Технологические карты уроков по географии 9 класс.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Технологические карты уроков 9 класс
УМК - предметная линия учебников "Полярная звезда". География. Россия 9 класс; учебник общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И.Алексеева. М., "Просвещение", 2013 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 9 класс
Ресурсы:
1.А.И. Алексеев. Учебник географии 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение»2013г.
2.В.В. Николина. Поурочные разработки 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2011г.
3. В.В. Николина. Мой тренажёр 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока 9 класс
Тема урока: Пространство Северного Кавказа | Тип урока: урок – практикум: « Оформление региональной контурной карты Северного Кавказа» | ||||||||||||||||||||||||||
Цель урока: - формирование знаний о географическом положении, природных условиях и ресурсах района.
| |||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: - сформировать образ района; - определить состав и особенности географического положения Северного Кавказа; - выявить особенности природных условий и ресурсов Северного Кавказа; - совершенствовать навыки работы с контурной картой. | |||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока | |||||||||||||||||||||||||||
Предметные - Знают особенности географического положения Северного Кавказа; -Показывают на карте субъекты Федерации, входящие в состав Северного Кавказа, пограничные районы и государства, моря, омывающие Северный Кавказ, месторождения полезных ископаемых; - Делают вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района. | Метапредметные - Овладеют навыками самостоятельного приобретения новых знаний. - Умеют извлекать информацию из различных источников. - Развивают аналитические умения и навыки. | Личностные - Формируют познавательную и информационную культуру. - Умеют высказывать, своё отношение к исследуемой проблеме. | |||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке: Состав и географическое положение Северного Кавказа. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные воды. Черноморское побережье Кавказа. | |||||||||||||||||||||||||||
Решаемая учебная проблема: Чем объяснить уникальность территории Северного Кавказа. | |||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока: Учебник 9 класс УМК « Полярная звезда» под редакцией А. И. Алексеева. -М. , «Просвещение» 2013г., карты атласа « Дрофа» 2012г. | |||||||||||||||||||||||||||
ИКТ на уроке: Презентация « Северный Кавказ». | |||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Зачитываю стихотворение: Великолепные картины! Престолы вечные снегов, Очам казались их вершины Недвижной цепью облаков, И в их кругу колосс двуглавый В венце блистая ледяном Эльбрус огромный, величавый Белел на небе голубом! А.С. Пушкин
Вопросы: - О каком районе идет речь? - Что вы хотите узнать по данной теме? -Какова главная цель урока? Главный вопрос темы: - В чём заключается уникальность данной территории? | Нахимовцы вступают в диалог с преподавателем. Называют тему и цели урока: « Пространство Северного Кавказа» Записывают цель и задачи урока в тетрадь: - определить состав и ЭГП района; - определить природные условия и ресурсы района; - рассмотреть рекреационные ресурсы Северного Кавказа. | ||||||||||||||||||||||||||
2. Организация познавательной деятельности учащихся (20 минуты) | |||||||||||||||||||||||||||
Вспомним, по какому плану мы даем характеристику - Э ГП района.
А). Охарактеризовать ЭГП района по плану.
Б). Природные условия и ресурсы Северного Кавказа. Вспомним, из курса 8 класса природные условия данной территории. Обратимся к картам атласа: « Физическая карта Северного Кавказа», « Экономическая карта Северного Кавказа». Задание: прокомментируйте слова о том, что « Северный Кавказ – особый район. Горы и море в сочетании с теплым климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали этот район одним из самых комфортных для отдыха и лечения россиян». Так, чем объяснить уникальность территории Северного Кавказа? | Называют пункты плана:
