Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"
учебно-методический материал по географии
Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.
Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий.
Время выполнения всех заданий: 45 минут.
Необходимое оборудование: учебник географии для 10-11 классов под редакцией В.П.Максаковского, атлас по экономической географии 10-11 кл.
По истечении отведенного времени студенты защищают свои групповые работы на оценку.
При выполнении данного вида работы у студентов формируются следующие общие компетенции:
ОК 2: «Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество» ;
0К 3: «Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» ;
ОК 6: «Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами..»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_po_gruppam.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж»
Методическая разработка теоретического занятия по географии по разделу:
«Население планеты»
Разработал: преподаватель биологии и географии
Беляков М.В.
Пояснительная записка
Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий.
Время выполнения всех заданий: 45 минут.
Необходимое оборудование: учебник географии для 10-11 классов под редакцией В.П.Максаковского, атлас по экономической географии 10-11 кл.
По истечении отведенного времени студенты защищают свои групповые работы на оценку.
При выполнении данного вида работы у студентов формируются следующие общие компетенции:
ОК 2: «Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач , оценивать их эффективность и качество» ;
0К 3: «Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» ;
ОК 6: «Работать в коллективе, команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами..»
Группа №1. Половой состав населения мира.
Задание 1. Используя учебник с. 66-67 определите:
- Что такое половой состав населения?
- Какие причины влияют на соотношение полов в разных странах?
- Дайте определение понятию «Этнос»
Задание 2. Пользуясь картой «Половой состав населения» в атласе, а также текстом учебника, определите страны, где преобладает мужское население, а где женское? Объясните почему?
Задание 3 : Изучив информацию на стр. 57-66 учебника заполните таблицу в тетради:
Линии сравнения | Первый тип воспроизводства | Второй тип воспроизводства |
Рождаемость | ||
Смертность | ||
Уровень естественного прироста населения | ||
Географическая особенность (развитые или развивающиеся страны?) | ||
Доля детей | ||
Доля пожилых людей | ||
Цель демографической политики |
Практическая часть:
Для дальнейшего закрепления материала выполним небольшую работу по определению состава населения.
Задание: используя карты атласа и рисунки учебника составить характеристику страны по половому, возрастному, национальному и религиозному составу: Австралия.
Решите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:
На начало 2006 года в России женщин было на десять с лишним миллионов больше, чем мужчин. К 2010 году разница выросла до11 млн. человек. В Африке, Латинской Америке и Австралии и Океании численность мужчин и женщин приблизительно одинакова. А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают. Каковы общие причины различного полового состава?
Группа №2. Возрастной состав населения мира.
Задание №1. Используя учебник с. 67 определите:
- Что такое возрастной состав населения?
- Каково соотношение возрастов для разных стран по развитию? На что влияет возраст населения страны?
- Дайте определение понятию «Толерантность»
- Что такое половозрастная пирамида и что по ней можно узнать?
- Из приведенного ниже перечня стран выпишите те страны, относящиеся к 1-ому и 2-ому типам воспроизводства населения:
Австрия; Индия;Иордания;Италия; Мозамбик ; Судан; Таджикистан; Уганда; Филиппины; Эстония
Задание № 2: Прочитайте текст учебника на стр.67 « Возрастной состав населения» ответьте на вопрос: на какие 4 периода древнегреческий философ Пифагор разделил человеческую жизнь?
Практическая часть:
- Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия).
Решите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:
Вопрос: Каковы общие причины различного полового состава в Европе, в латинской Америке, в зарубежной Азии? Как вы думаете, будет ли намечен рост уровня населения стран Зарубежной Европы к середине 21 века? Приведите свои аргументы?
Группа №3. Этнолингвистический состав населения мира.
Задание №1. Используя учебник с. 68-69 определите:
- Что такое этнолингвистический состав?
- Какие языковые семьи самые крупные в мире?
- Что такое однонациональные и многонациональные государства?
- Какие проблемы возникают в связи национальным составом?
- Дайте определение понятию «Конфессия»
- Распределите народы по следующим группам этой языковой семьи:
- Славянская:
- Балтийская:
- Романская:
- Гепманская:
- Иранская :
- Индоарийская:
Задание № 2: Прочитайте учебник на стр. 68-69 и используя дополнительные источники (например, интернет как самый продвинутый источник на сегодняшний день) отметьте на карте «Горячие точки» планеты на почве национальных конфликтов. Предложите свои способы решения нацональных конфликов.
Практическая часть:
По карте «Народы мира» приведите примеры стран: однонациональных, многонациональных. Определите народы, каких языковых семей преобладают в Северной Америке, Австралии, Южной Америке? Почему?
Изучите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:
Группа №4. Религиозный состав населения мира.
Задание 1. Используя учебник с. 69-70 определите:
- Что такое религиозный состав?
- Какие религии относятся к мировым, какие к национальным?
- Назовите центры Мировых религий?
- Дайте определение понятию «Дискриминация»
Задание № 2: Подумайте, в чем заключается влияние религии на хозяйство и демографическую ситуацию в стране?
Практическая часть:
По карте «Религии верующего населения» (карта «Народы») определите в каких частях мира преобладают мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм? А где национальные?
Изучите проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:
Вопрос: Какие бы вы меры могли предложить по профилактике распространении межрелигиозных конфликтов и религиозного экстремизма в мире? В чем опасность религиозных противоречий для России и какие меры в обществе могут им противостоять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока географии с применением ИКТ
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении накопленных к настоящему времени теоретических положений по применению ИКТ в географии....
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....
Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"
Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"
Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...
Методическая разработка урока географии для 6 класса Тема урока: Ледники и многолетняя мерзлота
Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности:Методы эмоционального стимулирования: игровая форма организации работы;Методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческог...