Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии.
статья по географии на тему

Липина Мария Анатольевна

Примеры заданий в 6-11 классах по формированию коммуникативных компетенций на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии.

География – единственный предмет в школе, который рассматривает естественные и общественные объекты и явления, благодаря чему цели этого учебного предмета очень широки. Кроме того, разнообразны универсальные учебные действия, которые позволяет развивать география. Широки возможности и для формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций.

  Остановимся на формировании коммуникативных компетенций на уроках географии. По сути, это дать возможность обучающимся овладеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  Современная форма ГИА, на данный момент, является препятствием, а не стимулом развития речи. Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  Существуют традиционные виды работы на уроке, которые позволяют формировать коммуникативные компетенции: индивидуальный и фронтальный опрос, работа с учебником, картами, различные репродуктивные методы. Сегодня необходимо, помимо этого, ориентироваться и на познавательную, творческую самостоятельность обучающихся. В таблице представлены примеры различных заданий для формирования коммуникативных компетенций на уроках географии в 6-11 классах.

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии.

Составляющие

Умения

Примеры заданий

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 класс

Письменная

коммуникация

-оформить свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации,

-изложить тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовать вспомогательные средства.

1. «Путешествие капельки».

2. Описание погоды. 3.Описание географических объектов по плану.

4.Сравнительная характеристика объектов.

1. «Я приехал в Антарктиду», письмо.

2.Описание географических объектов по плану.

3.Сравнительная характеристика объектов.

1. «Я живу в России», эссе.

2.Описание географических объектов по плану.

3.Сравнительная характеристика объектов.

1.Плюсы и минусы ЭГП России.

2.Анализ статистических данных обеспеченности ресурсами страны, рождаемости и смертности, поло-возрастной структуры.

1. «Роль международных организаций в современном мире», эссе.

2.Анализ статистических данных природными ресурсами стран мира, рождаемости и смертности, поло-возрастной структуры.

Выступление перед аудиторией сверстников

-определить содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией,

-использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков своего выступления,

- невербальные средства или наглядные материалы.

1. «Кладовая Земли», мини-выступления о минералах и горных породах.

2.Стихи, лозунги, реклама на экологическую тему.

1.Презентация о стране.

2. «Чудеса природы», мини-выступления о животных и растениях мира.

1. Презентация о растении или животном России.

2. «Уникальные города России», мини-выступление.

1. Презентация об экономическом районе России.

2. Презентация о государстве, граничащем с Россией.

1. Презентация о стране мира.

2.Презентация о географии отраслей мирового хозяйства.

Диалог

высказать свое мнение и узнать мнение партнера в рамках диалога

1.Выявление особенностей приспособления организмов в толщах океана.

2. Выявление особенности приспособления животных, растений к условиям среды обитания.

1.Выявление особенности приспособления животных, растений к условиям среды обитания.

2.Значение океанических течений.

1.Определение типа климата по диаграмме, текстовому описанию.

2.Составление прогноза погоды по синоптической карте.

1.Значение миграции населения.

2.Определение факторов размещения предприятий.

1.Влияние культуры и религии на хозяйство страны.

2.Сравнительная характеристика населения, природных ресурсов, хозяйства двух стран.

Групповая

коммуникация

-самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,

-задать вопросы, позволяющие уточнить и понять идеи друг друга, сопоставить свои идеи с идеями других членов группы, развить и уточнить идеи.

1. Составление плана пришкольного участка.

2. Экологические проблемы географической оболочки.

3.Игры на обобщение, повторение.

4. Составление географических кроссвордов.

1.Составление рекламного проспекта «Путешествие по Австралии». Работа турагенства.

2.Игры на обобщение, повторение.

3.Составление географических кроссвордов.

1. «Геологическое летоисчисление».

2. «Путешествие по Крыму».

3.Игры на обобщение, повторение.

4.Составление географических кроссвордов.

1.Особенности развития хозяйства России.

2. Практикум на обобщение, повторение.

1.Глобальные проблемы человечества.

2. Загрязнение окружающей среды.

3. Практикум на обобщение, повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...

эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии

Материал содержит презентацию и документ. Данная работа представляет  теоретическое обоснование значимости и актуальности формирования коммуникативных компетенций  и примеры из опыта работы....

Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках географии . Школа информатизации

Школа информатизации – это образовательное учреждение, обеспеченное информационной средой (ИС) квалифицированными кадрами, сервисами, материальными условиями (помещения,  оборудование, телекоммун...