Лекция «Дидактика и методика преподавания географии»
материал по географии на тему
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya.docx | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
- Методы обучения, используемые на уроках географии
Метод обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации. Таким образом
по источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:
1) словесные;
2) наглядные;
3) практические.
2. По уровню познавательной деятельности выделяют
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) частично-поисковый метод обучения географии;
3) исследовательский метод обучения географии
Отдельную группу составляют методы самостоятельной работы
(предлагаю более подробно познакомиться с каждым методом)
1. Словесные методы обучения географии
Речь - важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Словесные методы оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности школьников. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое внимание на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая коллективную беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.
Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражена внутренней стороной методов - разными уровнями самостоятельной деятельности (от воспроизводящего до творческого). Внешняя сторона проявляется в речи учащихся, в которой четко прослеживается самостоятельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.
Основное направление совершенствования словесных методов - максимальное использование их потенциала в организации мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной метода. Это может быть достигнуто посредством обучения школьников логическим операциям, приемам логического анализа текста учебника, решению проблемных заданий. Все это значит, что необходимо обучать школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.
2. Наглядные методы обучения
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и презентаций.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
3.К практическим методам относим:
- практические задания;
- тренинги;
- деловые игры;
- анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
2. По уровню познавательной деятельности методы делятся на
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.
Который предназначен для передачи учебной информации учителем, и предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Этот метод - один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами - с помощью компьютера, магнитофона, телепередач, видеофильмов. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.
2. Задача частично-поискового метода обучения географии
- постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самостоятельно. Например, поставить вопрос к учебной картине, к материалу, изложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вывод, сравнить объекты и т.д. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов. Например, сформулировать определение понятия «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в Андах на разной широте. В ответ на это задание ученики 7 класса сформулировали такое определение: «Вертикальная поясность - это произведение высоты гор на географическую широту», проявив при этом свои математические способности.
Основная задача при применении частично-поискового метода - научить учащихся самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных задач. Примером может служить беседа об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания о процессах выветривания, работе текучих вод, ветра, моря, приобретенных в курсе природоведения (или естествознания) и при изучении предшествующей темы «Изменение гор».
Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.
3. Суть исследовательского метода
состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение этого метода - приобщение школьников к творческой деятельности, развитие креативных способностей, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.
В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, что объясняется рядом причин: большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Кроме того, учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Для применения исследовательского метода необходимо специальное учебное оборудование - справочники, серии карт, географическая литература для учащихся и т.д. При этом методика исследовательского метода еще слабо разработана, отсутствуют достаточно полные рекомендации по его реализации в учебном процессе.
Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.
3. Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников
II. Формы организации обучения. Урок географии. Особенности и тенденции развития современного урока и его отличие от традиционного.
Переходим к формам организации обучения
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке. В настоящее время в подавляющем большинстве школ распространена классно-урочная система обучения.
Выбор формы организации обучения определяется целями обучения, особенностями содержания учебной дисциплины, местом и временем работы школьников, их возрастом.
Формы обучения географии разнообразны и объединяются в 2 группы:
1)урочные
2)внеурочные
К первой группе относят урок и лекционно - семинарско - зачетную систему обучения, которая развивается в рамках урока.
Во-второю группу входят учебные экскурсии, олимпиады, экзамены, дополнительные занятия, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся.
По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности.
Выделяют также и нетрадиционные уроки: урок -деловая игра; урок- путешествие; урок-ярмарка и др.
1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
При большом разнообразии форм обучения –несомненно главной формой является урок.
«Урок»-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
М.Н.Скаткин
Урок - динамичная и вариативная форма организации обучения. В нем заложено два противоборствующих элемента: нормативность и творчество. Урок олицетворяет собой единство этих противоположностей.
К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся по расписанию, в строго ограниченное время при обязательной работе учащихся под руководством учителя.
Самый существенный признак урока - организация учебной деятельности школьников, обучение самостоятельному добыванию знаний, привитие навыков самостоятельной работы.
Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все элементы учебно-воспитательного процесса:
цели, содержание, средства, методы, формы.
Стержень урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство деятельности учителя и учащихся.
