Открытый урок в 6 классе по теме "Озёра"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Громова Нелли Олеговна

В данном уроке используется метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozyora._6_klass.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема  «Озёра».

Общая дидактическая цель: познакомить учащихся с многообразием озёр, их происхождением, значением и особенностями.

Задачи урока:

  • Образовательные – сформировать представление о многообразии озер миры, их происхождении, особенностях, значении;
  •   Развивающие  продолжить формировать умение работать с различными источниками географической информации: картами, плакатами, учебником;  работать индивидуально и  в группе; научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников; научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить её; научить анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.
  • Воспитательные – воспитывать чувство долга, ответственности за порученное дело, коллективизма, чувство прекрасного и бережного отношения к своей Родине, воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Средства обучения: физическая карта полушарий; карта России, компьютер, слайды компьютерной презентации; карточки – задания; атласы по географии 6 класса; фотографии, плакаты, рабочий лист для учащихся, ватман и раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Учащиеся настраиваются на работу. Приём снятия напряжения.

На экране слайд (озеро и лебеди). Играет музыка «Лебединое озеро»  Чайковского.

Фотовыставка: фотографии учащихся на фоне озёр, их рисунки.

  1. Изучение нового материала.

Учащиеся работают в группах (4 группы)

Учитель: Я думаю, что вы все узнали эту музыку?

Слайд: Загадка про озеро.

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды – в нем все отражается...
Как это зеркало называется?
(Озеро.)

Я думаю,  вы уже догадались,  чему посвящён наш сегодняшний урок? Дети называют тему урока.

Я уверена, что каждый из вас хотя бы раз в жизни видел озеро.

Что бы вы хотели узнать на уроке? Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать цель и задачи урока.

-Вода во все века являлась источником вдохновения для поэтов и художников.

-Многие художники рисовали и рисуют озера. Выдающийся русский художник Левитан не раз изображал на своих полотнах водную гладь.

-Давайте рассмотрим внимательно картину (слайд). Рисунки и фото детей.

-Какое настроение, чувства вызывает картина, рисунки, фотографии?

Дети высказывают мнения. Картина вызывает светлые чувства, ощущение простора, чистоты, необъятные дали.

Много стихов поэты посвятили озерам, на берегу которых им довелось побывать.

Так Сергей Есенин в 1914 году  писал об озере

«Выйду на озеро, в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать».

Опережающее домашнее задание: Учащиеся читают свои стихи про озёра.

Что же такое озеро?

Учитель предлагает каждой группе карточку  с заданием.

Из трех определений выбрать нужное (каждая группа зачитывает ответ ).

  1. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа.
  2. Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем.
  3. Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении.

У каждого учащегося рабочий лист, где отметили правильный ответ.

На доске  Sозёр=2,1 млн км2

Занимают 1,4%S суши.

Озёра называют «голубыми глазами» Земли. Каково их значение для планеты и её жителей?

Значение озера: учащиеся с помощью учителя определяют, на доске появляется рисунок.

источник воды                                                                                     судоходство      

                                                                               

рыболовство                                                                                  источник вдохновения

отдых

Углубления, в которых находятся озёра называются котловины. Рассмотрим их происхождение.

Поработаем в группах, каждая группа работает по плану и описывает 2 вида котловин:

  • происхождение котловины;
  • условия образования
  • примеры озер (работа с атласом).

Все данные заносятся в таблицу в рабочем листе (слайд ).

Учащиеся используют учебник, атлас, картосхемы, доп. материал.

1 группа: тектонические и старицы

2 группа: ледниковые и лиманы

3 группа: карстовые, термокарстовые

4 группа: вулканические, запрудные

Каждая группа выступает у доски. Остальные заполняют таблицу в рабочих листах.

Типы озер по происхождению

Происхождение котловин

Условия образования

Примеры озёр

Тектонические

Разломы и опускания земной коры

Байкал, Танганьика, Виктория, Каспийское, Аральское, Мёртвое

Вулканические

В кратерах потухших вулканов

Кроноцкое (Камчатка)

Ледниковые

Углубления после прохождения ледника

Ладожское, Онежское

Карстовые, термокарстовые

В местности, сложенной легкорастворимыми породами, воды вымывают в этих породах пустоты.

 Их много на севере Европейской части и в Поволжье, на Урале.

Старицы

Старые речные русла в поймах рек

На Урале

Запрудные

Преграждение русла реки (обвал)

Сарезское

Лиманы

Отделены от моря горными породами

Маракайбо

Закройте глаза и представьте, что озёра исчезли. Какой облик будет у планеты? Что будет вам не хватать? Планета просит у вас помощи. SOS. Вы должны узнать всё о пропавших озёрах и вернуть их. У нас 4 команды КОП – команды озёрного поиска.

Учитель читает загадки про самые известные озёра мира.

  1. Это озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.  (Каспийское)

  1. Это озеро – самый крупный пресноводный водоем в Европе. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

  1. Это озеро – самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений –     из них эндемичны, то есть встречаются только здесь. (Байкал)

  1. Это самое соленое озеро на Земле. В этом озере нельзя утонуть. ( Мёртвое море).

Каждая группа выполняет  в течение 10 минут проект одного из этих озер.  У каждой группы карточки – задания:

-имя

-место проживания (показать на карте)

-площадь и глубина (средняя и максимальная)

-происхождение котловины

-родственные объекты

-особые приметы

На ватмане приклеивают фото озера, растительного и животного мира, пишут площадь, происхождение котловины, интересные факты.  Фото и интересные факты учащиеся нашли заранее.

Затем каждая группа защищает проект у доски. Просмотр видеоролика про озеро «Байкал».

Все группы хорошо справились с заданием и  вам благодарность от всей планеты.

  1. Заключение.

Что ты узнал нового на уроке? Каждая группа называет по одному предложению.

Самооценка. Рефлексия в форме анкетирования:

Групповая работа над проектом мне понравилась так как…

  1. Было интересно.
  2. Все чувствовали себя свободно.
  3. Я сам(а) рассуждал(а), находил(а) решения.
  4. Мы коллективно искали решения.
  5. Можно было обсуждать с товарищами возникающие вопросы.
  6. Можно было обратиться за помощью к учителю.
  7. Я узнал много нового.
  8. Другое мнение.

В это время играет музыка Чайковского.

На какие вопросы мы не ответили? Почему одни солёные, а другие пресные? Это вы узнаете дома из § 31, подписать на контурных картах озёра, упомянутые в тексте учебника. Приготовить сообщение (по желанию) о необычных озерах: озеро «кастрюля», сладкое озеро, озеро чернил, асфальтное озеро, горящее озеро, озеро-призрак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»

Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....


 

Комментарии

Нелли Олеговна! Очень интересный и познавательный урок! Я использую его элементы в работе!