Программа и планирование кружка "По странам и континентам" 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Гордеева Светлана Юрьевна

Программа кружка составлена на основе страноведческого подхода преподавания географии в 7-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_stranam_i_kontinentam.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 825

Рассмотрено на заседании методического совета школы

Протокол № ___________

от «___»_________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Пачегина Н.И.

«___»___________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Григорьев Д.В.

«___»__________20___г.

Авторская программа географического кружка «По странам и континентам»

Составил: учитель высшей категории Гордеева С.Ю.

г. Москва

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса по страноведению «По странам и континентам» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 45 минут.

Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.

Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.

Педагогическая целесообразность реализации программы географического кружка «По странам и континентам» заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.

Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.

Задачи:

  • Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
  • Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
  • Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
  • Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
  • Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  1. формирование готовности и способности обучающихся к самолразвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  3. умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
  4. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  5. умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

  1. формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
  3. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
  4. формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.

Основное содержание программы

Введение – 1 час

  • знакомство с деятельностью кружка и содержание курса

Тема1. Мировой океан – 5 часов

  • роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли;
  • тайны глубин Мирового океана;
  • богатства Мирового океана;
  • человечество и океан;
  • Океания – острова затерянные в океане.

Тема 2. Африка – 7 часов

  • Египет – страна с древнейшей историей;
  • ЮАР – самая развитая страна материка – почему?
  • Танзания – уникальная природа.
  • Чад – жизнь в центре материка
  • Нигерия – на берегу Гвинейского залива
  • Намибия – между океаном и пустыней
  • Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости

Тема 2. Австралия - 3 часа

  • страна-материк;
  • национальные парки Австралии
  • Большой барьерный риф

Тема 3. Южная Америка – 6 часов

  • Бразилия – самая…самая…самая…
  • Аргентина – по безбрежным пампасам
  • Чили – страна с «сумасшедшей географией»
  • Перу – страна древней цивилизации инков.
  • Венесуэла – «жемчужина для путешественников»
  • Колумбия – страна с «вертикальной географией».

Тема 4. Антарктида – 2 часа

  • ледяной купол планеты
  • обитатели ледяных пустынь

Тема 5. Северная Америка – 3 часа

  • Канада – вторая по площади страна мира
  • Мексика – страна контрастов
  • США – страна не имеющая государственного языка.

Тема 6. Евразия – 7 часов

  • Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас.
  • Германия – «локомотив Европы»
  • Саудовская Аравия – страна двух святынь
  • Индия – таинственная и неповторимая
  • Норвегия – страна фьордов.
  • Россия – путешествия по стране

Тема 7. Обобщение курса – 2 часа

  • защита проектных работ  

Темы проектных работ:

  1. Страна, в которой я мечтаю побывать
  2. Этот континент меня удивил.
  3. Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света».

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, конференции.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

1.

Введение – 1 час

Организационное занятие. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Тема 1. Мировой океан – 5 часов

2.

Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли.

Занятие – викторина

3.

Тайны глубин Мирового океана

Видео путешествие.

4.

Богатства Мирового океана

Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами)

5.

Человечество и океан

Занятие-конференция

6.

Океания – острова, затерянные в океане.

Презентации учащихся

Тема 2. Африка – 7 часов

7.

Египет – страна с древнейшей историей

Видео путешествие

8.

ЮАР – самая развитая страна материка – почему?

Круглый стол

9.

Танзания – удивительная природа

Видео путешествие

10.

Чад – жизнь в центре материка

Презентации учащихся

11.

Нигерия – на берегу Гвинейского залива

Презентации учащихся

12.

Намибия – между океаном и пустыней

Видео путешествие

13.

Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости

Презентации учащихся

Тема 2. Австралия – 3 часа

14.

Австралия – страна-материк

Презентации учащихся

15.

Национальные парки Австралии

Презентации учащихся

16

Большой Барьерный риф

Видео путешествие

Тема 3. Южная Америка – 6 часов

17.

Бразилия – самая…,самая…, самая

Круглый стол

18.

Аргентина – по безбрежным пампасам

Видео путешествие

19.

Чили – страна с «сумасшедшей географией»

Занятие-практикум (работа с картой и Интернет-ресурсами)

20.

Венесуэла – «жемчужина для путешественников»

Видео путешествие

21.

Колумбия – страна с «вертикальной географией»

Презентации учащихся

22.

Перу – страна древней цивилизации инков

Видео путешествие

Тема 4. Северная Америка – 3 часа

23.

Канада – вторая по площади страна мира

Презентации учащихся

24.

Мексика – страна контрастов

Презентация. Круглый стол

25.

США – страна, не имеющая государственного языка

Занятие-конференция

Тема 5. Евразия – 7 часов

26.

Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас

Круглый стол

27.

Германия – «локомотив Европы»

Круглый стол

28.

Саудовская Аравия – страна двух святынь

Презентации учащихся

29.

Индия – таинственная и неповторимая

Видео путешествие

30.

Норвегия – страна фьордов

Презентации учащихся

31

Россия – путешествия по стране

Презентации учащихся

32

Россия – путешествия по стране

Презентации учащихся

Тема 7. Обобщение курса – 2 часа

33.

Проектные работы

Защита работ

34.

Проектные работы

Защита работ

Список литературы

  1. В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
  2. Н.М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии», - «Корифей», Волгоград, 2000 г.
  3. П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, Народная асвета, 1981 г.
  4. «По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа и планирование уроков географии для 6 класса.

Рабочая программа  для 6 класса по географии по учебнику  О.А Климановой "Землеведение",2010 год.( 1 час в неделю,за год 34 часа)...

Рабочая программа и планирование по математике в 5 классе

Данный материал содержит подробную рабочую программу и развёрнутое тематическое планирование по математике в 5 классе из расчёта 5 часов в неделю....

Рабочая программа и планирование по математике в 6 классе

Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по математике в 6 классе из расчёта 5 часов в неделю....

Рабочая программа и планирование по математике в 7 классе

Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 7 классе из расчёта 5 часов в неделю....

Рабочая программа и планирование по математике в 8 классе

Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 8 классе из расчёта 5 часов в неделю....

Рабочая программа и планирование по математике в 9 классе

Данный материал содержит подробную рабочую программу и тематическое плаирование по алгебре и геометрии в 9 классе из расчёта 5 часов в неделю....

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса, 1 час в неделю

Рабочая программа и планирование по химии для 10 класса 1 час в неделю....