Технологии и методики в преподавании географии
статья по географии (6 класс) на тему

В статье изложены теоретический и практический материал по применению новых технологий и методик.
В основу статьи положена технология образовательного путешествия, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве.
Представлена методическая разработка внеаудиторного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_i_metodiki_vprepodavanii_geografii.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии и методики в преподавании географии

(из опыта работы)

Одна из целей современного образования – воспитание новой  личности – человека культуры. Современная наука предлагает большое разнообразие новых методов и технологий. Образовательное путешествие – одна из наиболее удачных технологий.

Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве.

Данный метод имеет несколько отличительных особенностей:

  1. Образовательное путешествие - это  и живая география, и история, и мировая культура, и экология, и безопасность жизнедеятельности. Это целенаправленный спроектированный педагогом процесс познания Города.
  2. Образовательное путешествие - практическое разрешение задачи превращения окружающей ребенка природной и культурной среды в среду развивающую.
  3. В образовательном путешествии исследование объектов строится определенным образом:
  • Предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с объектами, которые становятся основным средством получения информации.
  • Идет от личных наблюдений к обобщению и формированию новых представлений.
  • Основывается на активной, самостоятельной исследовательской и оценочной деятельности участников путешествия. Соединяет разные виды деятельности в процессе исследования.
  • Позволяет каждому ученику выдвигать собственные версии, и корректировать их на основе группового обсуждения.

Путешествие станет образовательным, если:

  • детям дается возможность самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя, заранее имеющего ответы на все вопросы,
  • каждый участник путешествия может свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте;

Цель путешествия:

не только найти географическую точку на карте, но и ответить на вопрос, индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие. Каждый школьник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.

Задачи образовательного путешествия

  • заложить основы визуальной культуры освоения окружающей ребенка материальной среды, культуры общения с визуальными объектами окружающего мира и мира искусства, дать опыт разнообразной рефлексии (слово, рисунок) собственных наблюдений;
  • дать возможность каждому ребенку устанавливать разнообразные связи между разнообразными объектами окружающего его материального мира, переходить от конкретного опыта к обобщению, увязывая собственные наблюдения в целостную картину мира.

Образовательное путешествие состоит из трех взаимосвязанных этапов:

  1. Этап подготовки к путешествию.

Подготовка имеет два аспекта: содержательный – введение в тему, определение основных понятий, и методический – приобретение необходимых умений для работы на образовательном маршруте (ориентирование по  карте, исследование объектов городской среды).

  1. Работа на маршруте

Это самостоятельная работа учащихся на маршруте.  Маршрут включает объекты, объединенные идеей путешествия, расположенные в непосредственной близости друг от друга, доступные для непосредственного исследования.

Образовательное путешествие предполагает работу детей в малых группах (6-9 человек в зависимости от возраста учеников). Каждая группа получает маршрутный лист, в котором обозначены: тема путешествия, объекты культурного наследования, предполагаемые для исследования, вопросы для размышления. Таким образом, маршрутный лист позволяет организовать и структурировать самостоятельную работу детей в городском пространстве.

  1. Подведение итогов путешествия.

Данный этап является обязательным и предполагает анализ и презентацию полученной в ходе путешествия информации.

Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и защита составляют единое целое и реализуются последовательно в течение достаточно короткого  промежутка времени (1-2 дня, максимум - неделя).

Приведем пример практической разработки культурно-образовательного путешествия «Пешком по Лесному». Образовательная технология применялась в курсе географии 6-го класса, по теме «Ориентирование».

Путешествие проходило по Выборгскому  району Санкт-Петербурга.

  1. При проектировании путешествия нам хотелось, чтобы учащиеся лучше узнали свой район, историческую область, где расположена наша школа – «Лесное». Поэтому мы сформировали тему и идею путешествия «Пешком по Лесному».
  2. Мы выбрали объекты городской среды, которые наилучшим образом раскрывали идею путешествия.
  3. При составлении образовательного маршрута, учитывая возраст учащихся (6 класс), мы выбрали три объекта, которые находились на доступном расстоянии друг от друга (корейские идолы Чансын в лесопарке Сосновка, особняк Котлова и ФТИ им. Иоффе).
  4. При формулировке вопросов к каждому из объектов использовали «открытый тип вопросов»; для выполнения краткого алгоритма исследовательской деятельности  использовали такие глаголы, как: «рассмотрите»,  «сравните», «поразмышляйте».
  5. Мы тщательно продумали маршрутный лист, который содержал:
  • Обращение к ученикам, обозначение проблемы путешествия.
  • Краткое описание пространства, в котором будет разворачиваться путешествие.
  • Подробное описание хода путешествия, порядок поиска объектов.
  • Дополнительные вопросы, указание дополнительных источников информации, которые могут понадобится при подготовке итоговой презентации.
  1. Для подведения итогов образовательного путешествия мы выбрали форму презентации, дав четкие рекомендации по ее выполнению.

Презентация путешествия =  реклама путешествия

  1. Краткая (соответствует регламенту 3-5 минут)
  2. Информативная (информация о маршруте, объектах, участниках)
  3. Яркая (запоминающаяся)
  4. Доступная (понятная зрителям и самому выступающему)
  5. Понятная (не перегружена лишней информацией)
  6. Креативная (творческое решение)

Пример маршрутного листа:

Маршрутный лист:

«Пешком по Лесному».

