разработка урока география 10 кл. Миграции населения
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
разработка урока география 10 кл. Миграции населения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок 10 класс миграции населения | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Раздел: Население Мира.
Тема урока: Миграции населения.
Цели: Освоение знаний о видах миграций населения. Сформировать представления детей о трудовых и вынужденных миграциях, как главных причинах миграций. Развивать практические умения и навыки работы с картами, схемами, статистическим материалом, документ-камерой, умение анализировать. Воспитывать настойчивость в самостоятельном приобретении знаний. Расширить мировоззрение учащихся по теме: Население Мира.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Политическая карта мира, атлас, учебник, маркеры, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, раздаточный материал(таблицы, схемы, карточки с заданиями).
Методы и формы учебной деятельности: фронтальный опрос, беседа на основе анализа карты, текста, схемы, таблицы работа с текстом, анализ таблиц, схем, текста.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Вступление.
3. Повторение.
4. Изучение нового материала.
5. Проект. Закрепление.
6. Рефлексия.
7. Д.з.
8. Заключение.
9. Список ЭОР и литературы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Смотрим презентацию: слайд – 1, 2,
2. Вступление.
1. Если верить археологам, то мигрантами являются почти все люди на Земле: человечество, зародившись в Африке примерно 200 тыс. лет назад, распространилось по всему миру – в Европу, Азию, Австралию, Америку. Конечно, прошло немало времени, пока первые мигранты достигли, скажем, Никобарского архипелага в Индийском океане и Гренландии, но это случилось. Человек ищет, где лучше. Так было, так есть, так будет... Поэтому тема нашего урока, как никогда актуальна! И как вы уже поняли, говорить мы будем о перемещении населения, которое называется? … Миграцией.
2. Объявляю тему, записываем число и тему в тетрадь.
3. На прошлом уроке мы рассматривали естественное движение ее населения, но численность населения в стране или регионе мира зависит не только от таких показателей, как рождаемость и смертность, но и от количества людей въехавших в страну, или покинувших ее. И сегодня мы познакомимся с механическим движением населения, то есть с миграциями, рассмотрим мотивы, заставляющие людей менять место жительства, поговорим о видах механического движения населения.
3. Повторение.
1. Работа по карточкам на доске:
№ 1. Перечислите факторы, определяющие неравномерность размещения населения по территории планеты. |
№ 2. Какие территории являются практически незаселенными? |
У доски работают двое детей,
2. с остальным классов провожу устный опрос.
Смотрим презентацию: слайд – 3.
Читаем и отвечаем на вопросы.
3. Слушаем работавших у доски, дополняем, анализируем(полный ответ, правильный)
4. Изучение нового материала.
1. Миграции, тема для вас не новая, вы познакомились с миграциями России в 9 классе, ответьте на вопрос, что такое миграция? (слушаем несколько вариантов ответов, формируем общий)
Смотрим презентацию: слайд – 4.
Записываем определение миграций в тетрадь.
Смотрим презентацию: слайд – 5.
2. Люди- писал географ Н.Н. Баранский – не перелетные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами, то есть главная причина миграций – экономическая, и так же вызвана политическими, национальными, экологическими и другими причинами.
3. На этом этапе мы рассмотрим причины миграций. Раздаточный материал (пустая таблица) Дети заполняют таблицу самостоятельно, слушая объяснение учителя и вступая в обсуждение.
Масштаб. Смотрим презентацию: слайд – 6. По направленности миграции бывают внутренние: в пределах одного государства, из города в село и обратно, из одного региона страны в другой. К внешним миграциям относятся: эмиграция – выезд из страны, иммиграция – въезд.
Заполняют таблицу.
Миграции | |||||||||||
Масштаб (направление) | |||||||||||
внутренние | внешние | ||||||||||
эми гра ция вы езд | имми гра ция вьезд |
Мотивы. Давайте подумаем. Какая сила двигает человека, заставляя его перемещаться в пространстве? Дети перечисляют … Для смены места жительства необходимы определенные предпосылки, мотивы.
Смотрим презентацию: слайд – 7. Мотивы.
Заполняют таблицу.
Миграции | |||||||||||
Масштаб (направление) | Мотивы (причины) | ||||||||||
внутренние | внешние | эко но ми чес кие | по ли ти чес кие | ре ли ги оз ные | при род ные | ||||||
эми гра ция вы езд | имми гра ция вьезд |
Время. Смотрим презентацию: слайд – 8. Здесь речь идет о долговременности, то есть на какой срок человек уезжает. Миграции бывают: 1. Постоянные или безвозвратные, окончательная смена места жительства, ПМЖ. 2. Временные – переезд на конкретный срок. Они бывают маятниковые, сезонные.
Заполняют таблицу.
