Опыт организации исследовательской деятельности учащихся по вопросам профилактики табакокурения
статья (9 класс)
Обобщение опыта проведения ученического исследования по выявлению уровня распространения вейпинга и табакокурения среди учащихся 8, 9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений города Новокузнецка Кемеровской области. В исследованиии анализируется динамика уровня распространения табакокурения, приводятся рекомендации и правила для желающих бросить курить. рекомендации для родителей курящих учеников. РАбота представляет большой интерес для всех педагогических работников, заинтересованных в здором образе жихни своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_kureniyu.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Лапина Т.П.,
методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Станция юных натуралистов», город Новокузнецк Кемеровской области, РФ
Среди всех вредных привычек, встречающихся у людей, курение является одной из самых распространенных.
Завезенный сподвижниками Колумба из американской провинции Табаго в Испанию табак вскоре распространился по всему миру как развлечение, удовольствие, отвлечение. О вреде табакокурения сказано немало. Особенно пагубно влияет эта привычка детей и подростков. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалене еще в девятнадцатом веке пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей анемию, развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы − это годы роста, как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, удвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно. В последнее время именно среди подростков курение в традиционной форме и в форме электронных сигарет получило особенно большое распространение [6].
У обычного некурящего человека возникает желание понять, как ученики старших классов воспринимают курение. Для поиска ответа на этот вопрос учащимися объединения «Экологические исследования в природе и городе» было проведено социологическое исследование на основе анонимного анкетирования учащихся 8 - 11 классов средних общеобразовательных учреждений города Новокузнецка.
Цель исследования: анализ уровня распространения курения среди учащихся старших классов и причин этого явления.
Задачи исследования:
- Составить анкету для проведения социологического опроса учащихся старших классов.
- Проведение социологического опроса учащихся образовательных учреждений города.
- Установление уровня знаний старшеклассников о влиянии курения традиционных и электронных сигарет на организм человека, выявление уровня распространения курения среди подростков, выявление причин курения путем обработки результатов социологического опроса.
- Подготовка рекомендаций для старшеклассников «Скажи сигарете: «Нет».
- Проведение занятий в творческих объединениях МБУ ДО «Станция юных натуралистов» по профилактике табакокурения среди подростков и молодежи с использованием материалов исследовательской работы.
Методы исследования: социологический опрос учащихся старших классов общеобразовательных учреждений города Новокузнецка. Для проведения социологического исследования была составлена анкета (Приложение 1).
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТАБАКОКУРЕНИИ
- Общая характеристика табакокурения
Курение представляет собой вредную привычку, которую можно квалифицировать как табачную токсикоманию. Возникшее у курильщиков табака чувство удовольствия связано с психотропным действием никотина и других компонентов табачного дыма. Часто начало курения протекает с различными неприятными ощущениями: головокружением, тошнотой и сердцебиением. Возможны даже тяжелые острые отравления. Но далее формируется адаптация и даже пристрастие. Возникает психическая зависимость, а у злостных курильщиков и физическая зависимость с абстинентными проявлениями при попытке воздержания [6].
1.2 История распространения табакокурения
В Европе долго не было известно о табаке. Первым европейцам пришлось познакомиться с ним в 1492 г., в год открытия Христофором Колумбом Америки. Когда его корабли пристали к одному из островов до сих пор неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения, туго свернутых в тонкие трубочки, зажженные на конце [8].
В Европу табак был завезен в 1496 г. испанским монахом Романом Пано, который побывал в Америке со второй экспедицией Христофора Колумба и вывез оттуда семена табака в Испанию. Вывезенные им растения он использовал в качестве декоративных. В 1556 г. другой монах (Андре Тиве) завез табак из Бразилии во Францию. Андре Тиве написал о табаке много хвалебных трактатов. Французский посол в Португалии Жан Нико в 1559 г. подарил табак французской королеве Екатерине Медичи. Мода нюхать табак стала быстро распространяться среди населения Франции.
В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале 17 столетия. Курение табака и нюханье его жестоко преследовалось. Первая табачная фабрика была построена в 1816 г. на Украине, в Ахтырке, а в 1852 г. - в Петербурге. С 1870 г. начала работать табачная фабрика в Москве под названием «Ява», изготовлявшая в больших количествах сигареты, папиросы, курительный табак и другие табачные изделия [8].
1.3 Состав табачного дыма
Наиболее активным веществом, входящим в состав табака, является алкалоид никотин, который был открыт в 1828 г. Посельтом и Рейманом в Гейдельбурге. Никотин – сильный яд, представляющий собой бесцветную прозрачную или слегка желтоватую маслянистую жидкость со жгучим вкусом. Кроме того, в табаке содержится норникотин и другие алкалоиды.
