Методика преподавания географии в коррекционной школе
материал по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хотьковская основная общеобразовательная школа № 4 г. Хотьково, ул. Пушкина, д. 11
Тема педсовета: «Методика преподавания географии в
коррекционной школе».
Составил учитель: Кривцова Н.В.
2017 г
Успешное усвоение любого предмета, в том числе и географии, умственно отсталыми учащимися зависит от того, насколько умело используются знания, приобретенные детьми на предметных уроках, уроках развития речи в начальных классах, а также знания, накопленные при переходе из класса в класс.
Центральное место при решении коррекционно- развивающих задач на уроках географии отводится работе по развитию логического мышления. Формирование у детей умения логически мыслить непосредственно связано с развитием у них правильной связной речи. Это одна из важнейших задач обучения географии во вспомогательной школе.
Анализ опыта работы показывает, что в преподавании географии одним из основных источников знаний является живое слово учителя. Устное изложение учителем учебного материала, беседа, рассказ, работа с учебником относится к словесным методам обучения. Усвоение новых знаний на слух без сочетания с другими методами не имеет положительного результата в работе с умственно отсталыми детьми. Поэтому и рассказ, и объяснение, и беседу всегда сочетают с применением наглядных пособий и карт.
К речи учителя предъявляют большие требования: она должна быть выразительной, спокойной, доступной для понимания умственно отсталыми детьми и безупречно правильной. Речь учителя является образцом для учеников.
На уроках географии используются два типа рассказов. К первому относится рассказ, где главная дидактическая цель заключается в изложении фактических знаний по изучаемому вопросу. Например, для учащихся 9 классов при изучении России учитель составляет такой рассказ:
- Границы России, её площадь, протяженность с севера на юг (4 тыс. км), с запада на восток (10 тыс. км, 170%);
- Природные условия, курорты страны, охраняемые территории;
- Изучение названий и расположение крупных городов России, а также столица нашей Родины. Какое количество городов-миллионеров (13);
- Москва - как крупнейший транспортный узел, а также культурный, научный и промышленный центр.
Другой тип рассказов - это иллюстративные рассказы. Их главная цель заключается в создании представлений у учащихся определенных образцов, картин географических объектов и явлений. Примерами таких рассказов могут служить текст для дополнительного чтения, помещение в конце учебников географии. Яркое, красочное описание дают познавательный материал и способствуют воспитанию эстетических чувств.
К формированию познавательного интереса способствует поисковый характер обучения на уроках географии. Когда учащиеся ищут ответ на поставленный учителем вопрос. Беседа – это такой метод обучения, при котором основное место занимает вопросы учителя и ответы учащихся. Беседа подготавливает и включает учащихся в самостоятельную работу с пособиями, активизирует процесс обучения. Она открывает большие возможности для индивидуального подхода. На многих уроках географии изложение нового материала следует начинать с выяснения знания по изучаемому вопросу, т.е. вводной беседой. Когда дети высказали все свои познания об обсуждаемом предмете, учитель приводит это сведения в стройную систему с помощью рассказа, а часто в разъяснительной беседе. Память умственно отсталых детей чаще носит образный, конкретный характер. Чтобы беседа играла обучающую роль, необходимо учитывать очень иного дополнительных сопутствующих факторов.
Умственно отсталый школьник может быть участником только в результате систематического и длительного обучения.
При исследовании того, как учащиеся коррекционных школ усваивают географические знания, было выявлено, что при преимущественном использовании словесных методов обучения умственно отсталые ученики усваивают не более 20% новых сведений, а при совместном использовании слова, наглядности и самостоятельной практической деятельности умственно отсталые дети усваивают 50-65% знаний. Поэтому обучение географии в коррекционной школе носит наглядно – практический характер, с обязательным использованием словесных методов.
Использование различных словесных методов способствуют более интересно и живо проводить уроки. Дети любят эти уроки, у них побуждается интерес к предмету, а разнообразные красочные учебно – наглядные пособия воспитывают художественный вкус, любовь к живой природе. Они понимают необходимость защищать и оберегать то, что нас окружает.
Опыт показывает, что на уроках географии при активном использовании словесных методов обучения, наблюдается улучшения знаний учащихся, повышение уровня развития их активной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и методика преподавания лыжной подготовки в школе
Обобщение опыта работы по лыжной пождготовки в школе...
Методика преподавания ритмики в коррекционной школе VIII вида.
Контрольная работа. Методика преподавания ритмики в коррекционной школе....
Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе
Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности. Я стараюсь, чтобы обучение для учащихся по моему предмету было увлеченным и интер...
Лекция «Дидактика и методика преподавания географии»
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огр...
Методика преподавания географии учащимся с ОВЗ
В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса с учетом специфики преподавания географии и специфики восприятия детьми окружающего мира. Проана...
«Использование современных образовательных технологий в методике преподавания географии в школе»
Использование совремменых образовательных технологий и методике преподавания георафии в школе...
Совершенствование методики преподавания географии в рамках внедрения ФГОС
Совершенствование методики преподавания географиив рамках внедрения ФГОС...