Конспект урока географии в 6 классе «Землетрясения: причины и последствия»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Кострова Евгения Сергеевна

Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока: технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostrova_e.s.rar719.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: география

Класс: 6

Учебник: «География. Землеведение.5-6 кл.», О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким

Учитель: Кострова Евгения Сергеевна, МОУ Космынинская СОШ

Тема урока: «Землетрясения: причины и последствия»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока: технология проблемного обучения.

Форма организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная, групповая.

Цель урока: Способствовать формированию знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.

Задачи:

  • Выяснить какой силы могут быть землетрясения и их внешние проявления от степени удалённости от очага;
  • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф»;
  • Выяснить, можно ли предсказать землетрясение.

Планируемые результаты:

Личностные: определить границы собственного знания и незнания;

Метапредметные: иметь возможность высказать свою точку зрения, учиться определять понятия,  создавать обобщения, строить логическое  рассуждение, делать выводы. Тренировать воображение, умение преобразовывать рисунок / модель в схему. Учиться поиску новых модификаций для известного понятия. Знать понятия «рисунок», «схема».

Предметные: знать понятия «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф».

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные: умение удерживать концентрацию внимания, формирование учебно-познавательного интереса;

Регулятивные: коррекция своих знаний, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном;

Познавательные: (общеучебные) умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации; (логические) обобщение, сравнение, анализ.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в группе.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

Реализация

Время

1. Проговор

Ребята задают друг другу вопросы по всему пройденному материалу. При ответе можно пользоваться учебником и записями в тетрадях.

В парах

3 мин.

2. Фронтальный опрос

1) Начертите линию направления ветров: северо-западного; юго-восточного; восточного.

К доске

5 мин.

2) Замените словосочетание на одно понятие: «материковая отмель»

Ответ: шельф

3) Гибралтарский, Мозамбикский, Дрейка. Что это?

Ответ: проливы

4) Что лишнее и почему: Евразия, Гренландия, Австралия?

Ответ: Гренландия – остров; остальные материки

5) Что находится по следующим координатам: 550с.ш., 1750з.д.?

Запись на доске, работа с атласом.

Ответ: Берингово море

6) Какой географический объект находится севернее: Карибское море или Средиземное море?

Карта, работа с атласом.

Ответ: Средиземное

7) Закончите мой рассказ: «Литосфера разделена на……….., которые постоянно……….».

Ответ: литосферные плиты; находятся в движении / перемещаются / движутся в разных направлениях

3. Изучение нового материала

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Целеполагание

Поиск решения проблемы, открытие новых знаний

- На прошлом уроке вы узнали, что участки Земли, где землетрясение проходят часто и достигают значительной силы, называются сейсмическими поясами. А что такое землетрясение?

- Задание: нарисуйте в тетради землетрясение.

- У кого не получилось?

- Давайте посмотрим рисунки тех ребят, кто сумел нарисовать землетрясение (кто может, не стесняется показать всем свой рисунок).

- А у кого из ребят, по-вашему, нарисовано самое сильное землетрясение?

- Почему вы так думаете? Как вы определили?

- А у кого, по-вашему, самый правильный рисунок, показывающий землетрясение и почему?

- А, как вы думаете, землетрясение можно изобразить схемой, чтобы все рисунки ребят к нему подошли?

- Оказывается можно! И эту схему мы с вами нарисуем в конце урока! Но сначала нужно узнать побольше о самом землетрясении.

- Итак, какую цель поставите для себя на уроке?

- Что происходит во время землетрясения вы мне уже рассказали, а вот какой силы может быть землетрясение? И можно ли его измерить?

- Задание: прочитать текст учебника на стр. 181 – 182 и выяснить:

1 группа: В чём измеряется сила землетрясения?

2 группа: В каком случае землетрясение считается разрушительным?

3 группа: Выяснить, что такое очаг и эпицентр землетрясения

Работа групп

Отчеты групп в данной последовательности: 1, 2, 3.

- Рассмотрите в учебнике рис.119 «Изменение силы землетрясения по направлению от его эпицентра».

- Задание: изучите рис.119 и заполните схему, изображённую на слайде.

Самопроверка работы групп по слайду.

- А можно ли предсказать землетрясение?

- Задание: сформулируйте определение, что такое сейсмограф.

Изображение сейсмографа

Варианты ответов.

Слайд 1

Ответ: узнать больше фактов о землетрясении, изобразить его схемой

Работа в группах

Слайд 2

Слова «очаг» и «эпицентр» записать на доске.

Работа в группах

Слайд 3

Слайд 4.

Похвалить ребят тех групп, в которых схема выполнена правильно, а другие группы попросить исправить ошибки.

Чтение текста параграфа на стр. 182.

Работа в группах.

Ответ: прибор для регистрации колебаний земной коры.

Слайд 5

3 мин.

5 мин.

1 мин.

5 мин.

3 мин.

8 мин.

3 мин.

4. Закрепление. Рефлексия.

Варианты

В зависимости от времени до конца урока и класса: игра «Такой же», просмотр слайдов с фото различных землетрясений или просмотр видеофрагментов  землетрясений (из сети Интернет)

1) – Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы цели? Каким образом?

- А теперь можно ли все рисунки ребят «подставить» к нашей схеме?

2) Давайте посмотрим, как вы поняли, что такое землетрясение. Поиграем в игру «Такой же».

а) Записать объект: «Землетрясение»

б) Выбрать 2 случайных объекта, которые никак не связаны с землетрясением

в) Называем и записываем характеристики этих случайных объектов

г) связываем эти характеристики случайных объектов с землетрясением

д) формулируем решение, что же такое землетрясение

Слайд 4

Расстановка рисунков к схеме землетрясения

Фронтальная работа с классом.

Запись на доске.

Использование метода фокальных объектов (фокальных – находящихся в фокусе внимания)

Приложение 1

7 мин.

5. Домашнее задание

Параграф 43. Дополнительно: презентацию или сообщение о землетрясении

Запись в дневник

2 мин.

Приложение 1

Пример результата игры «Такой же»

Землетрясение

1

2

3

4

5

Радуга

Разноцветная

Дугообразная

Двойная

Яркая

Завораживающая

разно балльное

Разные по форме разломы

Бывает на суше и под водой;

двухбалльное неопасное

Мрачное, страшное

Пугающее, проваливаются дома

Город

маленький

новый

преступный

малочисленный

прибрежный

Бывает молобалльное

Образуется на новом сдвиге плит

Разрушает города, наносит повреждения

Бывает мало жертв

Бывает подводное, которое вызывает цунами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...