Статья " Организация исследовательской деятельности при изучении биологии."
статья по биологии

Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности при изучении биологии.

                        Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь

(Древнекитайская мудрость)


Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Однако воспитательные аспекты  исследовательской деятельности учащихся могут  проявиться не сразу, а в течение жизни человека.
При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме волнующей его.  Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине, бережное  и ответственное отношении отношение к природе и людям.  Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:

  • Целеустремленность; (автор до конца довел свое исследование)
  • Желание и готовность продолжить свое образование;
  • Серьезное отношение к своему выбору; 
  • Трудолюбие и настойчивость;
  • Исследовательский стиль мышления;
  • Нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности;
  • Внутренняя толерантность (способность к принятию решений и размышления над проблемой).

Таким образом, воспитательный аспект исследовательской деятельности заключается в том, что формируются коммуникативные компетенции подрастающего поколения (вступление в коммуникацию с целью быть понятым).

Не все учащиеся стремятся активно участвовать в исследовательской деятельности, при проведении опроса  среди 7-8 классов было установлено, что из всего числа обучающихся готовы заниматься исследованиями только 3 человека, отмечались следующие причины отказа:

- нет времени,

-нет интереса,

-  не знаю, зачем мне это.

Заключение:    Через организацию учебной исследовательской деятельности  реализуется принцип индивидуализации и дифференциации, развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, формируются основные компетентности, стимулирует самостоятельную познавательную активность,  осознанная подготовка к выбору будущей профессии, продолжение образования  с учетом востребованности на рынке труда.
Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения.

                                                          Учитель биологии ГБОУ СОШ № 456 Круподерова Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии и биологии

Данный материал о проектно-исследовательской деятельности при изучении химии и биологии.Одна из важнейших задач современного образования – обеспечить формирование у учащихся динамической и многоуровне...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)

Одним из основных результатов деятельности  каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использов...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот уже несколько лет я работаю над методической темой «Научно-исследовательские проекты в деятельности обучающихся». Она полностью соответствует инновационной педагогической технологии пр...