Урок географии 5 класс по теме "Географическая карта"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Тема урока | Географическая карта |
Автор учебника | И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин |
Цели урока | Сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы. Отработать навык работы с атласом и контурной картой. |
Задачи урока | Обучающие: сформировать представление о видах географических карт; определить роль карт в жизни людей; сформировать умение определять северное, южное, западное и восточное полушария; сформировать умение показывать на картах нулевой, 180 меридианы, параллели; распознавать условные знаки географических карт; сравнивать план местности и карту; учить выражать свою мысль; учить анализировать, создавать образы, понятия. Развивающие: создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания; создать условия для развития у учащихся познавательного интереса; создать условия для развития у учащихся монологической речи ; развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом, контурной картой; способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных этапах урока. Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; воспитывать у учащихся культуру слушателя; воспитывать культуру общения с одноклассниками. Участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик» |
Планируемые результаты: Предметные:
Метапредметные: Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные: |
Формирование понятий: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Формирование предметных умений читать условные знаки географических карт, находить и показывать на картах параллели и меридианы, полушария Земли. Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала. Умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи. Овладение навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях. Добывать новые знания, извлекать информацию, учиться работать с разными источниками информации, (учебник, атлас), преобразовывать информацию из одной формы в другую. Самостоятельно формулировать тему, цели урока; умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. способность работать в паре (в атмосфере сотрудничества)
|
Используемые технологии | |
Методы обучения | По уровню активности: активные методы (работа с атласом, контурной картой) По источнику получения знаний: словесные (рассказ учителя, диалог «учитель-ученик», наглядные (мультимедийная презентация; По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрационный (информация на слайдах); проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации; практическая работа. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | Учебник, атлас География 6 класс, контурная карта 5 класс, раздаточный материал, презентация, РТ.
|
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку | Мультимедийная презентация учителя, индивидуальный раздаточный материал. |
Используемая литература, источники информации. | План и карта: учебное пособие / Н. Н. Петрова, Е.Е. Гусева, Т. В. Лиховат. – М. :Дрофа, 2004. (Темы школьного курса). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskaya_karta.docx | 23.43 КБ |
geograficheskaya_karta.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Географическая карта. 5 класс
Цели и задачи:
сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты. Познакомить с условными знаками карты, масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: ПК, презентация, карта полушарий, атласы География 6 класс (Дрофа), РТ, карточки для игры «широта и долгота»
Предварительный просмотр:
Географическая карта. 5 класс
Цели и задачи:
сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты. Познакомить с условными знаками карты, масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: ПК, презентация, карта полушарий, атласы География 6 класс (Дрофа), РТ, карточки для игры «широта и долгота»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Организация начала урока | Приветствие учащихся. | Приветствие учителя | ||||||||
Мотивация учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку. Чтобы узнать какая сегодня буде тема урока, нам необходимо отгадать загадку. Стены без людей, Города без домов, Леса без деревьев, Моря без воды. (гео. карта)
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока? | Подготовка класса к работе Слайд 1 Отгадывают загадку Географическая карта (Слайд 2) Записывают дату и тему урока в тетради | ||||||||
Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний | Какие цели мы поставим себе на уроке? Для чего это мне понадобится? Какие средства нам помогут достичь этих целей? | Ответы учащихся, что они надеются получить от этого урока, формулируют цели. Ответы: учебник, атлас, контурная карта, рабочая тетрадь, презентация. | ||||||||
Изучение нового материала | Какие карты вы знаете, с какими приходилось работать на уроках Окружающего мира? Какую роль играют карты в жизни людей? Что называется географической картой? Чем карта отличается от плана? (Слайд 3) Сравнить план и карту
