Современные подходы к организации учебной деятельности как индивидуальное педагогическое творчество.
статья по географии на тему
Методические наработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Современные подходы к организации учебной деятельности как индивидуальное педагогическое творчество.
Курдюмова О.Н.,
учитель 1 категории МБОУ «Лицей»
г. Щекино Тульской обл.
Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.
Что значит современный урок, который многими методистами противопоставляется уроку традиционного типа? Отличительные признаки современного урока состоят в следующем:
Первое отличие — в постановке целей урока и их мотивации, исходя из положений современной дидактики. При определении целей урока и их мотивации необходимо выделять не только задачи усвоения знаний и формирования умений, развитие умственных способностей (мышления, восприятия, внимания, памяти, речи и воображения), но и задачи формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
Например. Тема урока: Топливно-энергетический комплекс. Лесная промышленность».
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
а) называть особенности структуры топливно-энергетического комплекса и лесной промышленности ;
б) объяснять пути развития ТЭК и лесной промышленности.
Задачи:
а) повторить понятия «ТЭК», «топливно-энергетический баланс», «себестоимость»;
б) продолжить обучение умению отстаивать свою точку зрения на основе подбора аргументов.
Второе отличие — в изменении роли и функций учителя на уроке. Это связано с тем, что учащиеся рассматриваются в качестве саморазвивающегося субъекта учения. Поэтому учитель на уроке выступает организатором учебной деятельности учащихся, определяет и мотивирует цели урока, дает задания, консультирует и помогает в овладении способами учебной работы.
Главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. В связи с этим, на уроке максимально увеличивается доля самостоятельных работ (на уроках географии до 70%) и при этом самостоятельная работа учащихся организуется на всех этапах урока. Например, при изучении темы «Особенности географического положения Африки», на этапе изучения нового материала учащимся предлагается самостоятельная работа на определение географических координат, крайних точек Африки и ее протяженности с севера на юг.
На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений. Коллективные формы работы имеют существенное социальное значение: формируют у учащихся умения сотрудничать, кооперировать свои усилия и рационально организовывать совместный труд.
Например, я использую групповую форму работы при изучении темы «Особенности природы Западной Сибири».
Класс делиться на 5 групп по 3-4 человека, каждой группе выдается карточка с заданием.
1 группа. Географическое положение Западно-Сибирской равнины.
Задания:
- Определите площадь равнины, протяженность с севера на юг, с запада на восток.
- Определите границы равнины – на севере, юге, западе, востоке.
- На контурной карте укажите границы равнины, полуострова, губу, моря, р. Енисей, Урал, Кавказский мелкосопочник.
2 группа. Рельеф Западно-Сибирской равнины.
3 группа. Климат Западно-Сибирской равнины.
4 группа. Поверхностные воды
5 группа. Природные зоны Западно-Сибирской равнины.
Для отчета группам дается 2-4 минуты. Главные черты Западно-Сибирской равнины учащиеся записывают в тетради.
Третье отличие — изменение отношений между учителем и учащимися в отличие от традиционного урока, на котором преобладает авторитарный стиль общения, на современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся. Учитель может предложить учащимся работу в парах или небольших группах с последующей взаимной проверкой.
Например, при проверке домашнего задания по теме «Восточно-Европейская равнина», учащиеся работают с картой в парах по вариантам, по очереди показывая объекты рельефа. Затем учащиеся оценивают друг друга. Для контроля объективности выставления оценок учащимися, я спрашиваю по одному ученику от варианта у доски на настенной карте показать объекты.
Четвертое отличие — изменение логики построения процесса обучения. Важнейшим отличием является применение имеющихся знаний и умений учащимися для получения новых знаний и умений. В связи с этим существенно изменяется структура урока. Применение знаний из заключительного звена урока превращается в звено, с которого начинается изучение нового материала.
Четкое планирование урока и постановка цели учения осуществляется путем разбивки материала на смысловые блоки или части и формулировки целей их изучения. Например, в курсе географии материков и океанов на уроке на тему «Воздушные массы и постоянные ветры на поверхности Земли» я выделяю следующие смысловые блоки: воздушные массы и их типы, постоянные ветры (пассаты и западные ветры умеренных широт), перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по временам года.
Пятое отличие - построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности. Основную цель организации учебной исследовательской работы связывают с развитием школьников, формированием их творческого начала, активности как основного личностного качества. В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.
Внимание к учебным исследованиям связано также и с необходимостью учитывать требования образовательного стандарта и предстоящим массовым переходом на ЕГЭ в том числе и по географии, в программе которого есть блок задач повышенного и творческого уровня.
