Технологии и методики в преподавании географии
статья по географии (6 класс) на тему
В статье изложены теоретический и практический материал по применению новых технологий и методик.
В основу статьи положена технология образовательного путешествия, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве.
Представлена методическая разработка внеаудиторного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_i_metodiki_vprepodavanii_geografii.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии и методики в преподавании географии
(из опыта работы)
Одна из целей современного образования – воспитание новой личности – человека культуры. Современная наука предлагает большое разнообразие новых методов и технологий. Образовательное путешествие – одна из наиболее удачных технологий.
Образовательное путешествие – это педагогическая технология, позволяющая организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве.
Данный метод имеет несколько отличительных особенностей:
- Образовательное путешествие - это и живая география, и история, и мировая культура, и экология, и безопасность жизнедеятельности. Это целенаправленный спроектированный педагогом процесс познания Города.
- Образовательное путешествие - практическое разрешение задачи превращения окружающей ребенка природной и культурной среды в среду развивающую.
- В образовательном путешествии исследование объектов строится определенным образом:
- Предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с объектами, которые становятся основным средством получения информации.
- Идет от личных наблюдений к обобщению и формированию новых представлений.
- Основывается на активной, самостоятельной исследовательской и оценочной деятельности участников путешествия. Соединяет разные виды деятельности в процессе исследования.
- Позволяет каждому ученику выдвигать собственные версии, и корректировать их на основе группового обсуждения.
Путешествие станет образовательным, если:
- детям дается возможность самим найти ответы на поставленные вопросы, педагог направляет и организует их деятельность, отказываясь от роли всезнающего и объясняющего руководителя, заранее имеющего ответы на все вопросы,
- каждый участник путешествия может свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях, самостоятельно добытых знаниях и собственном опыте;
Цель путешествия:
не только найти географическую точку на карте, но и ответить на вопрос, индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие. Каждый школьник строит свой собственный индивидуальный образовательный проект — как способ ответа на свой вопрос. Проект показывает, каким должен быть для него маршрут, где он будет начинаться и заканчиваться, какие индивидуальные и общие — командные — события он видит в этом образовательном путешествии.
Задачи образовательного путешествия
- заложить основы визуальной культуры освоения окружающей ребенка материальной среды, культуры общения с визуальными объектами окружающего мира и мира искусства, дать опыт разнообразной рефлексии (слово, рисунок) собственных наблюдений;
- дать возможность каждому ребенку устанавливать разнообразные связи между разнообразными объектами окружающего его материального мира, переходить от конкретного опыта к обобщению, увязывая собственные наблюдения в целостную картину мира.
Образовательное путешествие состоит из трех взаимосвязанных этапов:
- Этап подготовки к путешествию.
Подготовка имеет два аспекта: содержательный – введение в тему, определение основных понятий, и методический – приобретение необходимых умений для работы на образовательном маршруте (ориентирование по карте, исследование объектов городской среды).
- Работа на маршруте
Это самостоятельная работа учащихся на маршруте. Маршрут включает объекты, объединенные идеей путешествия, расположенные в непосредственной близости друг от друга, доступные для непосредственного исследования.
Образовательное путешествие предполагает работу детей в малых группах (6-9 человек в зависимости от возраста учеников). Каждая группа получает маршрутный лист, в котором обозначены: тема путешествия, объекты культурного наследования, предполагаемые для исследования, вопросы для размышления. Таким образом, маршрутный лист позволяет организовать и структурировать самостоятельную работу детей в городском пространстве.
- Подведение итогов путешествия.
Данный этап является обязательным и предполагает анализ и презентацию полученной в ходе путешествия информации.
Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и защита составляют единое целое и реализуются последовательно в течение достаточно короткого промежутка времени (1-2 дня, максимум - неделя).
Приведем пример практической разработки культурно-образовательного путешествия «Пешком по Лесному». Образовательная технология применялась в курсе географии 6-го класса, по теме «Ориентирование».
Путешествие проходило по Выборгскому району Санкт-Петербурга.
- При проектировании путешествия нам хотелось, чтобы учащиеся лучше узнали свой район, историческую область, где расположена наша школа – «Лесное». Поэтому мы сформировали тему и идею путешествия «Пешком по Лесному».
