Конспект урока географии в 6 классе «Землетрясения: причины и последствия»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: технология проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kostrova_e.s.rar | 719.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: география
Класс: 6
Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким
Учитель: Кострова Евгения Сергеевна, МОУ Космынинская СОШ
Тема урока: «Землетрясения: причины и последствия»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: технология проблемного обучения.
Форма организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая.
Цель урока: Способствовать формированию знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.
Задачи:
- Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
- Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф»;
- Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.
Планируемые результаты:
Личностные: определить границы собственного знания и незнания;
Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать выводы. Тренировать воображение, умение преобразовывать рисунок / модель в схему. Учиться поиску новых модификаций для известного понятия. Знать понятия «рисунок», «схема».
Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф».
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;
Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном;
Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) обобщение, сравнение, анализ.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в группе.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | Реализация | Время |
1. Проговор | Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях. | В парах | 3 мин. |
2. Фронтальный опрос | 1) Начертите линию направления ветров: северо-западного; юго-восточного; восточного. | К доске | 5 мин. |
2) Замените словосочетание на одно понятие: «материковая отмель» | Ответ: шельф | ||
3) Гибралтарский, Мозамбикский, Дрейка. Что это? | Ответ: проливы | ||
4) Что лишнее и почему: Евразия, Гренландия, Австралия? | Ответ: Гренландия – остров; остальные материки | ||
5) Что находится по следующим координатам: 550с.ш., 1750з.д.? | Запись на доске, работа с атласом. Ответ: Берингово море | ||
6) Какой географический объект находится севернее: Карибское море или Средиземное море? | Карта, работа с атласом. Ответ: Средиземное | ||
7) Закончите мой рассказ: «Литосфера разделена на……….., которые постоянно……….». | Ответ: литосферные плиты; находятся в движении / перемещаются / движутся в разных направлениях | ||
3. Изучение нового материала Актуализация знаний Создание проблемной ситуации Целеполагание Поиск решения проблемы, открытие новых знаний | - На прошлом уроке вы узнали, что участки Земли, где землетрясение проходят часто и достигают значительной силы, называются сейсмическими поясами. А что такое землетрясение? - Задание: нарисуйте в тетради землетрясение. - У кого не получилось? - Давайте посмотрим рисунки тех ребят, кто сумел нарисовать землетрясение (кто может, не стесняется показать всем свой рисунок). - А у кого из ребят, по-вашему, нарисовано самое сильное землетрясение? - Почему вы так думаете? Как вы определили? - А у кого, по-вашему, самый правильный рисунок, показывающий землетрясение и почему? - А, как вы думаете, землетрясение можно изобразить схемой, чтобы все рисунки ребят к нему подошли? - Оказывается можно! И эту схему мы с вами нарисуем в конце урока! Но сначала нужно узнать побольше о самом землетрясении. - Итак, какую цель поставите для себя на уроке? - Что происходит во время землетрясения вы мне уже рассказали, а вот какой силы может быть землетрясение? И можно ли его измерить? - Задание: прочитать текст учебника на стр. 181 – 182 и выяснить: 1 группа: В чём измеряется сила землетрясения? 2 группа: В каком случае землетрясение считается разрушительным? 3 группа: Выяснить, что такое очаг и эпицентр землетрясения Работа групп Отчеты групп в данной последовательности: 1, 2, 3. - Рассмотрите в учебнике рис.119 «Изменение силы землетрясения по направлению от его эпицентра». - Задание: изучите рис.119 и заполните схему, изображённую на слайде. Самопроверка работы групп по слайду. - А можно ли предсказать землетрясение? - Задание: сформулируйте определение, что такое сейсмограф. Изображение сейсмографа | Варианты ответов. Слайд 1 Ответ: узнать больше фактов о землетрясении, изобразить его схемой Работа в группах Слайд 2 Слова «очаг» и «эпицентр» записать на доске. Работа в группах Слайд 3 Слайд 4. Похвалить ребят тех групп, в которых схема выполнена правильно, а другие группы попросить исправить ошибки. Чтение текста параграфа на стр. 182. Работа в группах. Ответ: прибор для регистрации колебаний земной коры. Слайд 5 | 3 мин. 5 мин. 1 мин. 5 мин. 3 мин. 8 мин. 3 мин. |
4. Закрепление. Рефлексия. Варианты В зависимости от времени до конца урока и класса: игра «Такой же», просмотр слайдов с фото различных землетрясений или просмотр видеофрагментов землетрясений (из сети Интернет) | 1) – Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы цели? Каким образом? - А теперь можно ли все рисунки ребят «подставить» к нашей схеме? 2) Давайте посмотрим, как вы поняли, что такое землетрясение. Поиграем в игру «Такой же». а) Записать объект: «Землетрясение» б) Выбрать 2 случайных объекта, которые никак не связаны с землетрясением в) Называем и записываем характеристики этих случайных объектов г) связываем эти характеристики случайных объектов с землетрясением д) формулируем решение, что же такое землетрясение | Слайд 4 Расстановка рисунков к схеме землетрясения Фронтальная работа с классом. Запись на доске. Использование метода фокальных объектов (фокальных – находящихся в фокусе внимания) Приложение 1 | 7 мин. |
5. Домашнее задание | Параграф 43. Дополнительно: презентацию или сообщение о землетрясении | Запись в дневник | 2 мин. |
Приложение 1
Пример результата игры «Такой же»
Землетрясение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Радуга | Разноцветная | Дугообразная | Двойная | Яркая | Завораживающая |
разно балльное | Разные по форме разломы | Бывает на суше и под водой; двухбалльное неопасное | Мрачное, страшное | Пугающее, проваливаются дома | |
Город | маленький | новый | преступный | малочисленный | прибрежный |
Бывает молобалльное | Образуется на новом сдвиге плит | Разрушает города, наносит повреждения | Бывает мало жертв | Бывает подводное, которое вызывает цунами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...
конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"
План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...