Особенно хочется выделить творческую деятельность учеников 8 класса по темам «Крупные природные районы России», « природные комплексы Русской равнины и других природных районов. Цель этой работы создать образ природных ландшафтов Русской равнины, Западной Сибири, Уральских гор, и т.д. Например, при изучении темы «Природные комплексы Дальнего Востока», я даю учащимся творческое задание подготовить туристический рекламный проект по уникальным территориям Дальнего Востока (о Камчатке, Чукотке, Сахалине, Командорских островах, Приморье), ведь это богатейший рекреационный регион России. Формы отчета: рекламный буклет, электронный фотоальбом и т.д. (показать).
Постигая методику преподавания географии, я пришла к выводам, которые легли в основу моего личного кредо:
Для повышения качества знаний учащихся необходимо
- делать так, чтобы урок был частью жизни ученика;
- в большей степени применять уроки сотрудничества, где работают творчески и учитель и ученик;
- применять активную работу школьников на уроках, в которой ярко применяются их индивидуальные особенности. Например, интерес к открытиям, исследованиям, путешествиям, к личности ученого, к заповедным местам, памятникам природы и т.д.
- поддерживать и поощрять стремление учеников к образному художественно-научному описанию;
- воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.
Среди большого разнообразия современных типов уроков, мне наиболее интересны уроки сотворчества, которые я применяю в своей педагогической деятельности.
Уроки сотворчества
«Каждый ребенок есть в известной степени гений», -эти слова Шопенгауэра определяют сущность и пути сотворчества.
Принципы сотворчества.
- преобладание поисково-творческого метода;
- поддержка открытий учащихся, их креативного мышления;
- признание потенциальных творческих возможностей каждой личности и развития образно-творческого мышления учащихся;
- на данном уроке действие учителя эквивалентно состоянию ученика, мастерство на уроке обоюдно;
Уроки сотворчества превращают класс в мастерскую, где учитель и ученик учат друг друга главной науке — умению делать открытия.
Современный урок не возможен без современного оснащения учебного процесса. В кабинете географии присутствует все необходимое оборудование для проведения уроков, отвечающих современным требованиям.
Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:
- Во-первых, повышает положительную мотивацию обучения, усиливает интерес учащихся к урокам.
- Во-вторых, это позволяет уплотнить урок, но при этом большой объем информации усваивается учащимися легко.
- В-третьих, повышается результативность и качество обучения.
В своей практике на уроках в каждых классах я использую электронные учебники, которые позволяют наглядно показать протекание тех или иных процессов и явлений, а также компьютерные презентации. Например, я использую презентацию в 7 классе на уроке повторения и обобщения по теме «Гидросфера». (пример показать). Также на уроках я использую презентации, созданные учениками старших классов. Например, при изучении географии своей области и района в 8-рм и 9-ом классах я использую презентацию «Путеводитель по Щекинскому району Тульской области».
Кроме компьютерных технологий я использую на уроках и другую видеоинформацию: учебные фильмы, телепередачи и т.д. Я имею свою фильмотеку в кабинете географии(примеры дисков). Например, в 11 классе, при изучении Европы, для создания образного восприятия стран Европы, их обычаев, культуры я использую фильмы о Франции, Италии, Испании и т.д. В 9 классе при изучении темы «Северо-западный макрорегион» я использую фильм о Санкт – Петербурге – северной столице России. Также использую фильмы 7-ом классе, при изучении тем «Южная Америка», «Австралия».
Анализируя опыт работы по применению новых информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности, я могу отметить, что эта работа приводит к более высокому уровню усвоения предмета (о чем свидетельствуют результаты контрольных срезовых работ), повышению мотивации обучения, усилению интереса учащихся к урокам географии. Использование компьютерных и электронных средств обучения на уроках позволяет увеличить мне число своих сторонников и помощников среди школьников всех возрастов. Дети активно выполняют домашние задания, связанные с поиском информации в Интернете, созданием презентаций, активно работают над формированием умений отвечать на вопросы тестового характера (подготовка к ЕГЭ) с помощью готовых программ.
В заключении следует отметить, что использование электронных средств повышает эффективность обучения географии. Вместе с тем, их применение должно быть рациональным, не нарушающим логику и структуру учебной географии и не наносящим ущерба здоровью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"
Данная программа направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и может быть использована в работе методистами ОДОД....
Современные подходы к организации учебного процесса на уроках географии в условиях внедрения ФГОС основного и среднего образования.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности
Дифференцированный подход в организации учебной деятельности на занятиях по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности...
Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов
Доклад к ШМО "Принципы и подходы к организации учебной деятельности, интегрирующей содержание нескольких учебных предметов"...
Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»
Доклад на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности ...
Презентация к докладу на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к предметной области технология»
Презентация к докладу на августовское районное совещание по теме «Результаты деятельности МБОУ «Шугуровская СОШ» по вопросу обновления подходов к организации учебной деятельности к п...
ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».
Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...