разработка урока география 10 кл. Миграции населения
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Бородина Елена Александровна

разработка урока география 10 кл. Миграции населения

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс

Раздел: Население Мира.

Тема урока: Миграции населения.

Цели: Освоение знаний о видах миграций населения. Сформировать представления детей о трудовых и вынужденных миграциях, как главных причинах миграций.  Развивать практические умения и навыки работы с картами, схемами, статистическим материалом, документ-камерой, умение анализировать. Воспитывать настойчивость в самостоятельном приобретении знаний. Расширить мировоззрение учащихся по теме: Население Мира.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:  Политическая карта мира, атлас, учебник, маркеры, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, раздаточный материал(таблицы, схемы, карточки с заданиями).

Методы и формы учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа на основе анализа карты, текста, схемы, таблицы работа с текстом, анализ таблиц, схем, текста.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступление. 

3. Повторение.

4. Изучение нового материала.

5. Проект. Закрепление.

6. Рефлексия.

7. Д.з.  

8. Заключение.

9. Список ЭОР и литературы.

Ход урока:

1. Организационный момент. 

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Смотрим презентацию: слайд – 1, 2, 

2. Вступление. 

1. Если верить археологам, то мигрантами являются почти все люди на Земле: человечество, зародившись в Африке примерно 200 тыс. лет назад, распространилось по всему миру – в Европу, Азию, Австралию, Америку. Конечно, прошло немало времени, пока первые мигранты достигли, скажем, Никобарского архипелага в Индийском океане и Гренландии, но это случилось. Человек ищет, где лучше. Так было, так есть, так будет... Поэтому тема нашего урока, как никогда актуальна!  И как вы уже поняли, говорить мы будем о перемещении  населения, которое называется? …   Миграцией.

2. Объявляю тему, записываем число и тему в тетрадь.

3. На прошлом уроке мы рассматривали естественное движение ее населения, но численность населения в стране или регионе мира зависит не только от таких показателей, как рождаемость и смертность, но и от количества людей въехавших в страну, или покинувших ее. И сегодня мы познакомимся с механическим движением населения, то есть с миграциями, рассмотрим мотивы, заставляющие людей менять место жительства, поговорим о видах механического движения населения.

3. Повторение.

1. Работа по карточкам на доске:

№ 1. Перечислите факторы, определяющие неравномерность размещения населения по территории планеты.

№ 2. Какие территории являются практически незаселенными?

У доски работают двое детей,

2. с остальным классов провожу устный опрос.

Смотрим презентацию: слайд – 3.

Читаем и отвечаем на вопросы.

3. Слушаем работавших у доски, дополняем, анализируем(полный ответ, правильный)

4. Изучение нового материала.

1. Миграции, тема для вас не новая, вы познакомились с миграциями России в 9 классе, ответьте на вопрос, что такое миграция? (слушаем несколько вариантов ответов, формируем общий)

Смотрим презентацию: слайд – 4.

Записываем определение миграций в тетрадь.

Смотрим презентацию: слайд – 5.

2. Люди- писал географ Н.Н. Баранский – не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами, то есть главная причина миграций – экономическая, и так же вызвана политическими, национальными, экологическими и другими причинами.

3. На этом этапе мы рассмотрим причины миграций. Раздаточный материал (пустая таблица) Дети заполняют таблицу самостоятельно, слушая объяснение учителя и вступая в обсуждение.

Масштаб. Смотрим презентацию: слайд – 6. По направленности миграции бывают внутренние: в пределах одного государства, из города в село и обратно, из одного региона страны в другой. К внешним миграциям относятся: эмиграция – выезд  из страны, иммиграция – въезд.

Заполняют таблицу.

Миграции

Масштаб (направление)

внутренние

внешние

эми

гра

ция

вы

езд

имми

гра

ция

вьезд

Мотивы. Давайте подумаем. Какая сила двигает человека, заставляя его перемещаться в пространстве?  Дети перечисляют … Для смены места жительства необходимы определенные предпосылки, мотивы.

Смотрим презентацию: слайд – 7. Мотивы.

Заполняют таблицу.

Миграции

Масштаб (направление)

Мотивы (причины)

внутренние

внешние

эко

но

ми

чес

кие

по

ли

ти

чес

кие

ре ли ги оз ные

при род ные

эми

гра

ция

вы

езд

имми

гра

ция

вьезд

Время. Смотрим презентацию: слайд – 8. Здесь речь идет о долговременности, то есть на какой срок человек уезжает. Миграции бывают: 1. Постоянные или безвозвратные, окончательная смена места жительства, ПМЖ. 2. Временные – переезд на конкретный срок. Они бывают маятниковые, сезонные.