В табачном дыме обнаружены канцерогены (бензапирен, бензатрацен и другие полициклические углеводороды), а также мышьяк и сернистый газ, который, взаимодействуя с аммиаком, образует очень сильные канцерогены (химические вещества, способные вызывать развитие раковой опухоли). Всего при курении образуется свыше 20 вредно действующих веществ, которые активируются в процессе горения {курения) при очень высокой температуре (около 600 градусов) и поступают в организм курильщика в момент затяжки.
В табачном дыме также обнаружены, кроме 3,4-бензапирена, и другие канцерогенные вещества: трехокись мышьяка, антрацен, а также радиоактивные элементы, среди которых наибольшим канцерогенным действием обладает, по данным многих ученых, полоний-210. Радиоактивный полоний-210 обнаружен в 1946 году американскими учеными Рендфордом и Хантом [8].
1.4 Влияние табакокурения на организм человека
Влияние всосавшихся в организм компонентов табачного дыма на нервную систему многообразно. Отмечены снижение внимания, запоминания, затруднения в решении различных задач, снижается реакция на различные раздражители, т.е. может формироваться определенная заторможенность, слабость, снижение умственного потенциала.
Указанные изменения мозговой функции усугубляется ранним развитием у курильщиков склероза сосудов головного мозга. Склероз сосудов может приводить к закупорке (т.е. тромбозу) их с различными крайне тяжелыми последствиями, включая кровоизлияние в мозг, гангрену нижних конечностей и др. Курение усиливает образование адреналина и его влияния на сердечно-сосудистую систему: наряду с различными проявлениями вегетососудистой дистонии, курение служит фактором риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) и инфаркта миокарда [9].
Наиболее часто продолжительное курение ведет к развитию «хронического бронхита курильщика» в результате раздражения и повреждения слизистой оболочки бронхов токсическими компонентами табачного дыма, главным проявлением которого служит упорный кашель (часто с мокротой, иногда гнойной, кровянистой). Далее обычно формируется эмфизема легких (своеобразное «вздутие» легких с разрушением их ткани) с довольно постоянной или приступообразной одышкой, появлением синюшности кожных покровов (цианоза) и ряда других отклонений. У злостных курильщиков чаще возникают простудные заболевания дыхательных путей, особенно пневмонии (воспаление легких). Благодаря предшествующему хроническому бронхиту и под влиянием канцерогенов табачного дыма у курильщиков довольно часто возникает рак горла, гортани и особенно легких.
Другой мишенью для воздействия табачного дыма (растворенного в слюне и проглатываемого курильщиком) служит желудок, где сначала развивается т.н. «гастрит курильщика», а затем язва желудка или 12-лерстной кишки, затем рак желудка [9].
1.5 Электронные сигареты и здоровье человека
Вейпинг - это процесс вдыхания и выдыхания аэрозоля (его ошибочно называют паром), который вырабатывается электронной сигаретой или устройством похожего типа. Этот термин используется потому, что электронные сигареты производят не табачный дым, а именно аэрозоль. Его принимают за водяной пар, но на самом деле он состоит из мельчайших частиц. Многие из этих частиц содержат токсичные соединения.
Электронные сигареты (вейпы) – это устройства, которые генерируют аэрозоль, содержащий в том числе никотин и ароматизаторы. В большинстве из них есть аккумулятор, нагревательный элемент и место для специальной жидкости или солей никотина. Форма и размер электронных сигарет могут быть самыми разными. Мини (часто называемые сигаретами), среднего размера, вейп-ручки, системы вейп-капсул, электронные кальяны, электронные сигары, персональные испарители или моды, могут иметь форму зажигалки, флэшки, и даже часов [10].
Вейперы – новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.
Вейпинг – новый формат курения часто выбирают подростки и молодые люди, во многом благодаря дизайну, компактным размерам и форме, которая упрощает сокрытие гаджета. Многообразие ароматов и сладкий вкус, которые нравятся тем, кто не переносит запах и вкус табачного дыма. Нет обильных облаков резко пахнущего дыма, это позволяет скрыть сам факт курения.
Никотин в электронных сигаретах содержится в виде соли бензойной кислоты, а не в свободной форме, это увеличивает скорость его доставки и уменьшает неприятные ощущения во рту и горле.
В капсулах для заправки электронных сигарет содержится столько же никотина, сколько в пачке из 20 обычных сигарет. В среднем, одна электронная сигарета выдерживает около 200 затяжек.
Разнообразие вкусов электронных сигарет: фрукты, ягоды, конфеты, газировка, сахарная вата и яблочный пирог. Многообразие обеспечивается химическими ароматизаторам, веществам, широко используемым в пищевой промышленности.
Облитерирующий бронхиолит, или «попкорновое лёгкое», необратимое и опасное заболевание лёгких. Впервые его выявили у сотрудников завода по производству попкорна. Причиной был диацетил, химическое вещество, отвечающее за маслянистый вкус попкорна. Его вполне можно есть, но вдыхать крайне опасно. Диацетил, как и 2,3-пентандион и ацетоин, выявлен во многих популярных ароматах жидкости для электронных сигарет. И это не только маслянистые вкусы, такие как молоко, чизкейк, карамель, но и фруктовые ароматы, такие как арбуз, гранат и вишня.
Многие убеждены, что электронные сигареты менее вредны, чем обычные, что это здоровая альтернатива курению табака.
Однако доказано, что аэрозоль вейпа или электронной сигареты вызывает кратковременную воспалительную реакцию в легких, как и обычные сигареты. Причем пары жидкости без никотина могут привести к более сильному повреждению. Вдыхаемые микрочастицы аэрозоля раздражают альвеолы и могут вызвать приступ астмы. Бактерии золотистого стафилококка после воздействия аэрозоля электронных сигарет приобретают еще большую устойчивость к антибиотикам и становятся фактически супербактериями, против них становятся неэффективны антибиотики.
Воздействие аэрозоля электронных сигарет снижает реакцию иммунной системы и увеличивает восприимчивость к возбудителям гриппа, COVID-19 и других респираторных заболеваний. Даже при кратковременном воздействии аэрозоля возможно раздражение горла и глаз, кашель и головокружение [10].
Никотин, содержащийся в аэрозоле, вызывает сужение артерий, а это может привести к сердечному приступу. Человеческий мозг достигает полной зрелости примерно в 25 лет. До этого возраста он особенно уязвим для никотина. Поэтому в зоне особого риска дети и подростки. В долгосрочной перспективе у них могут возникнуть необратимые изменения в префронтальной коре, той части мозга, которая отвечает за принятие решений [10].
Беременность – ещё один период, когда последствия курения будут особенно серьезны. Причем сильнее пострадает будущий ребёнок. Когда беременная женщина курит, снижается приток крови к плоду, возникает кислородное голодание, которое особенно опасно во время внутриутробного формирования головного мозга [9].
Многие убеждены, что электронные сигареты можно использовать везде, даже в местах, где курение запрещено. Их аргумент: ведь это просто безвредный пар, как из чайника, он никому не помешает, это же не табачный дым. Электронные сигареты выделяют аэрозоль, то есть, взвесь частиц в газе. Мелкие частицы аэрозоля всегда травмируют легкие, могут вызывать раздражение альвеол, кашель и другие респираторные проблемы.
Помимо воды в жидкости для электронных сигарет имеется пропиленгликоль или растительный глицерин, жидкие носители для никотина. Они признаны безопасными, если используются в пищевом производстве, но их никто не признавал безопасными для вдыхания. Находиться рядом с курильщиком может быть опасным, если человек попадает в зону выдыхаемого аэрозоля.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости.
Электронные сигареты не могут считаться здоровой альтернативой обычным сигаретам. Последствия любого вида курения опасны для здоровья человека. В зоне особого риска – дети и подростки, потому что именно электронные сигареты за счет комфортности использования формируют стойкую никотиновую зависимость за непродолжительное время [10].
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В период с 1 ноября по 26 декабря 2022 года был проведен социологический опрос учащихся 8, 9, 10, 11 классов в трех общеобразовательных учреждениях города (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81», МБ НОУ «Гимназия № 10», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 67»). На вопросы анкеты ответили 100 учащихся: 30 учащихся 8-х классов, 40 учащихся 9-х классов и 30 учащихся 10 - 11-х классов. Опрос проводился анонимно.
