Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по географии на тему
Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_so_slabouspevayushchimi_na_urokah_geografii.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.
Главный смысл деятельности учителя географии состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как география. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, на которое он сможет ответить. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
- прогулы;
Я, как учитель географии, стараюсь понять, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Устанавливаю конкретные причины неуспеваемости. По этому вопросу работаем совместно с классным руководителем, социальным педагогом, родителями ученика.
Что, прежде всего, предпринимаю в работе со слабоуспевающими?
- создаю благоприятную атмосферу на уроке;
-своевременно оказываю помощь на дополнительных занятиях;
- создаю ситуацию свободного выбора и успеха;
- культивирую физическое развитие и здоровый образ жизни.
- Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
- На уроках и дополнительных занятиях применяю «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», использую игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаю ситуации успеха.
-При опросе слабоуспевающим школьникам даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, больше времени готовиться к ответу у доски, работать по карте в паре с сильным учеником.
- Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Периодически проверяю усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
-В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечиваю атмосферу доброжелательности.
-В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
В своей работе на уроках география применяю индивидуально-дифферинцированный подход. Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности задания. Провожу работу в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание природной зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, таблицы-помогайки, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д. Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке. Но не всегда учащийся может усвоить пропущенный материал во время повторения на уроке. Поэтому я занимаюсь с учащимися дополнительно после уроков. Если это ученики одного класса и у них пробелы по одинаковым темам занимаемся группой. Такие учащиеся имеются практически в каждом классе. В 6а классе – С. Алина., Ф. Андрей.; в 7а классе – М. Валентин., Т. Евгений., П. Захар.; в 8а классе – П. Дарья., М. Андрей., С. Герман.; в 9а классе – К. Олег. Индивидуальные дополнительные занятия дали положительные результаты, практически все учащиеся, которые занимались и не пропускали занятия, имели рост в усвоении программного материала.
Приложение: (первый уровень)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана. Эта природная зона протянулась от_________________полуострова на западе до _______________ и
полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном ________________
(2)уровень
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это без_______________и _бол______________ местность. Зона тундры расположена_ю____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями_С_____________ Л____________ океана. Эта природная зона протянулась от_К________________полуострова на западе до Ч_______________ и К___________________полуострова на востоке. Поверхность тундры в основном р________________
(слабоуспевающие)
Вставь пропущенные слова. Прочитай рассказ, который у тебя получился.
Тундра- это_______________и _______________ местность.Зона тундры расположена_____________ зоны арктических пустынь. Она омывается морями______________океана
Поверхность тундры в основном ________________
Слова-помощники: болотистая, безлесная, южнее, Северного Ледовитого, равнинная.
Дидактическая игра
Соедините стрелками одинаковые геометрические фигуры. Прочитайте названия растений.
Работа с контурной картой, с использованием приложения к учебнику и слов-подсказок: Гибралтарский, Средиземное, Суэцкий, Красное, Аденский, Сомали, Мадагаскар, Мозамбикский, Гвинейский
1.Пролив______________
2.Море_____________
3.Канал_________________
4.Море_______________
5.Пролив_____________
6 Полуостров______________
7.Остров_______________
8.Пролив________________ 9.Залив________________
Выполни задания.
Подчеркни лишнее:
Хвойные леса: ель, осина, кедр
Смешанные леса: берёза, сосна, дуб
Широколистные леса: пихта, дуб, клён.
Заполни таблицу:
№ П/п | Хищные | Травоядные | Всеядные | |
Слова для справок: медведь, лось, белка, волк, заяц, куница, олень, песец, ёж, горностай, кабан, рысь, тигр.
Допиши слова в тексте.
В умеренном тепловом поясе находится __________ зона. Лето здесь _________, а зима _______________. За лето деревья успевают набраться сил, чтобы пережить __________. В лесу растения располагаются ярусами-этажами. В лесу ___ этажей. К хвойным деревьям относятся __________, _________, __________, ___________, _________. Лесов становится всё меньше. Причиной исчезновения лесов являются ____________, ____________, _____________.
Проверь себя
- Лес – это…
- Леса бывают …
- В лесу растут деревья - …
- В лесу много цветов - …
- Какое дерево считаю лекарственным растением?
Дополни предложение:
Начало __________ на земле Колымского края было положено в 17 в. В Магадане имеется женский Покровский _________. В переводе ________ с греческого – это божий дом. Построен на бывшей площади им. Ленина Святой Живоначальной Троицы _____. Стол для совершения таинства отделенный иконостасом в православной церкви _______.
Слова для справок: Православие, монастырь, церковь, собор, алтарь.
Дополни предложения:
Индия расположена на полуострове _____________. Омывается водами
_______________ океана, __________________ моря, _______________ залива. Граничит со всеми странами Южной Азии, а также с ______________ и _______________. Столица Индии ____________.
Слова для справок: Индостан, Индийский, Аравийское, Бенгальский, Китай, Афганистан, Нью – Дели.
Подпиши правильный ответ
- Ветер, меняющий своё направление 2 раза в год. Зимой этот ветер дует с суши на океан, а летом с океана на сушу. ( _________________ )
- Это явление природы стёрло в 1995 году, город Нефтегорск с лица земли.
( ________________________ )
- Кроме землетрясений бывают моретрясения - с ними связаны гигантские морские волны, которые называют ______________________ .
- Много на Камчатке действующих и спящих ____________________________ .
- Фонтанирующие горячие источники – это _____________________________ .
- Стихийное бедствие, в результате которого суша оказывается под водой
( _______________________________ ).
( Слова для справок: наводнение, цунами, землетрясение, гейзеры, вулканы, муссон)
Заполнение таблицы
Арктика – царство |
|
Географическое положение |
|
Освещённость |
|
Растительный и животный мир |
|
Деятельность человека |
|
Помогай-ка:
(Снега и льда, Северный Ледовитый океан, северные моря острова. Полярный день и полярная ночь, Северное сияние . Лишайники, мхи, полярный мак, планктон. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь. Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота.)
Проверочная работа по теме « Внутренние воды Магаданской области».
вопрос | ответ | |
1 | Какие реки области вы знаете? | |
2. | Какие реки дают начало р. Колыме? | |
3. | Перечислите озера области | |
4. | Как используются внутренние воды в хозяйственной деятельности человеком? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности применения графической наглядности на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
Методические рекомендации примениния таблиц,пояснительных рисунков и схем на уроках географии...
Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 6 класс
Представляю вашему вниманию тесты по географии 6 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 6 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 6 классе ...
Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида
В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....
Проверочные работы по географии, I четверть. Учебники географии для коррекционных школ VIII вида, автор Т.М.Лифанова
Проверочные работы по географии, I четверть. Учебники географии для коррекционных школ VIII вида, автор Т.М.Лифанова...
Доклад на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии в коррекционной школе VIII-го вида"
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...
Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...
Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII вида
В доклад на тему "Использование ИКТ на уроках географии в коррекционной школе VIII с целью повышения рлзнавательной активности учащихся вида" даётся описание роли ИКТ на уроках географии....