В настоящее время методика урока основана на организации самостоятельной деятельности. Роль урока определяется еще и индивидуальным подходом к учащимся, с учетом особенностей класса и отдельных групп учащихся.
К наиболее важным вопросам организации урока относится соотношение деятельности учителя и учащихся, т.к. занятость учеников класса продуктивной работой на протяжении всего урока - одно из основных условий достижения его эффективности.
Результатам урока уделяют особое внимание, т.к. в них выражается приращение у учащихся знаний, умений, навыков. Оно выражается в овладении новыми знаниями, приемами, правилами мышления, навыками культуры труда, в обогащении эмоциональной сферы, в формировании идей, взглядов, интересов, стремлений.
2. Различий между традиционным и современным уроком очень много и прежде всего это цели и задачи
В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют 4 группы задач:
- Задача усвоения знаний.
- Формирования умений.
- Воспитание творческих способностей.
- Задачи, связанные с достижениями эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале.
Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом.
Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения.
Цели современного урока - формирование и развитие личности школьников в опоре на использование всех компонентов образования. Они направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, памяти, речи, воображения.
При постановке целей конкретного урока необходимо ответить на три вопроса:
- Что должно быть усвоено?
- Какие особенности личности они обеспечивают, развивают?
- На какие ценности должно быть ориентировано содержание?
Цели урока - это система ценностей, которую надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать такие качества, как:
- социальная активность;
- умение осмыслить события, окружающую действительность, принимать самостоятельные решения.
2. Второй показатель различия - изменение роли и функций учителя на уроке.
На традиционном уроке основная функция учителя - передача учебной информации и создание условий для ее усвоения (активен лишь учитель: объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания).
На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определять цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует.
Главное на таком уроке - самостоятельная познавательная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем.
Итак, основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.
3.Третий признак – изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества.
На традиционном уроке – авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к ценностями, которые воплощены в изучаемом материале.
Сотрудничество может быть выражено в передаче некоторых функций учащимся; например, при проверке знаний и умений, планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.
4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
Ведь у традиционного урока наблюдается четкое распределение времени и последовательности таких структурных элементов, как проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание. Такой комбинированный урок утомляет учащихся, снижает их познавательную активность. Самое продуктивное время тратится на проверку результатов обучения. На изучение нового материала остается мало времени, что не позволяет осуществлять полный цикл познавательных действий:
-восприятие;
-осмысление;
-запоминание;
-упражнение;
-последующее повторение и усвоение.
Поэтому у современного урока иная логика построения процесса обучения, происходит слияние его отдельных этапов.
Главное на уроке - применение знаний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале.
В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Основная обучающая часть урока приходится на его начало, на самую продуктивную.
5. Традиционный урок – урок одиночка, он не связан с другими формами организации обучения и с уроками по другим дисциплинам.
Современный урок носит межпредметный характер, он тесно связан с экскурсиями, проводится вне стен класса (на экологической тропе, в микрозаповеднике, в библиотеке). Он может быть проведен в рамках 2-3х предметов (биология, химия, география).
6. На традиционном уроке почти отсутствует общение учащихся в процессе учебной работы.
Современный урок направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Оставаясь основной формой организации учебного процесса урок изменяется. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.
Существенными признаками урока географии служат:
-тесная связь с событиями современности;
-реализация краеведческого принципа обучения;
-экологическая направленность.
Необходимо уделять внимание развитию познавательной деятельности, формированию способностей, обучению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных задач, развитию речевой деятельности, ведению дискуссий.
Показателями качества не может быть эрудиция и метод мастерства учителя. Главный показатель – организация деятельности учащихся.
III. Типология уроков географии по дидактическим целям, месту проведения и характеру познавательной деятельности. Формы организации учебной деятельности на уроках.
1.Типология уроков географии.
В дидактике типы уроков классифицируются по разным признакам, исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности; по характеру познавательной деятельности выделяют проблемные и не проблемные уроки. Уроки целесообразно проводить в форме проблемной лекции или учебной игры – проблемы.
Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы урока:
Проверка опорных знаний и умений;
Изучение нового материала;
Закрепление и обобщение;
Задание на дом.
Сочетание этих элементов позволяет выделить следующие типы уроков по дидактическим целям:
-вводные уроки;
-уроки изучения нового материала;
-комбинированные уроки;
-уроки формирования умений;
-уроки проверки, контроля и коррекции знаний;
-уроки повторения изученного материала;
-обобщающие уроки.