Таблица 1. Результаты социологического опроса учащихся
старших классов школ города Новокузнецка по проблеме курения молодежи
Критерий | 8 класс (30 человек) | 9 класс (40 человек) | 10 - 11 класс (30 человек) | Всего | Всего | Всего учащихся 100 чел. | |||
Девушки (14 чел.) | Юноши (16 чел.) | Девушки (22 чел.) | Юноши (18 чел.) | Девушки (16 чел.) | Юноши (14 чел.) | Девушки (52 чел.) | Юноши (48 чел.) | ||
Пробовали курить обычные или электронные сигареты | 64 % (9 чел.) | 56 % (9 чел.) | 73% (16 чел.) | 89% (16 чел.) | 88 % (14 чел.) | 86 % (12 чел.) | 75 % (39 чел.) | 77 % (37 чел.) | 76 % (76 чел.) |
Всего 60% (18 чел.) | Всего 80 % (32 чел.) | Всего 87 % (26 чел.) | 76 % всех респондентов | ||||||
Курят электронные сигареты в настоящее время | 29 % (4 чел.) | 31% (5 чел.) | 41 % (9 чел.) | 61 % (11 чел.) | 38 % (6 чел.) | 57 % (8 чел.) | 37 % (19 чел.) | 50% (24 чел.) | 43 % (43 чел.) |
Всего 30 % (9 чел.) | Всего 50 % (20 чел.) | Всего 47 % (14 чел.) | 43 % всех респондентов | ||||||
Курят два раза в день | 75% курящих девушек (3 чел.) | 60% курящих юношей (3 чел.) | 33 % курящих девушек (3 чел.) | 36 % курящих юношей (4 чел.) | 50 % курящих девушек (3 чел.) | 38 % курящих юношей (2 чел.) | 36 % курящих юношей (7 чел.) | 54 % курящих девушек (13 чел.) | 47 % курящих (47 чел.) |
Всего 70 % (6 чел.) | Всего 35 % (7 чел.) | Всего 36 % (5 чел.) | 47 % курящих респондентов | ||||||
Курят три-пять раз в день | 25% курящих девушек (1 чел.) | 40% курящих юношей (2 чел.) | 67 % курящих девушек (6 чел.) | 64 % курящих юношей (7 чел.) | 50 % курящих девушек (3 чел.) | 62 % курящих юношей (6 чел.) | 63 % курящих юношей (12 чел.) | 46 % курящих девушек (11 чел.) | 53 % курящих (23 чел.) |
Всего 30 % (3 чел.) | Всего 65 % (13 чел.) | Всего 64 % (9 чел.) | 53 % курящих респондентов | ||||||
Курят друзья, подруги | у 57 % девушек (8 чел.) | у75% юношей (12 чел.) | у 82 % девушек (18 чел.) | у 83 % юношей (15 чел.) | у 75 % девушек (12 чел.) | у 71 % юношей (10 чел.) | 73 % (38 чел.) | 78 % (37 чел.) | 75 % (75 чел.) |
Всего 67 % (20 чел.) | Всего 83 % (33 чел.) | Всего 73 % (22 чел.) | 75 % всех респондентов | ||||||
Курят родители, родственники | у 86 % девушек (12 чел.) | у 50 % юношей (8 чел.) | у 59 % девушек (13 чел.) | у 56 % юношей (10 чел.) | у 63 % девушек (10 чел.) | у 57 % юношей (8 чел.) | у 68 % девушек (35 чел.) | у 54 % юношей (26 чел) | 61 % (61 чел.) |
Всего 67 % (20 чел.) | Всего 58 % (23 чел.) | Всего 60 % (18 чел.) | Всего 61 % всех респондентов | ||||||
В случае курения хотели бы скрыть от родителей | 86 % (12чел.) | 63% (10 чел.) | 81 % (18 чел.) | 56 % (10 чел.) | 75 % (12 чел.) | 57 % (8 чел.) | 81 % (42 чел.) | 59 % (28 чел.) | 70 % (70 чел.) |
Всего 73 % (22 чел.) | Всего 70 % (18 чел.) | Всего 67 % (20 чел.) | Всего 70 % всех респондентов | ||||||
Оценивают свой уровень знаний о курении как высокий | 79% (11 чел.) | 88% (14 чел.) | 82 % (18 чел.) | 72 % (13 чел.) | 81 % (13 чел.) | 71 % (10 чел.) | 81 % (42 чел.) | 77 % (37 чел.) | 79 % (79 чел.) |
Всего 87 % (26 чел.) | Всего 76 % (31 чел.) | Всего 77 % (23 чел.) | Всего 79 % всех респондентов | ||||||
Хотели бы получать информацию о курении | 29% (4 чел.) | 44% (7 чел.) | 45 % (10 чел.) | 39 % (8 чел.) | 44 % (7 чел.) | 36 % (5 чел.) | 41 % (21 чел.) | 42 % (20 чел.) | 41 % (41 чел.) |
Всего 37 % (11 чел.) | Всего 45 % (18 чел.) | Всего 40 % (12 чел.) | Всего 41 % всех респондентов | ||||||
Обсуждают проблему в семье и с друзьями | 57% (8 чел.) | 31% (5 чел.) | 55 % (12 чел.) | 44 % (8 чел.) | 38 % (6 чел.) | 36 % (5 чел.) | 50 % (26 чел.) | 38 % (18 чел.) | 44 % (44 чел.) |
