Фрагмент урока географии с использованием космических снимков
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Важной задачей освоения учебного предмета «География» является развитие у обучающихся навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Предложенные материалы – идея к уроку географии с использованием космических снимков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фрагмент разработки урока с использованием космических снимков | 246.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Важной задачей освоения учебного предмета «География» является развитие у обучающихся навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Предложенные материалы – идея к уроку географии с использованием космических снимков.
- Место урока в курсе географии
класс | 8-9 | |
курс географии | География России. | География Магаданской области |
Возможная тематика | «Полярная звезда» 8 класс – «Растениеводство» 9 класс - «Пространство Дальнего Востока» «Классическая линия» 8 класс – «Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком» 9 класс – «АПК», «Дальний Восток» | Раздел 4. Сельское хозяйство. |
Агроклиматические условия области. | ||
Земледелие с первых лет освоения края. | ||
Практическая работа № 4. Работа с контурной картой: нанесение районов земледелия и животноводства. |
Содержание учебного материала
В ходе урока учащимся предлагается выполнить учебное исследование «Сельскохозяйственное землепользование. Зависимость пространственной формы от агроклиматических условий территории».
Задание:
Рассмотрите космические снимки сельхозугодий разных стран мира (приложение 1)
Познакомьтесь с «Фантастикой сельхозугодий» в разных странах мира (приложение 2)
На основе анализа материалов статьи «Фантастика сельхозугодий» предположите, чем объясняются пространственные формы угодий на снимках приложения 1.
Проверьте свои предположения (приложение 3)
На основе материалов учебника «География Магаданской области» (О. С. Головин, Издательство «Охотник», г. Магадан, 2008 г.) предположите, какие особенности пространственной формы сельхозугодий могут быть обнаружены на космических снимках Магаданской области (приложение 4).
Проверьте свои предположения, анализируя карту и сравнивая данные изображений этой карты и карты в учебнике (приложение 5).
Сформулируйте основные особенности размещения сельхозугодий Магаданской области, объясните причины такого размещения.
Дополнительное задание. Познакомьтесь с материалами о паводке в Магаданской области 2014 года. Предложите варианты размещения сельхозугодий, которые бы позволили избежать таких последствий, и оцените их реалистичность в существующих агроклиматических условиях.
Приложение 1
Приложение 2
С того момента как человек научился выращивать овощи и злаки, земной ландшафт стал куда более скучным, чем он был в ту эпоху, когда люди занимались охотой и собирательством. И правда, мало кому нравятся бесконечные поля, утыканные пыльными зелеными ростками. Но если взглянуть на сельскохозяйственные угодья из космоса - картина открывается совершенно фантастическая.
Засеянные злаками поля в Ливии диаметром меньше километра. Даже такие поля требуют интенсивной ирригации. | |
Серрадо – особый регион тропической саванны в Бразилии.
| |
Русло Сырдарьи и Казахстане, вдоль которой располагаются поля. | |
Река Сакраменто в Калифорнии снабжает водой весь штат. | |
Коричнево-зеленая полоса – зона плодородных земель и сельхозугодий вдоль Нила. |
Приложение 3
Сельскохозяйственное землепользование
Пространственные формы
«География» • Содержание №3/2007
На одном из сайтов, работающих под эгидой Национального агентства США по исследованию космического пространства и аэронавтике (NASA), — серия космических снимков по темам: «Исторические памятники», «Города», «Геология», «Ледники», «Гидрология», «Землепользование», «Стихийные бедствия», «Вулканы».
Вот пример коллекции из 6 снимков, показывающих разные пространственные формы ведения сельского хозяйства. (Все снимки — в одном масштабе; на каждом — территория 10,5 х 12 км.)
1. США, штат Миннесота. Относительно хорошо увлажненная равнина (Молочный пояс). Земледельческая территория нарезана дорогами на ровные, почти идеальные большие квадраты. Именно по прямоугольным границам нарезались земельные угодья на прежде ничейных (по справедливости же — индейских) землях для приходивших на эту территорию колонистов. К тому же именно так удобнее обрабатывать почву, используя различные средства механизации, а они на севере США начали применяться уже в XIX в., когда и нарезались эти поля.