1.Комбинированный урок.
Комбинированный урок получил наибольшее распространение в практике работы школы, он имеет несколько дидактических целей и включает все структурные элементы.
Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Однако установленная схема урока не всегда позволяет удерживать познавательный интерес школьников и приводит к снижению эффективности обучения.
Необходимо менять структурные элементы урока, начинать с воспроизведения опорных знаний, что предшествует изучению нового материала, а проверку домашнего задания можно растворить в изучении нового материала или отнести на заключительную часть урока.
Закрепление на таком уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Урок состоит из отдельных логических частей, каждую из которых следует анализировать.
Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно проинструктировать, как его выполнять; какие знания, умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.
Таким образом, структура урока – это производное целей и содержания, поэтому она подвижна. Уделяется время на изучение нового материала, выполнения самостоятельной работы.
2.Урок изучения нового материала.
Такой урок посвящается изучению нового, большого по объему, сложного материала.
На уроке применяют комплекс методов обучения, активны и учитель и учащиеся.
Структура урока:
Постановка целей урока;
Организация познавательной деятельности по ходу изучения нового материала;
Обобщение и закрепление по частям – логическим разделам;
Домашнее задание.
Уроки применяют при рассмотрении важного географического материала (строение атмосферы, рельеф Африки; общая характеристика машиностроения, экономическое районирование).
3.Вводные уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, при изучении нового материала, в начале изучения большого раздела (региональный обзор материков и России, зарубежных стран).
Цель вводных уроков – создание у школьников психологических установок на учебную работу, пробуждение интереса к географическим знаниям, раскрытие практической роли знаний. Вводный урок можно отнести к урокам изучения нового материала.
4.Уроки формирования (совершенствования) умений.
Уроки направлены на формирование специфических для географии умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и применение.
Формой учебной деятельности школьников являются практические работы. Это обучающие и тренировочные практические работы.
Большие по объему и сложные по содержанию работы выполняются на специальных уроках ( обработка результатов наблюдений за погодой, составление сравнительных характеристик территорий).
Эти уроки содержат следующие структурные элементы:
Постановка образовательно-воспитательных задач;
Ознакомление школьников с учебными средствами, для выполнения практических заданий;
Инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению результатов;
Подведение итогов и задание на дом.
Результаты урока зависят от степени овладения школьниками приемами учебной работы: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать с картами различного содержания, делать расчеты , анализировать статистические показатели, составлять описание и характеристики по типовому плану, устанавливать зависимости, причинно-следственные связи, специализацию хозяйства той или иной территории.
5.Уроки проверки и учета знаний.
Уроки проводятся в заключении серии уроков по темам, это могут быть уроки – зачеты.
Структура:
Постановка задач урока.
Разъяснение форм и методов проверки и учета знаний.
Требований к ответу, норма оценки.
Ознакомление с правилами работы с источниками информации, с которыми разрешается пользоваться.
Постановка задания.
Проверка итогов выполнения (в учебниках специальные задания).
6.Уроки повторения.
Такие уроки проводятся редко, т.к. систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Эти уроки важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами по усмотрению учителя.
7.Уроки обобщающего повторения.
Обобщение сопровождается повторением.
Уроки эти важны для осознания ведущих целей школьной географии, систематизации знаний, формировании взглядов, убеждений.
Основная черта – приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации, обобщения, переосмысления.
Основная цель этих уроков – в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений. На таких уроках используется большое количество средств обучения: карты, схемы, таблицы, учебные картины и специально созданные с целью обобщения знаний экранные пособия.
Цель – систематизировать, углубить знания, не только закрепляют полученные знания, но и приобретают новые. Учителю необходимо определить содержание (выявление причинно-следственных связей географических процессов и явлений, отработать умения устанавливать связи).
Учитель используют фронтальную эвристическую беседу, фронтальные письменные работы, индивидуальные опросы, игровые приемы обучения (географическое лото, урок – путешествие).
2.Формы организации учебной деятельности школьников
представлены:
-фронтальной;
-индивидуальную;
-групповую формами работы.