Всего 43 % (13 чел.) | Всего 50 % (20 чел.) | Всего 43 % (13 чел.) | Всего 44 % всех респондентов | ||||||
Обсуждают проблему с учителями, одноклассниками | 50% (7 чел.) | 31% (5 чел.) | 59 % (13 чел.) | 44 % (8 чел.) | 50 % (8 чел.) | 43 % (6 чел.) | 54 % (28 чел.) | 39 % (19 чел.) | 47 % (47 чел.) |
Всего 40 % (13 чел.) | Всего 53 % (21 чел.) | Всего 47 % (14 чел.) | Всего 47 % всех респондентов | ||||||
Курящие учащиеся, которые хотели бы бросить | 75% курящих девушек (3 чел) | 40% курящих юношей (2 чел) | 44 % курящих девушек (4 чел.) | 27 % курящих юношей (3 чел.) | 50 % курящих девушек (3 чел.) | 38 % курящих юношей (3 чел.) | 53 % курящих девушек (10 чел.) | 34 % курящих юношей (8 чел.) | 42 % всех курящих (18 чел.) |
55 % курящих респондентов (5 чел.) | 5% курящих респондентов (7 чел.) | Всего 43 % курящих респондентов (6 чел.) | 42 % всех курящих респондентов |
Анализ данных, полученных в 2022-2023 учебном году, показывает, что 75 % девушек и 77 % юношей 14-17 лет, учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Новокузнецка пробовали курить табачные изделия, прежде всего, электронные сигареты (вейпы).
Пробовали курить: среди учащихся восьмых классов 64 % опрошенных девочек и 56 % юношей, в девятых классах − 73 % девочек и 89 % юношей, в десятых-одиннадцатых классах − 88 % девушек и 86 % юношей. В среднем пробовали курить 75% девушек и 77% юношей, то есть 76 % респондентов.
Постоянно курят электронные сигареты на момент проведения социологического опроса: среди учащихся восьмых классов 29 % опрошенных девочек и 31 % юношей, в девятых классах – 41% девушек и 61 % юношей, в десятых-одиннадцатых классах курят 38 % девушек и 57 % юношей. В среднем курят 37 % девушек и 50 % юношей, то есть 43 % опрошенных учащихся 8-11 классов. Больше всего курильщиков среди учащихся девятых классов − 50 % опрошенных девятиклассников. На втором месте учащиеся 10-11 классов – 46% опрошенных учащихся данных параллелей. Меньше всего курят учащиеся восьмых классов – 37 %.
Курят один-два раза в день 36 % курящих девушек и 54% курящих юношей, то есть 47% курящих школьников. Три- пять раз в день курят 63% девушек и 46% юношей, в среднем 53% курильщиков. Число сеансов вейпинга с возрастом учащихся увеличивается. В восьмом классе 70% курящих восьмиклассников курят 1-2 раза в сутки. В девятом, десятом и одиннадцатом классах только 35 % курящих респондентов курят один - два раза в сутки, и 65 % курят три-пять раз в день. Таким образом, можно утверждать, что курение как привычка укрепляется, что проявляется в росте числа сеансов вейпинга в сутки.
У 75 % опрошенных школьников курят близкие друзья и подруги.
У 61 % подростков курят родители и близкие родственники.
В случае курения хотели бы скрыть от родителей этот факт 81 % девушек и 59 % юношей, в среднем 70 % опрошенных учащихся.
Оценивают свой уровень знаний о курении как высокий 81 % девушек и 77 % юношей, хотели бы получать достоверную информацию о курении 41% девушек и 42% юношей. Обсуждают проблему курения в семье и со своими друзьями 50% девушек и 38% юношей. Обсуждают проблему курения с учителями и одноклассниками 54% девушек и 39 % юношей.
Хотели бы бросить курить 53% курящих девушек и 34% юношей. В среднем 42 % курильщиков.
Главными причинами распространения курения опрошенные учащиеся назвали:
- желание подростка быть модным, современным;
- курение как доступное средство снижения стрессовой нагрузки;
- нравится процесс курения.
