Программа и планирование кружка "По странам и континентам" 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Программа кружка составлена на основе страноведческого подхода преподавания географии в 7-х классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_stranam_i_kontinentam.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 825
Рассмотрено на заседании методического совета школы Протокол № ___________ от «___»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Пачегина Н.И. «___»___________20___г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/Григорьев Д.В. «___»__________20___г. |
Авторская программа географического кружка «По странам и континентам»
Составил: учитель высшей категории Гордеева С.Ю.
г. Москва
2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по страноведению «По странам и континентам» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 45 минут.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы географического кружка «По странам и континентам» заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.
Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.
Задачи:
- Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
- Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
- Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
- Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
- Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к самолразвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.
Основное содержание программы
Введение – 1 час
- знакомство с деятельностью кружка и содержание курса
Тема1. Мировой океан – 5 часов
- роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли;
- тайны глубин Мирового океана;
- богатства Мирового океана;
- человечество и океан;
- Океания – острова затерянные в океане.
Тема 2. Африка – 7 часов
- Египет – страна с древнейшей историей;
- ЮАР – самая развитая страна материка – почему?
- Танзания – уникальная природа.
- Чад – жизнь в центре материка
- Нигерия – на берегу Гвинейского залива
- Намибия – между океаном и пустыней
- Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости
Тема 2. Австралия - 3 часа
- страна-материк;
- национальные парки Австралии
- Большой барьерный риф
Тема 3. Южная Америка – 6 часов
- Бразилия – самая…самая…самая…
- Аргентина – по безбрежным пампасам
- Чили – страна с «сумасшедшей географией»
- Перу – страна древней цивилизации инков.
- Венесуэла – «жемчужина для путешественников»
- Колумбия – страна с «вертикальной географией».
Тема 4. Антарктида – 2 часа
- ледяной купол планеты
- обитатели ледяных пустынь
Тема 5. Северная Америка – 3 часа
- Канада – вторая по площади страна мира
- Мексика – страна контрастов
- США – страна не имеющая государственного языка.
Тема 6. Евразия – 7 часов
- Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас.
- Германия – «локомотив Европы»
- Саудовская Аравия – страна двух святынь
- Индия – таинственная и неповторимая
- Норвегия – страна фьордов.
- Россия – путешествия по стране
Тема 7. Обобщение курса – 2 часа
- защита проектных работ
Темы проектных работ:
- Страна, в которой я мечтаю побывать
- Этот континент меня удивил.
- Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света».
В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, конференции.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия |
1. | Введение – 1 час Организационное занятие. Знакомство с планом работы кружка | Круглый стол |
Тема 1. Мировой океан – 5 часов | ||
2. | Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли. | Занятие – викторина |
3. | Тайны глубин Мирового океана | Видео путешествие. |
4. | Богатства Мирового океана | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) |
5. | Человечество и океан | Занятие-конференция |
6. | Океания – острова, затерянные в океане. | Презентации учащихся |
Тема 2. Африка – 7 часов | ||
7. | Египет – страна с древнейшей историей | Видео путешествие |
8. | ЮАР – самая развитая страна материка – почему? | Круглый стол |
9. | Танзания – удивительная природа | Видео путешествие |
10. | Чад – жизнь в центре материка | Презентации учащихся |
11. | Нигерия – на берегу Гвинейского залива | Презентации учащихся |
12. | Намибия – между океаном и пустыней | Видео путешествие |
13. | Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости | Презентации учащихся |
Тема 2. Австралия – 3 часа | ||
14. | Австралия – страна-материк | Презентации учащихся |
15. | Национальные парки Австралии | Презентации учащихся |
16 | Большой Барьерный риф | Видео путешествие |
Тема 3. Южная Америка – 6 часов | ||
17. | Бразилия – самая…,самая…, самая | Круглый стол |
18. | Аргентина – по безбрежным пампасам | Видео путешествие |
19. | Чили – страна с «сумасшедшей географией» | Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами) |
20. | Венесуэла – «жемчужина для путешественников» | Видео путешествие |
21. | Колумбия – страна с «вертикальной географией» | Презентации учащихся |
22. | Перу – страна древней цивилизации инков | Видео путешествие |
Тема 4. Северная Америка – 3 часа | ||
23. | Канада – вторая по площади страна мира | Презентации учащихся |
24. | Мексика – страна контрастов | Презентация. Круглый стол |
25. | США – страна, не имеющая государственного языка | Занятие-конференция |
Тема 5. Евразия – 7 часов | ||
26. | Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас | Круглый стол |
27. | Германия – «локомотив Европы» | Круглый стол |
28. | Саудовская Аравия – страна двух святынь | Презентации учащихся |
29. | Индия – таинственная и неповторимая | Видео путешествие |
30. | Норвегия – страна фьордов | Презентации учащихся |
31 | Россия – путешествия по стране | Презентации учащихся |
32 | Россия – путешествия по стране | Презентации учащихся |
Тема 7. Обобщение курса – 2 часа | ||
33. | Проектные работы | Защита работ |
34. | Проектные работы | Защита работ |
Список литературы
- В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
- Н.М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии», - «Корифей», Волгоград, 2000 г.
- П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, Народная асвета, 1981 г.
- «По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и планирование уроков географии для 6 класса.
Рабочая программа для 6 класса по географии по учебнику О.А Климановой "Землеведение",2010 год.( 1 час в неделю,за год 34 часа)...
Рабочая программа и планирование по математике в 5 классе
Данный материал содержит подробную рабочую программу и развёрнутое тематическое планирование по математике в 5 классе из расчёта 5 часов в неделю....
Рабочая программа и планирование по математике в 6 классе
Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по математике в 6 классе из расчёта 5 часов в неделю....
Рабочая программа и планирование по математике в 7 классе
Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 7 классе из расчёта 5 часов в неделю....
Рабочая программа и планирование по математике в 8 классе
Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 8 классе из расчёта 5 часов в неделю....
Рабочая программа и планирование по математике в 9 классе
Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 9 классе из расчёта 5 часов в неделю....
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю
Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....