Итак, если вы здесь и читаете эти строки, значит вы отправляетесь в путешествие по исторической местности Лесное. Ваша прогулка начинается от здания школы №124, пр. Тореза, 37.

Вы получаете маршрутный лист с заданиями, каждая группа будет работать со своим маршрутным листом. Приятного путешествия!

  • Ваш первый объект находится на пересечении проспекта, названного в честь  крупного производственного объединения и проспекта, носящего имя французского деятеля, в лесопарке Сосновка.

 Найдите необычные скульптуры.

  1. Воспользуйтесь интернет-ресурсами и определите, в каком направлении находится наша школа, определите азимут (объект – школа).

  1. Рассмотрите скульптуры. Как вы думаете, из какого материала они сделаны? Предположите, есть ли такой природный материал в России. Что могут олицетворять эти статуи? Почему они находятся именно в этом месте?

Рассмотрите пояснительную табличку. Узнайте в связи с каким событием, кем и когда они были установлены.  Не забудьте сделать фотографии.

  1. * Совершите виртуальную прогулку по парку. Выберите природные и культурные объекты, которые могли бы стать визитной карточкой Сосновки.

  • Ваш второй объект – «дом необычной архитектуры». Для того, чтобы его найти, воспользуйтесь общественным транспортом, идущим от остановки «Светлановский проспект», двигайтесь по проспекту Тореза до площади, название которой увековечило память мужественных защитников Ленинграда. Третья остановка – ваша. Оглядитесь. Среди домов, вы без труда найдете здание, отличающееся этажностью, самобытностью, своим архитектурным стилем.
  1. Воспользуйтесь интернет-ресурсами и определите, в каком направлении находится наша школа, определите азимут (объект – школа).

  1. Рассмотрите это здание. Симметрично ли оно? Одинаковы ли окна здания? Рассмотрите отдельные архитектурные детали, украшающие это здание. Не забудьте сделать фотографии. Узнайте из дополнительных источников, кто и когда построил это здание, кому оно принадлежало, почему в народе его называли «Дача Шаляпина».

  1. Попробуйте предположить, что могло располагаться в этом здании раньше? Расспросите прохожих. Оцените состояние объекта. Не забудьте сделать фотографии.

  • Ваш третий объект - «двухэтажное здание с колоннами». Для того, чтобы его найти необходимо пересечь сквер, двигаясь в сторону станции метро «Площадь Мужества» и далее двигаться по улице Политехническая в сторону станции метро «Политехническая».
  1. Остановитесь на первом перекрестке. Узнайте, какие улицы пересекают Политехническую улицу.

*    Из дополнительных источников узнайте, почему так называются эти улицы?

  1. Продолжайте свой путь. Справа от вас – парк Политехнического университета. Историческая справка

Политехнический парк – один из парков Северной столицы. Он расположен вокруг институтского городка Санкт-Петербургского политехнического университета. Территория была обустроена по образцу университетских городков Кембриджа и Оксфорда. 

Парк представляет собой большой лесной массив, внутри которого находятся спортивные площадки, множество дорожек для пеших прогулок, а также сами корпуса университета.

  1. Напротив парка найдите двухэтажное здание с колоннами. Это и есть ваш третий объект. Рассмотрите здание. Симметрично ли оно? Попробуйте определить стиль постройки. Знаете ли вы, что с этим зданием связана жизнь многих замечательных людей? Об этом вам расскажут мемориальные доски на фасаде здания. Рассмотрите их. Не забудьте сделать фотографии.
  2. Историческая справка

Датой создания ФТИ считается 29 сентября 1918 года — день подписания декрета о создании физико-технического отдела Государственного рентгенологического и радиологического института.

Из 10-ти Нобелевских лауреатов 3-е ученых работали, а Жорес Алферов продолжает работать, в ФТИ. Именно здесь начинал свою работу И.В.Курчатов (ученый, которого считают  создателем атомного оружия в СССР).

ФТИ им. А. Ф. Иоффе занимает первую строчку в списке российских институтов по суммарному индексу цитирования научных публикаций своих сотрудников.

  1. Воспользуйтесь интернет-ресурсами и определите в каком направлении находится наша школа, определите азимут (объект – школа).

Ваше путешествие заканчивается. Мы надеемся, что прогулка была интересной и полезной.  Лесное сегодня прекрасно, как и прежде.

Задание со * выполняются дома. Вы можете пользоваться интернет-ресурсами и другими источниками информации.

Итак, вы совершили путешествие «Пешком по Лесному». В течение недели каждая группа обрабатывает маршрутные листы, изучает дополнительную информацию и готовит презентацию.

Желаем Удачи! 

На заключительном уроке «Урок 3. Лесное  - природно-культурное наследие» учащиеся представили свои презентации, в которых изложили подробную информацию по маршруту следования и каждому изучаемому объекту; ответили на дополнительные вопросы.

Среда – это мир, окружающий человека!

Задача педагога помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем.  Лучшее средство для этого – образовательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.

Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...

Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...

Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаютс...

Лекция «Дидактика и методика преподавания географии»

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огр...

Методика преподавания географии в коррекционной школе

Анализ опыта работы обучающихся с ОВЗ....

Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.

В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...

«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»

Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...