1.Фронтальная форма – это кода учитель работает со всем классом, управляет деятельностью всего класса, который выполняет единое для всех задание. Учащиеся работают рядом, а не вместе (учитываются индивидуальные различия, хотя этот процесс затруднен).
Учитель работает только с самыми активными, оставляя в не поля зрения остальных. Используется объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично – поисковый метод; организуется работа с экранными средствами обучения.
2.Индивидуальная работы.
Индивидуальная работа в рамках урока ограничена.
Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия, отношения к учебе, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать психологическую и физическую нагрузку.
Каждый ученик работает самостоятельно. Используется репродуктивный и исследовательский методы. Даются задания на сравнение объектов, составление схем, таблицы по тексту учебника, заполнение контурных карт, вычерчивают профиль, используется различный дидактический материал.
3.Коллективная форма.
Такая форма сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся, с учетом их индивидуальных особенностей.
Коллективная работа имеет следующие признаки:
Цель осознается как единая, требующая объединений усилий всех членов группы.
Организация деятельности предполагает разделение труда.
В процессе работы между членами коллектива устанавливаются отношения ответственности и зависимости.
Контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.
Работа в группах имеет психологическое и социологическое обоснование. Труд наиболее рационален. Учитываются возрастные особенности учащихся.
Виды коллективной работы:
-работа в парах;
-в малых группах;
-ролевая игра;
-дискуссия.
Группы могут формироваться по желанию, временно и постоянно. Учитель сам группирует учащихся с учетом индивидуальных особенностей.
Старшего (лидера) можно выбрать самим. Он распределяет в группе всю работу, организует обсуждения. Роли распределяются следующим образом:
1-одни выдвигают идеи;
2-другие конкретизируют, подбирают примеры;
3-третьи в роли критиков.
Организация групповой работы требует соблюдения нескольких этапов.
Подготовительный - распределение учащихся на группы по 4-5 человек, определение лидеров или консультантов, разработка заданий, отбор средств обучения, постановка познавательной задачи и инструктаж о порядке работы групп.
Второй этап – самостоятельная групповая работа по выполнению задания, распределение лидерами групп функций между членами групп для выполнения отдельных работ, обсуждение полученных результатов и составление группового отчета.
Третий этап – обсуждение в классе результатов групповой самостоятельной работы, заслушивание групповых отчетов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование ее выступления.
Четвертый этап – Учитель сообщает итоги работы групп, оценивает решение учебной задачи, вносит уточнения и дополнения.
При коллективной работе действует сложная схема: учитель – коллектив – ученик. Применять групповую работу рационально на обобщающих уроках, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.
Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения географии рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.
Нетрадиционные уроки географии.
Нетрадиционные формы уроков появились на определенном этапе развития системы образования, теории дидактики и методики обучения учебным предметам.
Они явились реакцией учителя на новые цели, связанные с развитием личности, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе.
В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, ее механизмам, действующим в учебном процессе, в частности его мотивация, запросов и потребностей школьников. Именно поэтому в последние годы особую популярность приобрели нетрадиционные формы.
Классификации уроков нетрадиционной формы.
По типу нетрадиционные уроки делятся на
Уроки формирования новых знаний
Уроки лекционной формы.
Уроки- экспедиции.
Уроки- исследования
Уроки- инсценировки
Уроки- конференции
Уроки обучения умениям и навыкам
Практикумы.
Практические работы.
Сочинения.
Уроки- диалоги.
Уроки с ролевой деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений
Семинары внеклассного чтения.
Повторительно- обобщающие диспуты.
Игровые: КВН.
«Что? Где? Когда?»
«Поле чудес»
«Счастливый случай»
Интегрированные театрализованные уроки.
Урок- суд.
Уроки- консультации
Уроки- конкурсы
Уроки- соревнования
Уроки проверки и учета знаний и умений
Зачетные викторины
Конкурсы
Смотр знаний
Защита творческих работ, проектов,
творческие сочинения
У Подласного И.П. в учебнике по педагогике выделено 36 типов уроков.
Нетрадиционные формы, пришедшие из средств массовой информации (телевидения): пресс-конференции, круглые столы, уроки-состязания, КВН, «Что? Где? Когда?» привлекают необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию возраста, ученик в центре учебного процесса.