Какую информацию мы можем получить «читая» физическую карту России? Внимательно рассмотреть условные обозначения на карте. Виды карт Внимательно рассмотрите карты атласа 6 класс с. 14-15, 16-17, 20-21 Заполните таблицу. Слайд № 4
Проверка задания, ответы учащихся. Слайд № 5 Выполнение задания (устно) На картах есть градусная сеть, образованная пересекающимися линиями. Линии, соединяющие два полюса, называются меридианами. Слайд №6 Покажите меридианы на карте полушарий. Работа в контурной карте. С.10-11 Найдите и выделите цветным карандашом на контурной карте нулевой меридиан Нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан делит Землю на два полушария: западное и восточное. Найдите и выделите 180 меридиан. От нулевого меридиана к западу до 180 ого –западное полушарие. К востоку от нулевого меридиана до 180- восточное полушарие. Западное полушарие заштрихуйте зеленым карандашом, восточное полушарие - коричневым. Какое направление показывают меридианы? Горизонтальные линии, с которыми пересекаются меридианы, называются параллели. Найдите самую длинную параллель. Как она называется? Обведите экватор простым карандашом. Экватор делит поверхность Земли на два полушария: северное и южное. Южное полушарие заштрихуйте красным карандашом, северное - синим. Какое направление показывают параллели? Равны ли по длине параллели? Почему? Где находятся самые короткие параллели? | Ответы учащихся. Карта полушарий, политическая карта мира, физическая карта мира и т.д. Прочитать определение в учебнике на с. 85 Ответы учащихся. На плане изображен небольшой участок местности, крупнее масштаб, отличаются условные знаки… Подробнее изображение. На плане нет градусной сетки. Работа с атласом 6 класса с.16-17 Ответы учеников: название рек, морей, гор… Задание №3 в рабочей тетради с.44 Заполнение таблицы Самопроверка выполненного задания. Из списка объектов и явлений называют объекты, которые можно найти на карте. Работа с картой полушарий. Атлас 14-15 (6 класс) Работа в парах. Показывают друг другу меридианы. Работа в контурной карте. Обводят цветным карандашом нулевой меридиан. Обводят цветным карандашом 180 меридиан. Заштриховывают западное и восточное полушария цветными карандашами. С-Ю Экватор Показывают друг другу экватор на карте. Обводят экватор на контурной карте. Заштриховывают северное и южное полушария. З-В Нет Возле полюсов | ||||||||
Первичная проверка усвоения знаний | Выполнить задание №3 в контурной карте на с.10. Необходимо подписать и подчеркнуть одной чертой название материка, расположенного во всех четырех полушариях Земли. Подписать и подчеркнуть двумя чертами название материка, расположенного только в Южном и Восточном полушариях. Подписать и подчеркнуть волнистой линией материк, расположенный только в Северном и Западном полушариях. Проверка выполненного задания. | Выполнение задания. Подписывают и подчеркивают название материка - Африка. Подписывают и подчеркивают название материка - Австралия. Подписывают и подчеркивают название материка – Северная Америка. Выходят к доске и показывают на карте полушарий материки, согласно заданиям. | ||||||||
Контроль и самопроверка знаний | Игра «широта и долгота» 1 вариант-широта 2 вариант – долгота. Учитель называет и показывает объект, учащиеся поднимают карточки с буквами С.Ш., Ю.Ш. и В.Д. и З.Д. Затем меняются варианты 1 вариант поднимает карточки долготы 2 вариант поднимают карточки широты.
Слайд №7 | Учащиеся поднимают карточки 1 вариант поднимает карточку с буквами С.Ш 2 вариант-В.Д. 1 вариант- Ю.Ш. 2 вариант поднимает таблички с буквами В.Д Отвечают какими буквами обозначены: экватор, параллель, меридиан | ||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия | Какие цели мы ставили себе в начале урока? Смогли мы их достичь? Все ли нам удалось? Слайд № 8
Подведение итогов урока. | Ответы учащихся на вопросы. | ||||||||
Информация о домашнем задании | §18 Вопросы с.87 к/к с.8-9, придумать свои примеры с.9 | Записывают д/з в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
10-11 класс. Зачёт по карте. "Африка"
Африка. Зачёт по контурной карте Страны+столицы...
Практическая работа 6 класс "Определение по карте положение и высоту гор и равнин, географические координаты и высоту отдельных вершин."
Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты....
Практическая работа 9 класс " «Определение по картам закономерности в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения»."
Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа....
Английский язык 2 класс "Атлас технологических карт"
Издание адресовано учителям, родителям и ученикам 2 класса,а так же преподавателям и студентам педагогических университетов для освоения педагогических технологий проектирования учебного процесса по п...
МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"
Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...