Заполняют таблицу.

Миграции

Масштаб (направление)

Мотивы (причины)

Время (долго временность)

Формы (способ реализации)

внутренние

внешние

эко

но

ми

чес

кие

по

ли

ти

чес

кие

ре ли ги оз ные

при род ные

П

М

Ж

времен

ные

эми

гра

ция

вы

езд

имми

гра

ция

вьезд

маят ни ко вые

се зон ные

Формы. Смотрим презентацию: слайд – 9. По форме, или способу реализации миграции бывают организованные – при участии государства и неорганизованные – реализуются силами и средствами самих переселенцев.

Заполняют таблицу.

Миграции

Масштаб (направление)

Мотивы (причины)

Время (долго временность)

Формы (способ реализации)

внутренние

внешние

эко

но

ми

чес

кие

по

ли

ти

чес

кие

ре ли ги оз ные

при род ные

П

М

Ж

времен

ные

орга

низо

ван

ные

не

орга

низо

ван

ные

эми

гра

ция

вы

езд

имми

гра

ция

вьезд

маят ни ко вые

се зон ные

4. И так с видами миграций мы познакомились и знаем, что есть страны из которых люди уезжают, т.е. эмигрируют, и страны в которые приезжают, т.е. иммигрируют.  

На современном этапе развития человеческого общества можно выделить две главных причины миграции – это трудовые и вынужденные, так, как они являются самыми распространенными.

Смотрим презентацию: слайд – 10. Рисуем схему в тетрадь, слушаем сообщения по трудовым и вынужденным миграциям, дети дают краткую характеристику письменно.

Озвучиваем результаты работы.

5. Проект. Закрепление. Для закрепления изученного материала выполним проект. Используем  политическую карту мира, маркеры, контурные карты, раздаточный материал, карточки с заданием (Выявить регионы, страны принимающие эмигрантов, и регионы, страны доноры. Назвать, показать на стенной карте)

 Нанести на к.к. регионы, страны и показать стрелками поток мигрантов: красный – вынужденная, синим – трудовая миграции. (Дети работаю  в к.к., один ребенок у стенной к.к., второй с документ-камерой)

6. Рефлексия. Для проверки усвоения материала выполним следующее задание.

Смотрим презентацию: слайд – 11. Предложенный на слайде список миграций, при помощи составленной детьми в начале урока таблицы, проведем каждую миграцию по частям таблицы и определим ее место. «Ссылка декабристов».

Миграции

Масштаб (направление)

Мотивы (причины)

Время (долго временность)

Формы (способ реализации)

внутренние

внешние

эко

но

ми

чес

кие

по

ли

ти

чес

кие

ре ли ги оз ные

при род ные

П

М

Ж

времен

ные

орга

низо

ванн

ные

не

орга

низо

ванн

ные

*

*

*

*

Обсуждаем, ответы ребенка, спорим, исправляем.

7. Д.з. Смотрим презентацию: слайд – 12. Записываем в дневник.

8. Заключение. 

Я уеду жить в Лондон!
Я уеду жить в Лондон!
Я уеду туда, где большая вода,
Может быть навсегда.
Я уеду жить в Лондон!
Мне Москва будет сниться,
Но проблема одна:
В направлении том
Из Москвы никогда
Не идут поезда.
Я уеду жить в Лондон!

9. Список ЭОР и литературы.

1. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2007г.

2. География в цифрах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2008г.

 3. Литература для педагогов: В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М., Просвещение, 2011г.

4. Е.А. Жижина, И.А. Никитина Поурочные разработки 10 класс. OZON.RU М., 2011 География.

5. http://www.myplanet-earth.com  Страноведческий каталог «EconRus».

6. http://www.national-geographic.ru  Сайт «Все флаги мира».

7. http://www flags.ru  Виртуальная Европа.

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 География 6-10 классы.  

9. http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии. 10. http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ Географический атлас (geography.su/atlas). 

11. www.s-cool.ru - "S-COOL.RU" Школьный образовательный проект. Новости, статьи, форумы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Урок Размещение и миграции населения, 10 класс

Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....

урок" Размещение и миграции населения мира"

Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...

Конспект урока по теме Миграции населения России

Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...

Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс

Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....

Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий...