Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».
учебно-методический материал по географии на тему
Выступление на педагогическом совете из опыта работы с картой на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_rabota_s_kartoy_na_urokah_geografii.docx | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по самообразованию: «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».
По словам А.С. Баркова, «без карты нет, и не может быть географии, картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только необходимый инструмент, это сама география».
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а зачастую значительные) трудности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому перед учителем географии коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют логические действия: сравнение и установление причинно – следственных связей. В процессе обучения ученики должны хорошо запомнить, что в работе с картой обо всем, что показываешь, надо рассказывать, а все, о чем рассказываешь, надо показывать.
Требования, предъявляемые жизнью к подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе, вызывают необходимость совершенствования методов работы с географической картой.
Поэтому я три года назад начала работать над темой по самообразованию «Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе». Основная цель: совершенствование практических навыков и умений при работе с географической картой.
Цели самообразования:
-повышать свой профессиональный уровень в области теории и методики преподавания географии, отрабатывать приемы работы с картой;
-формировать способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций на уроках географии;
-уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
-изучить различные образовательные технологии, которые можно использовать для работы на уроках географии с картами;
-овладеть новыми формами, методами и приемами обучения при работе с географическими картами;
-создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ.
Источники самообразования:
-специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая) для коррекционных школ;
-интернет;
-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;
-курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план.
Примерный план работы педагога над темой самообразования.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | I год работы над темой. |
Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | I год работы над темой |
Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | II год; (III), (IV). |
Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | III год, (IV), (V). |
Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Ожидаемый результат самообразования:
-повышение качества преподавания предмета;
-разработка учебных рабочих программ по географии с нормативными требованиями коррекционной школы;
-применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
-разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
-доклады, выступления на заседаниях МО, конференциях с обобщением опыта.
Карта полушарий является первой картой, с которой знакомятся учащиеся VI класса по теме «Земной шар». По этой карте ученики изучают расположение частей света и океанов, учатся правильно показывать их. Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия.
Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление об объектах, обозначенных на ней. Работа с географической картой и географическим описанием должна предшествовать изучению соответствующих деталей карты. Это условные знаки, условные цвета карты.
Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью различных упражнений не только с контурной картой, но и по картам у доски, приложениям к учебнику. При заполнении контурных карт учениками участвуют несколько видов памяти: слуховая, зрительная и моторная. Это сочетание содействует усвоению знаний карты.
По теме «Природные зоны России» постоянно используются карты природных зон России и физическая карта России. В процессе изучения каждой природной зоны рассказываю и показываю по карте географическое положение соответствующей зоны, а затем требую показа со словесным сопровождением от учеников. Например: «Покажи, где живут ненцы», «Покажи Чукотский полуостров и назови его основное население», «Назови основные занятия жителей субтропиков, пустынь и объясни, почему именно в этой зоне строят оросительные каналы», «Почему одно из главных занятий жителей тундры – оленеводство?», «Посмотри на карту и объясни, почему в тундре долгая и холодная зима» и т.п.
В процессе работы по материкам и океанам в 8 классе ученики должны усвоить название материков, океанов, основное население , а также уметь показать на карте границы указанных в программе государств и их столицы. При изучении этого материала учащиеся работают с картами в рабочих тетрадях, с приложениями к учебнику, политической картой Евразии. В рабочих тетрадях с контурными картами работают 6 и 7 классы. Нет таких тетрадей в 5 и 9 классах. В 9классе использую карты тематические и контурные из интернета. Настенная карта Магаданской области только физическая.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психофизических возможностей, для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход к школьникам. В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: при работе с картой, аудиовизуальными пособиями, слайдами, цифровым материалом использую задания трех уровней: ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике;
применяют знания и умения по образцу; творчески применяют знания и умения в новой учебной ситуации.
Примерная схема работы на уроке:
1. Показ на стенной карте, глобусе, расположения географического объекта (моря, острова, полуострова) со словесным сопровождением.
2. Показ картины, слайда с изображением изучаемого объекта.
3. Выяснение знаний учащихся по теме.
4. Рассказ об изучаемых объектах с выделением главного, характерного, с использованием занимательного материала для закрепления знаний у учащихся.
5. Запись новых названий, основных положений урока учителем на доске, а учащимися в тетрадях.
6. Повторный показ на настенной карте и глобусе учителем, затем учениками.
7. Нахождение учащимися названий объектов в приложениях, а затем на контурных картах.
8. Просмотр учителем места, объекта, намеченного учениками простым карандашом на карте, и указания ученикам к надписыванию и раскрашиванию объекта.
9. Чтение статьи учебника с рассматриванием рисунков или слайдов.
10. Пересказ учащихся и показ изучаемых объектов на карте и слайде.
На уроках географии работа с картой ведется целенаправленно и систематически, что дало положительные результаты. Так, например в 7классе значительно улучшилась работа с картой у Б. Елизоветы., Р. Екатерины, К. Дениса, О. Софьи – они могут с небольшой помощью определить природную зону, океан, материк и т.д. В 8 классе М.Валентин, П. Захар после объяснения самостоятельно определяют изучаемое государство в приложениях и на настенной карте, с помощью переносят объект на контурную карту. В 9 классе с помощью учителя работают Ж.Людмила, П. Екатерина остальные после объяснения в основном справляются самостоятельно. Огромную роль в закреплении знаний карты имеют различного рода практические задания. Рассмотрев методы и приемы при работе с картой, а также изучив теоретические и методические источники по данному вопросу, я предлагаю учащимся упражнения, направленные на совершенствование практических навыков и умений при работе с географической картой. Презентация.
МОГКОУ СКШ № 19
«Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе».
(выступление на педсовете из опыта работы по самообразованию)
Учитель географии Кабанова З.Ф.
Г. Магадан
2014-2015 учебный год.
Список использованных источников и литературы
1. Барков А.С. «Вопросы методики и истории географии». М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1961.
2. Головина Т.Н. «Практические работы по географии во вспомогательной школе». – М.: Просвещение, 1965.
3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2008.
4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География России. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2004.
5. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. «География материков и океанов. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2004.
6. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. 8 класс». М.: Просвещение, 2005.
7. Лифанова Т.М. «Рабочая тетрадь по географии материков и океанов. Государства Евразии. 9 класс». М.: Просвещение, 2006.
8. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов» /Под ред. Воронковой В.В. – М.: Школа-Пресс, 1994.
9. Пороцкая Т.И. «Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе». М.: Просвещение, 1970. С. 47-62.
10. Синев В.Н., Стожок Л.С. «Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе». Киев: Радянська школа, 1977.
11. Украинцева А.Ю., Козлова Н.Т. «География. Государства Евразии. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Классик – Стиль, 2004.
12.Лифанова Т.М., Подвальная Е.В. «Уроки географии в специальной (коррекционной) школе. Москва. Просвещение.2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта потеме самообразования "личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
...
Обобщение опыта потеме самообразования "личностно-ориентированный подход на уроках русского языка"
...
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Конкурсная работа. Обобщение опыта организация ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе:деятельностный подход.
Современное общество нуждается в человеке, развитом в духовном отношении, творческом, компетентном, любящем свою Родину, ориентированном на ее духовные ценности. Музыкальная культура как неотъемлемая ...
Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.
Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида. ...
Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.
Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....
Обобщение опыта по теме "Реализация межпредметных связей на уроках географии в условиях ФГОС"
В условиях внедрения ФГОС в среднем звене проблема использования межпредметных связей на уроках географии становится более актуальной.Это продиктовано тем, что межпредметные связи способствуют формиро...