Миграции | |||||||||||
Масштаб (направление) | Мотивы (причины) | Время (долго временность) | Формы (способ реализации) | ||||||||
внутренние | внешние | эко но ми чес кие | по ли ти чес кие | ре ли ги оз ные | при род ные | П М Ж | времен ные | ||||
эми гра ция вы езд | имми гра ция вьезд | маят ни ко вые | се зон ные |
Формы. Смотрим презентацию: слайд – 9. По форме, или способу реализации миграции бывают организованные – при участии государства и неорганизованные – реализуются силами и средствами самих переселенцев.
Заполняют таблицу.
Миграции | |||||||||||
Масштаб (направление) | Мотивы (причины) | Время (долго временность) | Формы (способ реализации) | ||||||||
внутренние | внешние | эко но ми чес кие | по ли ти чес кие | ре ли ги оз ные | при род ные | П М Ж | времен ные | орга низо ван ные | не орга низо ван ные | ||
эми гра ция вы езд | имми гра ция вьезд | маят ни ко вые | се зон ные |
4. И так с видами миграций мы познакомились и знаем, что есть страны из которых люди уезжают, т.е. эмигрируют, и страны в которые приезжают, т.е. иммигрируют.
На современном этапе развития человеческого общества можно выделить две главных причины миграции – это трудовые и вынужденные, так, как они являются самыми распространенными.
Смотрим презентацию: слайд – 10. Рисуем схему в тетрадь, слушаем сообщения по трудовым и вынужденным миграциям, дети дают краткую характеристику письменно.
Озвучиваем результаты работы.
5. Проект. Закрепление. Для закрепления изученного материала выполним проект. Используем политическую карту мира, маркеры, контурные карты, раздаточный материал, карточки с заданием (Выявить регионы, страны принимающие эмигрантов, и регионы, страны доноры. Назвать, показать на стенной карте)
Нанести на к.к. регионы, страны и показать стрелками поток мигрантов: красный – вынужденная, синим – трудовая миграции. (Дети работаю в к.к., один ребенок у стенной к.к., второй с документ-камерой)
6. Рефлексия. Для проверки усвоения материала выполним следующее задание.
Смотрим презентацию: слайд – 11. Предложенный на слайде список миграций, при помощи составленной детьми в начале урока таблицы, проведем каждую миграцию по частям таблицы и определим ее место. «Ссылка декабристов».
Миграции | |||||||||
Масштаб (направление) | Мотивы (причины) | Время (долго временность) | Формы (способ реализации) | ||||||
внутренние | внешние | эко но ми чес кие | по ли ти чес кие | ре ли ги оз ные | при род ные | П М Ж | времен ные | орга низо ванн ные | не орга низо ванн ные |
* | * | * | * |
Обсуждаем, ответы ребенка, спорим, исправляем.
7. Д.з. Смотрим презентацию: слайд – 12. Записываем в дневник.
8. Заключение.
Я уеду жить в Лондон!
Я уеду жить в Лондон!
Я уеду туда, где большая вода,
Может быть навсегда.
Я уеду жить в Лондон!
Мне Москва будет сниться,
Но проблема одна:
В направлении том
Из Москвы никогда
Не идут поезда.
Я уеду жить в Лондон!
9. Список ЭОР и литературы.
1. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2007г.
2. География в цифрах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. В.В. Климанов, О.А. Климанова. - М.: Дрофа, 2008г.
3. Литература для педагогов: В.П. Максаковский. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. М., Просвещение, 2011г.
4. Е.А. Жижина, И.А. Никитина Поурочные разработки 10 класс. OZON.RU М., 2011 География.
5. http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus».
6. http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира».
7. http://www flags.ru Виртуальная Европа.
8. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/523e4226-60b8-b9f7-d940-984745d86418/118882/?interface=catalog&class=48&subject=28 География 6-10 классы.
9. http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии. 10. http://geography.su/atlas/item/f00/s00/z0000000/ Географический атлас (geography.su/atlas).
11. www.s-cool.ru - "S-COOL.RU" Школьный образовательный проект. Новости, статьи, форумы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"
Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...
урок по теме:"Миграции населения в России"
География.8 класс...
Урок Размещение и миграции населения, 10 класс
Урок и презентация составлены по теме "География населения мира" к учебнику Максаковского В.П. "Экономическая и социальная география мира"....
урок" Размещение и миграции населения мира"
Вопросы миграции населения в современном мире ,это то, с чем современный подросток сталкивается в своей повседневной жизни.Объяснить и научить давать правильную оценку этому явлению, это помочь подрос...
Конспект урока по теме Миграции населения России
Конспект урока географии в 8 классе по теме Миграции населения России...
Разработка открытого урока "Размещение и миграции населения мира", 10 класс
Данный урок разработан для 10 класса. Учтены все современные требования для проведения интересного, красочного урока. Использованы современные средства....
Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий...