается характером растительности и называется по преобладающему в них типу растительности. Например, ПЗ смешанных лесов, экваториальные леса, пустыни. - Теперь давайте попробуем дать определение: что же такое ПЗ? (ответ учащихся). - Теперь найдем по учебнику и запишем в тетрадь определение ПЗ (запись в тетради). ( Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.) Различают ПЗ антропогенные, океана и суши. Они различаются составом природных компонентов. Их размещение на поверхности суши зависит от климатообразуюших факторов и других природных компонентов, в том числе климатических поясов. | Познавательные УУД: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - построение логической цепи рассуждений; Регулятивные УУД: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; | 12 мин |
IV этап. Изучение нового материала. Цель – научить применять полученные знания для решения практической задачи | Уметь работать с текстом, анализировать вновь полученные знания. | Доступным языком доносит до учащихся новый материал, озвучивает новые понятия, объясняет новый алгоритм действий при решении практической задачи. | Размещение ПЗ. - Как же размещаются ПЗ на суше? Для этого попутешествуем вдоль 20-ого меридиана восточной долготы. Но сначала вспомним климатические пояса от экватора к северу Теперь напишем в тетрадях соответствие выбранных вами природных зон климатическим поясам. (Запись в тетради). А теперь давайте проверим наши знания (тест с пультами) Что вы увидели в размещении природных зон? (размещение ПЗ находится в тесной связи с климатическими поясами. Как и климатические пояса ПЗ тоже сменяют друг друга к северу и югу от экватора в связи с уменьшением солнечного тепла и неравномерностью увлажнения) - Смена ПЗ на равнинах от экватора к полюсам называется широтной зональностью. Зональность – это основная географическая закономерность. Запишите определение в тетрадь. - Смена ПЗ происходит и в горах. Почему? (с высотой меняется температура и увлажнение). - Запишите определение. Смена ПЗ в горах называется высотной поясностью, так как, сменяя друг друга, ПЗ, как бы опоясывают горы на разных высотах. Смена ПЗ в горах происходит быстрее. Первый (нижний) пояс гор всегда соответствует природной зоне, в которой находится гора. - Количество ПЗ от чего будет зависеть? (от высоты гор, от широты). | Личностные УУД: - развитие познавательных интересов Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий; умение применять ИКТ-технологии Познавательные УУД: - структурирование знаний. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | 10 мин |
V этап. Закрепление изученного. Подведение итога. Практическое задание. Цель – Закрепить новые знания посредством выполнения географического диктанта | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль учащихся. Применяют изученный алгоритм действий при выполнении практического задания. | Объясняет суть практического задания. Обеспечивает усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | Итак, сегодня мы разобрали взаимосвязь природных компонентов и их состав в различных природных комплексах, в которых какие-то компоненты являются первостепенными, а какие-то второстепенными. Попробуем с помощью основных климатообразующих факторов создать самый крупный природный комплекс планеты. Для этого каждая команда должна выбрать несколько основных климатообразующих факторов. (Поднять таблички). А теперь из выбранных факторов вы должны совместно сформировать крупнейший природный комплекс Земли. (на доске магнитами прикрепляют таблички) А как называется этот созданный вами природный комплекс? (на презентации появляется надпись – «географическая оболочка») – Из созданного вами природного комплекса нужно выбрать тот компонент, без которого остальные могут существовать как единое целое. Мотивируйте свой ответ. Географический диктант - Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона) - Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги) - ПЗ внешне отличаются…(Растительностью) - Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)… - Смена в горах…(высотная поясность). | Практическая работа Регулятивные УУД: Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера Личностные УУД : - навыки конструктивного взаимодействия, самооценка. | 10 мин 4 мин |
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Предлагаю ответить на следующие вопросы, чтобы каждый сам оценил свою работу на уроке. Используем для этого метод пяти пальцев. На столах у каждого вопросы и кратко напишите ответ на них. М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? | Рефлексия. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: - формирование адекватной самооценки - развитие рефлексии | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс
Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...
Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"
Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint
Открытый урок "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...