Респонденты поддержали следующие меры борьбы с курением молодежи:
1 место – денежное поощрение не курящим;
2 место – высокая цена на табакосодержащую продукцию, включая электронные сигареты;
3 место – доступность достоверной информации в интернете;
4 место – обсуждение проблемы курения на классных часах в школе в дискуссионной форме;
5 место – беседа с врачом;
6 место – полный запрет продажи табакосодержащей продукции, включая электронные сигареты.
Исследование, организованное в 2022-2023 учебном году в творческом объединении «Экологические исследования в природе и городе» МБУ ДО «Станция юных натуралистов», г. Новокузнецк, показало:
- Уровень распространения вейпинга среди учащихся 8-11 классов достаточно высокий, среди опрошенных учащихся курят постоянно 37% девушек и 50 % юношей.
- У 75% опрошенных учащихся курят друзья, у 61 % респондентов курят родители и родственники.
- Проблемы табакокурения обсуждаются менее, чем в 50 % семей учащихся.
- В школьной среде обсуждают курение молодежи с учителями и одноклассниками менее 50 % учащихся.
- Хотели бы скрыть факт курения от родителей 70 % респондентов. Это означает, что мнение родителей имеет большое значение для большинства учащихся.
- Основными мотивами курения школьники назвали желание подростков быть модными, и желание насладиться процессом курения.
- Действенными мерами борьбы с табакокурением и вейпингом учащиеся считают внедрение системы денежного поощрения не курящих, высокие цены на табакосодержащую продукцию и электронные сигареты, а также доступность достоверной информации о вреде курения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материалы исследовательской работы послужили основой для проведения дискуссий на занятиях в объединениях учащихся старших классов МБУ ДО «Станция юных натуралистов» и на классных часах МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81», город Новокузнецк.
Необходимо подчеркнуть важность профилактической работы среди подростков и молодежи. «Здоровому образу жизни нужно учить» − вот девиз просветительской работы! Организация здоровьесберегающей работы с учащимися опирается на факт: легче предотвратить развитие вредной привычки, чем бороться с ее последствиями в форме хронических заболеваний и сокращения средней продолжительности жизни курильщиков.
ЛИТЕРАТУРА
- Качан, Л. Г. Научно-методические подходы к формированию современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: научно-методическое пособие / под ред. д.п.н. Н.Э. Касаткиной; д.б.н. Э.М. Казина. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. – 186 с.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы: учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010. – 744 с.
- Лапина, Т.П., Молокова, Н.С. Изучение распространения токсикоманий и наркоманий у учащихся старших классов общеобразовательных школ Заводского района г. Новокузнецка // Профилактика наркомании и СПИДа. Материалы научно-практической конференции. – Новокузнецк, 2001. – с.21 - 24.
- Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
- Методы наркопрофилактической работы. Теория и практика. / Методические материалы для специалистов образовательных учреждений. – Кемерово, 2005.
- Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2000. – 640 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта плюс, 2001. – 464 с.: ил.
- Вейпинг. Что это такое и чем опасно это увлечение? / ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения РОСПОТРЕБНАДЗОРА. – URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 20.11.2021). – Текст электронный.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА «ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ»
Дорогие ребята!
Учащиеся творческого объединения «Экологические исследования в природе и городе» МБУ ДО «Станция юных натуралистов», город Новокузнецк, проводят социологическое исследование по изучению уровня распространения курения и его мотивов у учащихся старших классов нашего города.
Просим вас оказать помощь и честно ответить на вопросы анкеты!