2. США, штат Канзас. Засушливая равнина. Круглые поля внутри квадратной решетки. Каждое поле «организовано» вокруг стержневой трубы дождевальной установки, обходящей контур подобно часовой стрелке.
3. Северо-запад Германии. Территория в основном равнинная, но почти беспорядочно нарезана лоскутными полями. Это результат дробления земельных наделов, многовекового деления их между наследниками, — пережиток Средневековья.
4. Боливия. Район города Санта-Крус. Наделы, обрабатываемые разными земледельцами, нарезаются по секторам, радиально расходящимся от деревень. Каждый крестьянин расчищает в лесу себе сектор под посевы, все более удаляясь от деревни. Границы «зон влияния» деревень остаются заросшими лесом.
5. Таиланд, район Бангкока. Рисовые чеки приурочены к системе оросительных каналов, которые тысячами капилляров распределяют воду по равнине. Каждое поле имеет форму узенького прямоугольника, вытянутого вдоль своего канала.
6. Южная Бразилия, Серрадо (саванна). Дешевизна земли при сравнительно невысокой плотности населения способствовала образованию очень больших хозяйств с крупными полями.
Приложение 4
Особенность рельефа:
Магаданская область – территория с горным рельефом.
Горы – центральные районы Колымы и до Охотского побережья.
Пригодные для земледелия участники – в долинах рек и на приморских равнинах.
Для развития земледелия почвенно-климатические условия – неблагоприятны!
Особенность климата – суровость: вся область в зоне с отрицательными среднегодовыми температурами, короткое лето, ранние заморозки, многолетняя мерзлота, малоплодородные почвы.
По почвенно-климатическим условиям:
- Магаданская зона – Охотское побережье от Талона до Северо-Эвенска.
- Среднеканская зона – центральные районы Колымы.
Центральные районы Колымы – континентальный климат, короткий безморозный период (50-90 дней) => отрицательно сказывается на посевах.
Сеймчанская котловина – более благоприятный климат: лето теплее, заморозков меньше (безморозный период – 80-90 дней), незначительная сумма осадков.
В окрестностях Магадана – безморозный период (100-110 дней) – больше осадков, летние заморозки реже => благоприятные условия для земледелия.
Почвы: бедны органическими веществами, пригодные площади – долины рек, пологие южные склоны. Повсеместно, кроме Охотского побережья – многолетние мерзлоты.
По физическим свойствам почвы легкие (менее кислые – более урожайные), тяжелые. По механическому составу: супесчаные, песчаные, глинистые, суглинистые, торфяно-глеевые. В долинах рек – заболоченные, содержание гумуса и органических масс низкое.
Свойства почв улучшаются при обработке: уменьшается кислотность, увеличивается содержание гумуса, увеличивается запас азота, фосфора, калия (внесение минеральных удобрений, навоза, торфа, известкование, орошение, севооборот) => высокие урожаи картофеля, капусты, овощей.
Распространены карсты – часто образуются впадины и ложбины, что приводит к застаиванию воды и заболачиванию => необходимо периодическое выравнивание.
Суровый климат и особенности почвы обуславливают особенности агротехники:
- вспашка полей сразу после уборки урожая
- глубина пахотного слоя – 20 см
- предпосевная обработка за 2-3 дня до посева на глубину заделки семян
- внесение удобрений, известкование почв
Приложение 5
Планируемые результаты
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- сформированность опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).
Познавательные УУД
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно- следственный анализ;
Коммуникативные УУД
- высказывать и обосновывать мнение (суждение)
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач.
Предметные
- ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"
Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...
Создание цифровых образовательных ресурсов. Фрагмент урока с их использованием.
Фильм (слайд-шоу) со звуковым сопровождением, презентация и небольшой тест-опрос, составленные мною для урока по теме «Правильные многогранники», а так же фрагмент урока с их использование...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Фрагмент урока математики с использованием технологии критического мышления
Цель: создать условия для формирования вычислительных навыков при умножении и делении положительных и отрицательных чисел. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:- формир...
Фрагмент урока литературы с использованием технологии проектной деятельности как формы сотрудничества в 5 классе
Фрагмент урока...
Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст.
Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст. Разработка учителя географии Васильевой Карины Сергеевны МАОУ СОШ № 9 г. В. Новгор...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...