Работа в группах 1 группа Работа с Приложением учебника стр. 222 и картами атласа. Интернет – ресурсы. Площадь – 335 тыс. км.кв., или 2% территории России Называют состав района, используя карту атласа: « Политико – административное деление России» Состав: -Ростовская область, -Краснодарский край, -Ставропольский край, - Республика Адыгея, -Республика Дагестан, -Карачаево – Черкесская республика, -Республика Северная Осетия, - Чеченская республика. Работа в группе с картами атласа, определяют ЭГП района, после выполнения проверка. Слайд № 2. Ответ: - Северный Кавка з занимая Кавказский перешеек, находится между Черным, Азовским и Каспийским морями. На пересечении важных транспортных путей из центральных районов в Турцию и Иран. Границы: - Донецкий район Украины; - Поволжский и Центрально – Чернозёмный район; - с Казахстаном; - с Грузией; - с Азербайджаном. Вывод: Северный Кавказ имеет выгодное ЭГП. Обоснование. 2 группа. Определить природные условия района. Работа с картами атласа: « Физическая и климатическаякарты Северного Кавказа». Интернет – ресурсы. По природным условиям район делится на три зоны: - Равнинную – от реки Дон до долин рек Кубань и Терек; -Предгорную; - Горную. Горные реки обладают большим гидроэнергетическим потенциалом. Климат. На большей части территории района – УКП, а вдоль Черноморского побережья – Субтропический климатический пояс. Природные зоны: - Степи, - Субтропики. Вывод: Северный Кавказ обладает благоприятными природными условиями для выращивания сельскохозяйственных культур и отдыха трудящихся. 3 группа. Определяют природные ресурсы района. Природные ресурсы Северного Кавказа. Работа с картой атласа: « Экономическая карта Северного Кавказа» и Интернет – ресурсы. Определить природные ресурсы данной территории. Заполнение таблицы: « Ресурсы Северного Кавказа»
Вывод: Северный Кавказ располагает разнообразными природными ресурсами. Перечисление какими природными ресурсами располагает район. Ответы нахимовцев. Ответ на главный вопрос темы. Вывод: Контрастный рельеф: горы и равнины, благоприятный климат, наличие источников минеральных вод, многочисленные курорты – такое исключительное разнообразие природных условий и рекреационных ресурсов предопределило уникальность Северного Кавказа. Северный Кавказ – уникальный экономический район, который можно использовать для восстановления здоровья населения России, для развития экономических связей с Ближним Востоком и т.д. . | ||||||||||||||||||||||||||
3.Применеиие новых знаний (13 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
Выполняют практическую работу на контурной карте. Составление картосхемы Северного Кавказа: - ЭГП района; - Природные ресурсы региона. | |||||||||||||||||||||||||||
4.Рефлексия (5 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
1.Какие вопросы Вас затронули? 2.Я понял, что…. 3.Я думаю, что…. 4. Я считаю, что…. 5. С каким настроением вы уходите с урока? | |||||||||||||||||||||||||||
5. Задание на самоподготовку (2 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
Параграф № 28, вопросы 2, 4 и 7 стр. 122 учебника. |
Ресурсы: А. И. Алексеев Учебник географии 9 класс УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.
В.В. Николина. Поурочные разработки 9 класс УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.
В.В, Николина. Мой тренажёр 9 класс УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.
Практическая работа
Оформление контурной карты « Состав, географические объекты и природные ресурсы Северного Кавказа»
Цель:
Составление региональной контурной карты Северного Кавказа
Задачи:
- Закрепить знания о составе, физико - географических объектах и природных ресурсах Северного Кавказа.
- Отработка навыков работы с различными источниками географической информации.
- Систематизировать полученные знания на контурной карте.
Оборудование:
Учебник под ред. А.И. Алексеева УМК « Полярная звезда», атлас « Дрофа» 9 класс, контурные карты.
Этапы работы | Содержание работы | Источник информации |
1. | Обозначение границы экономического района с указанием сопредельных государств и районов. | Учебник стр. 104 -105, атлас стр. 30 – 31. Презентация, слайд №2 |
2. | Нанести границы субъектов Федерации и названия столиц и административных центров, которые входят в состав Северного Кавказа. | Учебник стр. 102 – 103, атлас стр.4 – 5, стр.30 – 31. Презентация, слайд №3 |
3. | Нанесение физико – географических объектов: - моря, - порты, - речные системы, - главные формы рельефа. | Учебник стр. 104 – 105, атлас стр. 30 -31 |
4. | Обозначение важнейших месторождений полезных ископаемых, природных ресурсов, которыми богат Северный Кавказ. Использовать условные обозначения. | Учебник стр. 104 -105, Атлас стр. 30 – 31. Презентация № 4 |
Вопросы:
А). Докажите выгодность ЭГП района.
Б). Какими природными ресурсами богат Северный Кавказ?
