Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"
учебно-методический материал по географии

Беляков Михаил Владимирович

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.

Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий.

Время выполнения всех заданий: 45 минут.

Необходимое оборудование: учебник географии для 10-11 классов под редакцией   В.П.Максаковского, атлас по экономической географии 10-11 кл.

По истечении отведенного времени студенты защищают свои групповые работы на оценку.

При выполнении данного вида работы у студентов формируются следующие общие компетенции:

ОК 2: «Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество» ;

0К 3: «Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» ;

ОК 6: «Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами..»   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_gruppam.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж»

Методическая разработка теоретического занятия по географии по разделу:

«Население планеты»

Разработал:                                          преподаватель биологии и географии

                                                                              Беляков М.В.

Пояснительная записка

       Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий.

Время выполнения всех заданий: 45 минут.

Необходимое оборудование: учебник географии для 10-11 классов под редакцией   В.П.Максаковского, атлас по экономической географии 10-11 кл.

По истечении отведенного времени студенты защищают свои групповые работы на оценку.

При выполнении данного вида работы у студентов формируются следующие общие компетенции:

ОК 2: «Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество» ;

0К 3: «Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» ;

ОК 6: «Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами..»  

Группа №1. Половой состав населения мира.

Задание 1. Используя учебник с. 66-67 определите:

  1. Что такое половой состав населения?
  2. Какие причины влияют на соотношение полов в разных странах?
  3. Дайте определение понятию «Этнос»

Задание 2. Пользуясь картой «Половой состав населения» в атласе, а также текстом учебника, определите страны, где преобладает мужское население, а где женское? Объясните почему?

Задание 3 : Изучив информацию  на стр. 57-66 учебника заполните таблицу в тетради:

Линии сравнения

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

Рождаемость

Смертность

Уровень естественного прироста населения

Географическая особенность (развитые или развивающиеся страны?)

Доля детей

Доля пожилых людей

Цель демографической политики

Практическая часть:

Для дальнейшего закрепления материала выполним небольшую работу по определению состава населения.

Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Австралия.

Решите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

На начало 2006 года в России женщин было на десять с лишним миллионов больше, чем мужчин. К 2010 году разница выросла до11 млн. человек. В Африке, Латинской Америке и Австралии и Океании численность мужчин и женщин приблизительно одинакова. А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Каковы общие причины различного полового состава?

Группа №2. Возрастной состав населения мира.

Задание №1. Используя учебник с. 67 определите:

  1. Что такое возрастной состав населения?
  2. Каково соотношение возрастов для разных стран по развитию? На что влияет возраст населения страны?
  3. Дайте определение понятию «Толерантность»
  4. Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно узнать?
  5. Из приведенного ниже перечня стран выпишите те страны, относящиеся к 1-ому и 2-ому типам воспроизводства населения:

Австрия; Индия;Иордания;Италия; Мозамбик ; Судан; Таджикистан; Уганда; Филиппины; Эстония

Задание № 2:  Прочитайте текст учебника на стр.67 « Возрастной состав населения» ответьте на вопрос: на какие 4 периода древнегреческий философ  Пифагор разделил человеческую жизнь?

Практическая часть:

  1. Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия).

Решите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

Вопрос: Каковы общие причины различного полового состава в Европе, в латинской Америке, в зарубежной Азии? Как вы думаете, будет ли  намечен  рост уровня населения стран Зарубежной  Европы к середине 21 века? Приведите свои аргументы?

Группа №3. Этнолингвистический состав населения мира.

Задание №1. Используя учебник с. 68-69 определите:

  1. Что такое этнолингвистический состав?
  2. Какие языковые семьи самые крупные в мире?
  3. Что такое однонациональные и многонациональные государства?
  4. Какие проблемы возникают в связи национальным составом?
  5. Дайте определение понятию «Конфессия»
  6. Распределите народы по следующим группам этой языковой семьи:
  1. Славянская:
  2. Балтийская:
  3. Романская:
  4. Гепманская:
  5. Иранская :
  6. Индоарийская:

Задание № 2: Прочитайте учебник на стр. 68-69 и используя дополнительные источники (например, интернет как самый продвинутый источник на сегодняшний день) отметьте на карте «Горячие точки» планеты на почве национальных конфликтов. Предложите свои способы решения нацональных конфликов.

Практическая часть:

По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных. Определите народы, каких языковых семей преобладают в Северной Америке, Австралии, Южной  Америке? Почему?

Изучите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:


Группа №4. Религиозный состав населения мира.

Задание 1. Используя учебник с. 69-70 определите:

  1. Что такое религиозный состав?
  2. Какие религии относятся к мировым, какие к национальным?
  3. Назовите центры Мировых религий?
  4. Дайте определение понятию «Дискриминация»

Задание № 2: Подумайте, в чем заключается влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию в стране?

Практическая часть:

По карте «Религии верующего населения» (карта «Народы») определите в каких частях мира преобладают мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм? А где национальные?

Изучите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

Вопрос: Какие бы вы меры могли предложить по профилактике распространении межрелигиозных конфликтов и религиозного экстремизма в мире?  В чем опасность религиозных противоречий для России и какие меры в обществе могут им противостоять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии с применением ИКТ

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....

Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.

Методичекая разработка  включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала),  презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....

Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"

Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота

Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...