МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"
методическая разработка
Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 класс, я задумывалась: как привлечь внимание 10-классников к большим по объему, сложнейшим по внутреннему содержанию классическим программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Какие современные технологии, методы и приемы использовать на своих уроках? И я нашла такой метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mentalnye_karty.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Совершенствование методов обучения, воспитания»
МАСТЕР-КЛАСС
Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах
Цель: показать практическое значение использования ментальных карт для организации работы с текстом
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, бумага, маркеры
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам,
и он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать слов с картинками,
и он усвоит их на лету.
К.Д.Ушинский
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 класс, я задумывалась: как привлечь внимание 10-классников к большим по объему, сложнейшим по внутреннему содержанию классическим программным произведениям? Как сделать так, чтобы чтение не превратилось в мучительную повинность и ребята читали с интересом? Какие современные технологии, методы и приемы использовать на своих уроках? И я нашла такой метод. СЛАЙД1. И помог мне найти его Д.Ушинский, который сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам, и он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Сегодня на мастер-классе пойдет речь об использовании на разных типах уроков метода ментальных карт, его называют по-разному: метод когнитивных карт, интеллект-карт, mind-map. СЛАЙД2. Основная гипотеза инновации – это формирование умения переработки большого объема информации и изображение ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Интеллект-карта, или ментальная карта - это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал. Это объемная модель изучаемой темы, простая техника графического представления большого объема информации, объединяющая одновременно слова и образы. В центре карты располагается ключевое понятие, от которого идут связанные понятия из текста, либо дополнительная информация, которую знает ученик из прошлых уроков, или дополнительных источников.
ІІ. Практическая часть: знакомство с алгоритмом составления ментальной карты
Сейчас я назову слово, а вы изобразите первое, что придет на ум. Итак, слово «школа». Изобразите то, что первое пришло на ум, в центре листа. Это и будет центральный графический образ. Иногда детям я предлагаю уже готовый образ, т.к не все дети хорошо рисуют, чтобы исключить фактор нежелания рисовать из-за неумения. Пожалуйста, запишите 4 слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом «школа», не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Теперь возьмем любое из слов, которые я ассоциировала со словом «школа», и попробуем подобрать ассоциации уже к нему. Получается, что каждая новая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых ассоциаций.
III. Проведение мастер-класса: составление ментальной карты по эпизоду «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова «Обломов»
- Итак, уважаемые помощники, сейчас мы с вами попытаемся создать интеллект-карту. Пред вами лежат памятки по составлению интеллект – карт, чистые листы бумаги.
Анализ эпизода «Сон Обломова»
-Пора детства в жизни человека — важна ли она? Почему? Что формирует эта пора в человеке?
-Характер. Это слово и будет центральным образом нашей ментальной карты. Нарисуйте, пожалуйста.
-Прочитайте эпизод и выявим, какие черты характера сформировались у Обломова?
Итак, герой переносится в своё детство, в Обломовку, в этот «благословенный уголок земли».
- Сцена утренней встречи матери и маленького героя. Отчего у сонного Обломова «медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы»? Какие черты характера Обломова мы видим?
- Каким мы видим Обломова - ребёнка?
- Какие сказки слушал юный герой?
- Отношение к труду.
- Выпишите ключевые слова о воспитании Обломова.
2. Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы
3. Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
4. Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
5. Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Продолжайте работать.
6. Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
- Что же даёт нам эта глава для понимания героя? Каким становится характер героя?
- Чего же можно ожидать от человека, выросшего вот в таких условиях?
- Поняли ли мы Обломова?
- В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его “голубиная” кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.
-Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом «характер Обломова». Продемонстрируйте, пожалуйста. Перед вами лежит план-схема вашего рассказа. В данном случае 3 варианта рассказа по данной теме. Спасибо группам за прекрасные карты ума по эпизоду «Сон Обломова» из романа И.А.Гончарова «Обломов», которого дети считают одним из скучнейших произведений. Мы можем оспорить: на основе ментальной карты за художественным словом мы видим характер литературного героя, его мысли, сомнения, поступки. И он стал для нас «живым», понятным, интересным. «Скучная» классика ожила в ментальной карте.
-Скажите, коллеги, по вашему мнению, чем отличается интеллект карта от обычного конспекта или чтения про себя. Ваше мнение?
ІV. Рефлексия
- Показалась ли интересной вам данная технология?
- Были ли трудности в овладении технологией создания ментальной карты?
- Считаете ли вы эту технологию перспективной в работе с учениками?
Заключительное слово
-Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, на любом этапе урока, но и в обычной жизни.
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
- Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Заключительный этап учебной деятельности ‒ самооценка, благодаря которой каждый ребёнок, опираясь на критерии оценивания интеллект-карт, выносит суждение о степени достижения им ожидаемого результата.
Критериями оценки карты является наличие в ней:
- названия темы (о чём интеллект-карта);
- адекватного графического изображения темы в виде яркого, цветного, объёмного рисунка – центрального образа;
- первых ответвлений, несущих ключевую информацию об объекте (главные, ключевые ветви);
- ответвлений второго, третьего и т. д. порядка, несущих второстепенную информацию;
- рисунков, образов, ассоциирующихся со словами на ветвях;
- цветового оформления ветвей;
- объективных связей между отдельными словами интеллект-карты или её элементами.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти. В современном мире с большим потоком информации применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Главное не бояться нового, ведь это новое зачастую основывается на длительном успешном опыте других людей.
Спасибо коллегам за помощь. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"
В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Статья "Методика анализа эпического произведения в старших классах"
В статье рассмотрены особенности методики анализа эпического произведения в старших классах....
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
Программа индивидуально - групповых занятий по теме "Анализ художественного произведения". Литература. 10 класс.
Программа индивидуально - групповых занятий по литературе...
Анализ по образу действующих лиц как один из типов анализа художественного произведения в школе
Доклад расскрывает тему Анализа по образам действующих лиц – как одиного из самых распространенных в школьной практике....
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ. Технологическая карта. Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)
Технологическая карта урока для 11 класса по программе Г,Беленького. Урок-исследование рассчитан на работу в группах. Задачи урока:- формировать навыки выборочного поиска учебного материала...