Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст.
план-конспект занятия по географии (7 класс)
Фрагмент урока географии, направленный на формирование умения читать климатограмму и преобразовывать ее в текст.
Разработка учителя географии Васильевой Карины Сергеевны МАОУ СОШ № 9 г. В. Новгород
Название географического курса: География. Материки и океаны. Класс: 7
Предметная линия учебников УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны. 1ч. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово», 2015г
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Климатические пояса.
Название фрагмента урока: Климатограмма
Познавательная задача: сформировать умение анализировать климатограмму и составлять текст по климатограмме.
Содержание фрагмента урока:
Мотивация учащихся на изучение нового материала.
Учитель показывает слайд с фотографиями страны и далее текст с описанием страны.
Учитель: «Сегодня я хочу вам рассказать о путешествии в страну, где мне, однажды, удалось побывать в рамках рабочей командировки» (Учитель показывает слайды-фото с изображением страны)
Вокруг была Африка – не лубочно-туристическая, не умытая и отштукатуренная, а самая настоящая – незнакомая, шумная, пыльная, яркая, остро пахнущая, шокирующая своей откровенностью, зовущая и одновременно пугающая. Нигерия — закрытая для туристов африканская страна, где иностранцев могут похитить ради выкупа, и все завидуют белой коже. Здесь нет правил гостеприимства, европейского сервиса и вкусной еды, зато есть водопады, тропические леса и океан. Климат страны характеризуется крайне высокими значениями температур в течение всего года. Среднегодовая температура в пределах экваториального климатического пояса составляет около 25-28 градусов по Цельсию. Колебание температур в течение года практически отсутствует. Наблюдается обилие осадков в течении всего года, которые обычно выпадают в виде ливней. Среднегодовое количество осадков достигает более 3000 миллиметров.
(фронтальная беседа по изображенному выше тексту на слайде)
Учитель: -«Какая информация о климате Нигерии представлена в данном тексте?»
(Затем,учитель выводит на экран слайд с изображением климатограммы, которая отражает климат представленный в тексте. Вводит понятие –«климатограмма».)
Учитель:- «Информацию о климате можно представить не только словесно но, также и графически. Климатограмма – особый вид информации о климате. Климатограмма обычно составляется для конкретного пункта.
По климатограмме можно узнать годовой ход температуры, амплитуду температур, годовое количество осадков и режим их выпадения в данном пункте. Какая задача стоит перед нами на уроке? (научится читать климатограмму)
(Учитель с детьми рассматривает представленную на слайде климатограмму и задает детям следующие вопросы)
- Что значат буквы внизу климатограммы?(каждая клеточка соответствует определенному месяцу)
- Что означает линия красного цвета?(график температур)
- Определите температуру воздуха в июле.
- Определите температуру воздуха в январе.
- Расскажите как вы находили температуру?(1. Находим букву соответствующую нужному месяцу.2. Поднимаем перпендикуляр до графика температур 3. Смотрим влево на шкалу для определения температуры)
- Чему равна годовая амплитуда температур? Вспомните, как ее определить? (1.Найти среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха. 2.Найти среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха. 3.От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.)
- Что показано столбиками синего цвета?(количество осадков соответствующее каждому месяцу)
- В каком месяце осадков больше всего? Сколько?
- В каком месяце осадков меньше всего? Сколько?
- Объясните как вы определили количество осадков?(Смотрим на шкалу определения осадков справа)
- Определите режим выпадения осадков ( в какие месяцы осадков выпадает больше всего, а в какие меньше? )
- Что показано цифрами в центре климатограммы? (среднегодовое количество осадков в мм)
Дети работают в парах. Каждая пара получает карточку с изображением климатограммы города (любого).
Учитель:-«Проанализируйте ваши климатограммы по данному плану. А затем опишите климат данного в климатограмме города в форме рассказа.
План характеристики климатограммы.
- Температура июля
- Температура января
- Среднегодовое количество осадков
- Количество осадков самого влажного месяца
- Количество осадков самого сухого месяца
- Режим выпадения
Дети работаю 5-7мин, затем желающие ответить ребята представляют свою работу.
В качестве домашнего задания творческим детям (по желанию) можно предложить составить стихи в стиле –реп, в тексте которых будет отображен алгоритм чтения климатограмм .
Приемы работы: с текстом, с климатограммой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нигерия — закрытая для туристов африканская страна, где иностранцев могут похитить ради выкупа, и все завидуют белой коже. Здесь нет правил гостеприимства, европейского сервиса и вкусной еды, зато есть водопады, тропические леса и океан. Климат страны характеризуется крайне высокими значениями температур в течение всего года. Среднегодовая температура в пределах экваториального климатического пояса составляет около 25-28 градусов по Цельсию. Колебание температур в течение года практически отсутствует. Наблюдается обилие осадков течении всего года, которые обычно выпадают в виде ливней. Среднегодовое количество осадков достигает более 3000 миллиметров.
Климатограмма
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерес к чтению: как его пробудить? (формирование читателя, формирование умения читать с удовольствием)
Это статья о том как пробудить интерес к чтению у детей разного возраста на основе личного педагогического опыта...
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование логических умений учащихся
Учебная задача направлена на формирование логических умений учащихся, как части универсальных учебных действий для достижения метапредметных результатов в обучении. Задача состоит из текста, составлен...
Виды упражнений,направленных на формирование умения работать с текстом учащимися ,имеющими нарушения устной и письменной речи
методическая разработка для учителей-логопедов и учителей начальной школы...
Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся
Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...
"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"
В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...
Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...