- В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки – исследования. Так на интегрированных уроках учащиеся могут усвоить новые знания по разным учебным предметам (ведут 2-3 учителя). Однако, если они ведутся на известном материале, то это уроки скорее систематизации знаний, обобщения и повторения. То же самое можно сказать об уроках – путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это получение новых знаний и умений. Возможно включение подобных уроков и в группу комбинированных.
Игровые технологии отличаются большим разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект.
Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования к их связям ( от решения кроссвордов к их составлению).
Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определять их место в системе и обоснованно планировать. Согласованная и обоснованная система уроков географии нетрадиционной формы - существенный фактор усвоения географической картины мира и развитие личности.
Методические приемы применяемые на нетрадиционных уроках так же очень разнообразны: это
1.«Мостик» может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, понятия, термины, с таким расчетом, что остается только сказать ключевое слово.
- Прием развивает умение определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями);
- помогает раскрыть аналитические и систематические способности;
- дает возможность совершить маленькое географическое открытие;
- помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся;
2. «Репортаж».
Репортаж можно делать индивидуально, по парам и группам. В основу деятельности закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые конспектируются, переписываются или ксерокопируются, записываются на диктофон. Материал оформляется в репортажа.
Исходя из темы, выстраивается четкая последовательность, где обязательным компонентом является ученическая комментарий. Форма репортажа: альбомы, информационные листы, газеты, путевые заметки, аудиорепортаж, статьи, мультимедийная презентация.
Прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации, умение классифицировать материал, повышает эрудицию ученика.
Перечислим и остальные приемы:
«Я учитель»
«Ступеньки интеллекта»
«Золотое слово»
«Творческая работа»
«Аналогии»
«Кепка лидера»
«Рекламное бюро»
«Геолото»
Лекционно-семинарская система обучения
Реализовать сложные задачи по развитию личности позволяет лекционно-семинарская система обучения. Используется в основном в старших классах. Система имеет ряд существенных преимуществ:
-осознание школьниками процесса обучения;
-возможность активного включения в него;
-планирование своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;
-использовать нетрадиционные формы обучения.
Среди элементов лекционно-семинарской системы можно выделить 6 основных: лекции, уроки-практикумы, уроки-диалоги, консультации, семинары и зачеты.
Система имеет результативность только при соблюдении трех главных условий:
Четкое планирование учебного процесса (ведение от первого до последнего занятия);
Тесная взаимосвязь всех ее элементов;
Систематическая отчетность учащихся.
1. Школьная лекция
Слушание лекции сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с младших классах (увеличивая время на рассказ, давая определенные задания). Слушать лекцию, значит понимать содержание, запоминать, выделять, представлять услышанное, причем в быстром темпе.
Отличие от вузовской лекции заключается:
- в мотивации;
- меньшей продолжительностью (30-35 минут);
- в использовании богатого иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, таблиц, видеофильмов);
- в продуманной обратной связи.
В 8-9 классах при проведении лекции учитель может предложить такие задания, как: следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам; вести запись плана по мере изложения материала, т.е. разбивать материал по смысловым блокам, запись против плана привлекаемых источников информации.
Эти задания требуют соединения в быстром темпе 2-х умений – умение слушать и выделять главное в содержании и делать краткие записи (такая задача стоит перед 10 кл.). Поэтому при подготовке и проведении лекции особое внимание уделяется продумыванию заданий на формирование умения слушать и вести записи с опорой на план, записывать тезисы (1 уровень сложности), заданий на самостоятельное выделение главного в содержании - составление планов, схем, резюме (2 уровень).
По дидактическим целям выделяют:
-вводные лекции (мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий);
-текущие лекции (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);
-обобщающие лекции.
По характеру изложения: информационного и проблемного характера.
В кабинете учителя географии можно вывесить памятку «Как обучится умению слушать лекцию»:
1.Запишите тему, уясните цели, характер задания.
2.Ведите краткие записи, так, чтобы сохранить логику.
3.Проведите самопроверку при подведении итогов. Выполните задания.
4.Дома прочитать записи, внесите коррективы.
5.При чтении не отвлекайте учителя.
Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких знаний, но и общеучебных умений: слушать, выделять главное, вести короткие записи.
2.Практикум
Роль уроков важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации.
Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, в группах, сочетание индивидуальной и фронтальной работы; по характеру заданий: работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов развиваются и эмоциональная сферы, вводятся игровые элементы. Характер заданий разнообразный - от инструктажа до творческого уровня.
В отличие от традиционных уроков, где на самостоятельную работу выделяют от 5-15 минут, уроки-практикумы тщательно планируются в течение 40 минут. Необходимо оборудовать рабочее место: атласы, учебники, справочники, статьи, контурные карты, инструктивная карточка. Как было уже сказано, учащиеся могут работать парно, мобильными группами. Сложным является – удержать интерес и внимание к выступлениям учащихся. Слушать других внимательно помогут следующие приемы:
Двум группам дать параллельно задание (они дополняют, задают вопросы).
Требовать кратких записей.
Оценку при индивидуальной и парной работе ставит учитель. При групповой работе коллективно оценивают. Тетради оцениваются при тематическом и итоговом контроле.
3. Урок диалог
Урок-диалог строится на неожиданных вопросах. Роль уроков - формирование умений задавать вопросы, развитие диалогической речи, формирование культуры общения, стимуляция мышления, овладение учащимися знаниями в новой учебной ситуации.
Диалог может проходить между учителем и классом, между группой учеников и коллективом, между двумя группами. В учебном году проводится 5-7 занятий.
Уроки-диалоги можно проводить при изучении отдельных стран ( США, Япония, Индия) или общих вопросов (ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы) у учащихся есть знание на уровне бытовых или сообщений средств массовой информации.
Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задание дает за 2 месяца: группе необходимо ознакомиться с разными источниками информации, отобрать важные географические данные, составить вопросы, подготовить иллюстрации.
Остальным учащимся учитель предлагает за 1-2 недели подготовить интересующие их вопросы, сам производит отбор, значительная часть вопросов на уроке экспромтом и к ним тоже нужно подготовиться. На уроке можно выделить группу-учета группу-анализа или взять функцию оценки на себя, делая пометки в процессе урока или поощрять фишками разного цвета (за удачный ответ). Завершается урок коллективным обсуждением итогов.
Правила проведения урока:
Задайте вопросы четко и кратко, старайтесь сформировать вопросы в логике изучаемой темы.
Умейте выслушать собеседника.
Помните – наиболее сложными являются вопросы для объяснения географических явлений и процессов, анализ, и сопоставление.
Облекайте вопросы в корректную форму.
Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.
4. Урок семинар
Роль семинаров значительна в обобщении знаний по крупным темам, систематизации знаний, формировании мировоззренческих идей, усвоение более сложных понятий и представлений курса. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
В начале изучения крупной темы при ознакомлении с ее планированием внимание учащихся обращается на семинарское занятие, а за 2-3 недели учитель дает вопросы и список литературы.
Проводятся коллективные и индивидуальных консультаций в урочное и внеурочное время.
Целесообразно подготовить 2-3 учащихся, которые помогают в ведении семинара.
От первого до последнего урока крупной темы, учитель готовит к семинарскому занятию, обращая внимание на узловые вопросы, разные взгляды. Семинары формируют общеучебные умения: умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстрационный материал, смотреть документальные выступления, слушать, анализировать), развивается диалогическая речь.
Затруднение составляют вопросы дискуссионного плана. В учебнике дается несколько больше вопросов, чем их можно обсудить в учебное время. Учитель может сам отобрать наиболее важные для закрепления и обобщения темы. Среди вопросов ценны те, которые могут вызвать желание выступить (либо спорный, либо всем ясный).
В школе получили распространение несколько типов семинаров:
-семинары-отчеты (ответы на вопросы, дополнения, выводы);
-семинары-обсуждения;
-диспуты;
Рекомендации:
Говорите, а не читайте.
Выступление стройте четко и обоснованно.
Не говорите долго.
Умейте слушать и критически оценивать ответы.
В ходе семинара делайте записи.
5. Урок зачет
Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие и воспитывающие.
В практике известны несколько видов контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий проводится на лекции и семинаре; тематический контроль позволяет осуществлять семинарские занятия и зачет.
Вопросы на зачет составляются на 2-3 уровне сложности, тем самым дается возможность судить о знаниях, мировоззрении, интуиции учащихся.