Вывод:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока __9_ класс
Тема урока: « Военно – Морской Флот Российской Федерации» | Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений. Урок – конференция. | ||||||||||||||||||||||||||
Цели урока: - формирование знаний о ВМФ России; - показать значимость ВМФ России.
| |||||||||||||||||||||||||||
Задачи урока: - сформировать представление о значении ВМФ России; - ознакомить нахимовцев с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ; - развивать аналитико – синтезирующее и абстрактное мышление; - воспитывать гордость за своё Отечество, патриотизм. | |||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты урока | |||||||||||||||||||||||||||
Предметные - Формирование представлений о современной структуре и боевых возможностей ВМФ России. - Определяют значимость ВМФ России. | Метапредметные - Продолжат овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний. - Научить извлекать информацию из различных источников. - Развивают аналитические умения и навыки. | Личностные - формирование познавательной и информационной культуры. - Воспитание гордости за свое Отечество, патриотизма. | |||||||||||||||||||||||||
Решаемые учебные проблемы: Каково значение ВМФ России? | |||||||||||||||||||||||||||
ИКТ на уроке: презентация: « ВМФ России», использование ноутбуков и интернет ресурсов в групповой работе. | |||||||||||||||||||||||||||
Технологии: групповая, компьютерная. | |||||||||||||||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
Вступительное слово: Эпиграф: « Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Петр 1. Вопросы: 1.Как вы понимаете эти слова? 2.О чём пойдет разговор сегодня на уроке? 3. Какая будет тема урока? 4. Какова наша главная цель на сегодняшний урок? | Слушают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы. Ответы нахимовцев. Называют тему урока: « ВМФ России» Проговаривают цель урока. | ||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний (3 минуты) | |||||||||||||||||||||||||||
Вспомним из курса 8 класса: - Какова площадь России? -Какова протяженность морских и сухопутных границ? - В какие океаны Россия имеет выход? - Что такое территориальные воды и экономическая зона? Какой вывод можно сделать? | Ответы нахимовцев. Вывод: огромную территорию нашей страны с её население и богатыми природными ресурсами, хозяйственным потенциалом нужно охранять и защищать. Поэтому страна должна располагать оперативно – стратегическими силами, для сохранения территориальной целостности. | ||||||||||||||||||||||||||
3. Организация познавательной деятельности ( 30 минут) | |||||||||||||||||||||||||||
1. Просмотр презентации на тему: « ВМФ России» Ознакомление с задачами, историей и составом ВМФ России. 2. Задание. Используя Интернет – ресурсы, представить составные части ВМФ России: - Северный флот (СФ); - Тихоокеанский флот (ТФ); - Балтийский флот (БФ); - Черноморский флот (ЧФ); - Каспийская флотилия (Кф). План характеристики флота: - Год образования - - Подчинение - - Входит в - - Тип – -Дислокация – - Действующий командир – - Задачи флота – - Состав. Оформление в виде мини – презентации (4 - 5 слайдов). Групповая работа Учитель делит класс на 4 группы по 4 - 5 человек. Каждая группа выбирает капитана, который получает конверт с заданием: Задание 1 группе: Используя карты атласа и ресурсы Интернета: - Определить ГП Северного флота (СФ) - (карта); - Краткая характеристика Северного флота; - Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и АПЛ. Задание 2 группе: - Определить ГП Тихоокеанского флота (ТФ) – (карта); - Краткая характеристика Тихоокеанского флота; - Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и АПЛ. Задание 3 группе: - Определить ГП Балтийского флота (БФ) – (карта); - Краткая характеристика Балтийского флота (БФ); - Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и подводными лодками. Задание 4 группе: - Определить ГП Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии; - Краткая характеристика Черноморского флота и Каспийской флотилии; -Представить 4 -5 слайдов от 4 – 5 слайдов с надводными и подводными кораблями и береговыми войсками. Отчёт групп. | Выступления нахимовцев. Группа №1
Группа №2
Группа №3
Группа №4
Группы отчитываются и делают вывод. Вывод: Россия – великая морская держава, которая располагает мощным ВМФ. | ||||||||||||||||||||||||||
4.Применение нового знания (3 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
Сделайте прогноз о возможном развитии ВМФ России. | По ходу конференции нахимовцы наносят на контурную карту океаны, моря которые омывают территорию России и ВМБ страны. Ответы нахимовцев. | ||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия (2 мин.) | |||||||||||||||||||||||||||
- Что на уроке вы узнали нового? - Как вы считаете, нужны ли вам знания, которые вы получили на уроках по данной теме. -Как в своей жизни вы будете применять их? - С каким настроением вы уходите с урока? | Ответы нахимовцев. | ||||||||||||||||||||||||||
6. Задание на самоподготовку (1 мин) | |||||||||||||||||||||||||||
Нарисовать модель надводного или подводного корабля, где бы Вы хотели служить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по географии 5 класс
представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока" как люди изучали Вселенную ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...
Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Мировой океан-основная часть гидросферы".
Технологическая карта урока географии. 6 класс ФГОС....
Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)
Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"
Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...