- Укажите, пожалуйста, свой возраст, класс___________________________________
- Укажите, пожалуйста, свой пол ___________________________________________
3. Постарайтесь честно ответить на вопрос «Пробовали ли вы курить обычные или электронные сигареты: А) да Б) нет
4. Курите ли вы в настоящее время: А) да Б) нет
5. Если вы курите, укажите, пожалуйста, сколько раз в сутки вы пользуетесь электронными сигаретами или сколько обычных сигарет выкуриваете:
А) одна - две сигареты в день
Б) три – пять сигарет в день
В) более пяти сигарет в день
6. Курят ли ваши близкие друзья (подруги): А) да Б) нет
7. Курят ли ваши родители, близкие родственники: А) да Б) нет
8. Если бы вы курили, вы стали бы скрывать это от родителей: А) да Б) нет
9. Как вы считаете, вы имеете достаточный уровень знаний о влиянии обычных и электронных сигарет на организм человека: А) да Б) нет
10. Хотели бы вы получить достоверную информацию о влиянии на здоровье человека химических элементов дыма обычных и электронных сигарет: А) да Б) нет
11. Если вы курите, имеете ли желание бросить курить: А) да Б) нет
12. По вашему мнению главной причиной курения школьников и студентов является:
А) желание быть модным, современным
Б) желание выделяться среди сверстников
В) курение за компанию с друзьями
Г) курение как средство снижения стрессовой нагрузки
Д) курение для концентрации внимания при обдумывании проблемы
Е) курение нравится, как процесс
13. В вашей семье и среди друзей обсуждаются проблемы сохранения здоровья человека и проблемы курения молодежи: А) да Б) нет
14. Вы обсуждаете проблемы сохранения здоровья человека и проблемы курения молодежи со своими учителями и одноклассниками в школе: А) да Б) нет
15. Какие меры борьбы с курением вы поддерживаете:
А) полный запрет на продажу электронных и обычных сигарет
Б) обсуждение проблемы на классных часах в школе в дискуссионной форме
В) доступность достоверной информации в интернете
Г) беседа с врачом
Д) высокая цена на все виды табачной продукции и электронных сигарет
Е) денежное поощрение некурящих граждан страны
Благодарим Вас за искренний ответ и помощь в проведении исследования!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:
СОРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ
ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ
Во многих странах мира в последние годы развернулась широкая компания борьбы с курением. Объявляются города, свободные от курения, введен запрет на курение в общественных местах (даже в туалетах, на автобусных и трамвайных остановках и т.д.), т.к. у некоторых людей имеется непереносимость табачного дыма, и курение рассматривается, как посягательство на их право дышать чистым воздухом. Курение карается большими штрафами, более низкой зарплатой курильщиков, более высокими страховыми взносами.
Несмотря на то, что курение быстро становится привычкой и может привести к развитию зависимости от табака, люди могут бросить и действительно бросают курить!
Отказ от курения полезен со многих точек зрения. Экономятся деньги, которые раньше тратились на сигареты. Почти сразу же улучшается самочувствие. Если удалось бросить курить до развития серьезных заболеваний, связанных с курением, то в дальнейшем вероятность заболеть становится все меньше и меньше. Чем дольше человек воздерживается от курения, тем лучше для него. Отказаться от курения не всегда легко. Некоторые молодые люди думают, что в юности, пока ты здоровый и крепкий, можно курить, а потом в любой момент можно бросить. К сожалению, это не так просто. Оказывается, человеку очень трудно не курить в тех обстоятельствах и в то время, когда он обычно курил. Организм уже привык к никотину, и желание закурить становится нестерпимым. Некоторые сдаются. Другие одерживают верх над этой своей привычкой и, в конце концов, обнаруживают, что можно обойтись и без курения.
СПОСОБЫ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ
Интересная работа
Интересная напряженная работа позволяет существенно сократить количество обращений к электронной сигарете.
Спорт
Для тех людей, кого привлекает активный образ жизни, вполне срабатывает способ замены курения занятием интересным видом спорта. Умеренная и регулярная физическая нагрузка вызывает биохимически обусловленное чувство удовольствия. В таком состоянии перебарывать свои привычки гораздо легче и приятнее.
Экспедиция
Можно отправиться сплавляться по горным рекам, бродить по лесу или покорять какую-нибудь горную вершину. Придется выбрать для этого мероприятия совершенно некурящий коллектив, тогда режим путешествия и физические нагрузки достаточно скоро заставят забыть о табаке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:
ЧТО ТАКОЕ ВЕЙПИНГ И ЧЕМ ОПАСНО ЭТО УВЛЕЧЕНИЕ?
Ежедневно на улицах городов мы видим людей, выдыхающих большое количество пара, использующих для этого специальные устройства.
Вейпинг (от английского - vaping -парение) - процесс курения электронной сигареты, испарителей и других подобных устройств.
Вейпы - электронные сигареты, мини-кальяны.
Вейперы - новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.
Вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения, которые совершенствуются с каждым днем приобретая, новый дизайн и новые ароматические свойства (со вкусом вишни, мяты, яблока, лимона, кофе и др.). Устройства выглядят как маленькие коробочки с насадкой или длинные украшенные металлические цилиндры, а могут вовсе иметь эксклюзивный дизайн. В крупных городах открываются вейп-кафе, проходят вейп-фестивали, соревнования.
Вейперов делят на две группы:
- Бывшие курильщики обычных сигарет
- Новые «электронные» курильщики
Цели курильщиков электронных сигарет:
- Бросить курить обычные сигареты
- Избавиться от запаха табака;
- «Здоровое» расслабление;
- Психологическая привычка;
- Ради интересной беседы;
- Ради зрелища (вейперы выпускают большие клубы дыма, некоторые способны сделать из этого шоу).