Зачет-автомат ставится, активно работающим за проверяемый период учитель анализирует все выполненные задания в тетради, контурных картах, просматривает записи, текущие оценки.
Можно предложить дополнительно тестовые задания (1 уровень сложности), например проверка номенклатуры.
Число уроков-зачетов 2-3 за учебный год.
Итоговый контроль можно провести как защиту реферата.
Как форма творчества рефераты рекомендуются при изучении каждой темы. Перед защитой реферата проводятся групповые и индивидуальные консультации. При защите можно предложить рассмотреть лишь некоторые аспекты темы.
Ну, последнее на чем хотелось бы остановиться –
IV Новые педагогические технологии в обучении географии
Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности.
Главными признаками технологии обучения считают:
1.четкая постановка учебных целей, задач, осознание значимости изученного материала, мотивация учебной деятельности школьников;
2.построение последовательной поэлементной процедуры, достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;
3.обучение по образцам (тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы);
4.организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;
5.широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.
Виды учебных технологий делятся на три группы:
1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки общеучебных, специальных умений.
2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление индивидуального субъективного опыта ребенка
3. Технология развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.
Каждая из этих групп технологий включает несколько технологий. Например личностно-ориентированные технологии включает технологию разноуровневого :
-дифференцированного обучения;
-коллективного взаимообучения;
-полного усвоения знаний;
-модульного обучения.
Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.
В методике географии накоплен опыт применения технологий обучения:
А) Технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.
Б)Технология ЛОС, ЛОК.
В) Технология формирования учебной деятельности школьников (учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся).
Г)Технология дифференцированного обучения (классифицируются на группы с учетом технологических особенностей школьников, учитываются личностные отношения школьника к учебе, интерес к изучению предмета; разноуровневые приемы, дидактический материал; диагностики результатов обучения.
Д)Технология учебно-игровой деятельности.
Е)Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приемами эвристической беседы, умений вести дискуссии. «Ветер – враг или друг человеку?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?».
Ж) Модульная технология, функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладению им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией.
З) Метод проектов-технология проектной деятельности. Смысл состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы. Проекты развития малых городов, зеленых зон микрорайона школы.
Разработка технологии предполагает получение гарантированного результата деятельности учителя; четко задана цель и планируемый результат.
Учитывая то, что школа переходит на новый стандарт обучения, особое внимание уделяется сравнительно новой технологии
5. Технологии проектной деятельности
Сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Проектом называют какой-либо замысел, план разработку. Проектная технология может обеспечить проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта-прообраза предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта, состояния природных комплексов.
Для применения проектной технологии в процессе обучения географии используют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на применение в учебном процессе активных методов обучения-проблемного изложения, исследовательского метода.
Начинать применение проектной технологии целесообразно уже при изучении начального курса географии. Школьникам можно предложить задачи на составление простейших прогнозов-проектов, например, по синоптической карте или выполнить проектные задания, помещенные в атласе контурных карт, например, предложить свой вариант проекта освоения территории.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов. Как правило, на выполнение задания, т.е. на составление проекта дается большой отрезок времени, составляется план работы, подбираются источники информации. Работа по созданию проектов не обязательно индивидуальна. Целесообразно давать задания и для создания проектов малыми группами.
Результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, как правило, на специально отводимых для этого урока типа диспутов, конференций, смотра знаний, отчетов или на обобщающих уроках в конце темы (раздела).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения самотеста в преподавании географии или как научить школьников формулировать вопросы.
Данный метод работы основан на самостоятельном составлении учащимися тестовых заданий, как с использованием источников информации (учебников, энциклопедий, различных словарей и т.д.), так и без ...
Технологии и методики в преподавании географии
В статье изложены теоретический и практический материал по применению новых технологий и методик.В основу статьи положена технология образовательного путешествия, позволяющая организовать самостоятель...
Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...
Методика преподавания географии в коррекционной школе
Анализ опыта работы обучающихся с ОВЗ....
Методика преподавания географии учащимся с ОВЗ
В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с учетом специфики преподавания географии и специфики восприятия детьми окружающего мира. Проана...
«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»
Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...
Совершенствование методики преподавания географии в рамках внедрения ФГОС
Совершенствование методики преподавания географиив рамках внедрения ФГОС...