- Мы выбрали объекты городской среды, которые наилучшим образом раскрывали идею путешествия.
- При составлении образовательного маршрута, учитывая возраст учащихся (6 класс), мы выбрали три объекта, которые находились на доступном расстоянии друг от друга (корейские идолы Чансын в лесопарке Сосновка, особняк Котлова и ФТИ им. Иоффе).
- При формулировке вопросов к каждому из объектов использовали «открытый тип вопросов»; для выполнения краткого алгоритма исследовательской деятельности использовали такие глаголы, как: «рассмотрите», «сравните», «поразмышляйте».
- Мы тщательно продумали маршрутный лист, который содержал:
- Обращение к ученикам, обозначение проблемы путешествия.
- Краткое описание пространства, в котором будет разворачиваться путешествие.
- Подробное описание хода путешествия, порядок поиска объектов.
- Дополнительные вопросы, указание дополнительных источников информации, которые могут понадобится при подготовке итоговой презентации.
- Для подведения итогов образовательного путешествия мы выбрали форму презентации, дав четкие рекомендации по ее выполнению.
Презентация путешествия = реклама путешествия
- Краткая (соответствует регламенту 3-5 минут)
- Информативная (информация о маршруте, объектах, участниках)
- Яркая (запоминающаяся)
- Доступная (понятная зрителям и самому выступающему)
- Понятная (не перегружена лишней информацией)
- Креативная (творческое решение)
Пример маршрутного листа:
Маршрутный лист:
«Пешком по Лесному».
Итак, если вы здесь и читаете эти строки, значит вы отправляетесь в путешествие по исторической местности Лесное. Ваша прогулка начинается от здания школы №124, пр. Тореза, 37.
Вы получаете маршрутный лист с заданиями, каждая группа будет работать со своим маршрутным листом. Приятного путешествия!
Найдите необычные скульптуры. | |
| |
Рассмотрите пояснительную табличку. Узнайте в связи с каким событием, кем и когда они были установлены. Не забудьте сделать фотографии. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
* Из дополнительных источников узнайте, почему так называются эти улицы? | |
Политехнический парк – один из парков Северной столицы. Он расположен вокруг институтского городка Санкт-Петербургского политехнического университета. Территория была обустроена по образцу университетских городков Кембриджа и Оксфорда. Парк представляет собой большой лесной массив, внутри которого находятся спортивные площадки, множество дорожек для пеших прогулок, а также сами корпуса университета. | |
Датой создания ФТИ считается 29 сентября 1918 года — день подписания декрета о создании физико-технического отдела Государственного рентгенологического и радиологического института. Из 10-ти Нобелевских лауреатов 3-е ученых работали, а Жорес Алферов продолжает работать, в ФТИ. Именно здесь начинал свою работу И.В.Курчатов (ученый, которого считают создателем атомного оружия в СССР). ФТИ им. А. Ф. Иоффе занимает первую строчку в списке российских институтов по суммарному индексу цитирования научных публикаций своих сотрудников. | |
| |
Ваше путешествие заканчивается. Мы надеемся, что прогулка была интересной и полезной. Лесное сегодня прекрасно, как и прежде. |
Задание со * выполняются дома. Вы можете пользоваться интернет-ресурсами и другими источниками информации.
Итак, вы совершили путешествие «Пешком по Лесному». В течение недели каждая группа обрабатывает маршрутные листы, изучает дополнительную информацию и готовит презентацию.
Желаем Удачи!
На заключительном уроке «Урок 3. Лесное - природно-культурное наследие» учащиеся представили свои презентации, в которых изложили подробную информацию по маршруту следования и каждому изучаемому объекту; ответили на дополнительные вопросы.
Среда – это мир, окружающий человека!
Задача педагога помочь ребенку освоить этот мир и освоиться в нем. Лучшее средство для этого – образовательное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.
Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...
Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...
Методика формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания географии.
Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаютс...
Лекция «Дидактика и методика преподавания географии»
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огр...
Методика преподавания географии в коррекционной школе
Анализ опыта работы обучающихся с ОВЗ....
Информационные технологии в преподавании географии. Использование ЦОР в преподавании географии.
В настоящее время актуальным для школы является комплекс задач связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит жить и работать в современном обществе с развитой сетевой...
«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»
Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...