Курильщики считают курение электронных устройств абсолютно безопасной имитацией курения, но все чаще в различных источниках публикуются материалы, в которых говорится о том, что вред от курения электронных сигарет сравним с вредом от курения обычных.
Как устроен вейп?
Вейп можно сравнить с ингалятором, в котором при закипании жидкости образуется пар, который вдыхает курильщик.
Из чего состоит жидкость для парения?
- Глицерин
- Пропиленгликоль (Е1520)
- Ароматические добавки
- Никотин (не всегда)
Вейперы считают, что:
- курение электронных сигарет не несет вред здоровью
- курение электронных сигарет не опасно, т.к. при курении не выделяются смолы.
Вейпинг и здоровье человека
Специалисты из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли определили, какие токсичные вещества образуются при курении электронных сигарет.
В некоторых случаях жидкость для электронных сигарет готовят вручную, такая жидкость стоит в разы дешевле и доступна каждому. На таком товаре нет информации о составе.
В выделяющемся паре при курении электронных сигарет содержится 31 опасное вещество
При нагревании аккумулятора устройства для парения концентрация выделяемых канцерогенных веществ значительно увеличивается.
Вейперы подвергают себя риску развития смертельной «попкорновой болезни». Такой вывод сделали ученые, обнаружив токсичный химикат диацетил в 75 % ароматизаторов для курения. Диацетил используется во многих ароматизаторах (фруктовый ароматизатор, запах кондитерских изделий, конфет) Диацетил, химическое вещество, используемое в качестве аромата масла в продуктах питания, стало причиной развития облитерирующего бронхиолита. Это заболевание было обнаружено у сотрудников компании-производителя попкорна. Данное вещество употреблять в пищу можно, но при вдыхании на протяжении долгого времени оно становится опасным. Диацетил вызывает воспаления, образование рубцов, сужение бронхиол (крошечных дыхательных путей в легких)
Пропиленгликоль имеет свойство накапливаться в организме, вызывая аллергические реакции, раздражение и способствует появлению гнойников, вызывает нарушение работы печени и почек.
Термическое разложение пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе жидкости для заправки устройства, приводит к образованию акролеина и формальдегида, которые обладают токсичными свойствами. Акролеин раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывает слезотечение, а также проявляет мутагенные свойства. Формальдегид, помимо перечисленных свойств, оказывает воздействие на центральную нервную систему.
Ароматизаторы, содержащиеся в жидкости для курения, вызывают аллергические заболевания верхних дыхательных путей вплоть до развития бронхиальной астмы
Никотин, содержащийся в жидкостях вызывает зависимость, а также приводит к развитию раковых заболеваний.
Вдыхаемый дым вызывает сухость во рту.
Бесконтрольное вдыхание пара, содержащего никотин, может привести к передозировке никотина с соответствующими симптомами: головокружением, тошнотой, головной болью, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей, общей слабостью.
Ученые Кореи провели исследование жидкости для электронных сигарет и выявили как минимум 10 токсинов и несоответствие между заявленным содержанием никотина и фактическим.
Замена курения обычных сигарет электронными может продлевать период полного отказа от курения. Общее использование одного вейпа может привести к передачи инфекционных заболеваний таких как гепатит и туберкулез.
Используя устройство для парения в общественных местах, среди детей и молодежи вероятен большой риск подать заразительный пример, и, возможно те, кто не курил вообще, начнут курить именно с этого испаряющего устройства.
Курение вейпов вызывает психологическую зависимость.
Каждый курильщик электронных устройств обязан знать:
- Курение парящих устройств не является альтернативой курению обычных сигарет.
- Курение электронных устройств может вызвать рак, заболевания легких и сердца.
- Курение электронных устройств не исключает никотиновую зависимость.
- Общее использование одним устройством может привести к заражению гепатитом и туберкулезом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X р...
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....
Опыт организации исследовательской деятельности школьников при изучении краеведения.
В данной статье представлен вариант собственного опыта работы по внедрению элементов исследовательской деятельности школьников в рамках изучения специально разработанного элективного курса по кр...
Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся при обучении английскому языку
Данная статья посвящена организации исследовательской деятельности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности через применение исследовательского , проблемно-поискового методов....
Опыт организации исследовательской деятельности детей "Город Новокузнецк глазами молодежи: проблемы и перспективы"
Научная статья посвящена анализу проблемы миграции молодых жителей Новокузнецка в другие города России для получения высшего профессионального образования и построения своей профессиональной карьеры. ...
Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».
Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой поисковойисследовательской рабо...