О модульной системе в обучении
учебно-методический материал по географии (7, 8 класс) на тему

Сергеева Надежда Николаевна

Теоретические проблемы значения и важности данной формы обучения с примерам уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_sistema_v_obuchenii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Надежда Николаевна учитель географии МБОУ СОШ №3 ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея

О модульной системе в обучении.

На современном этапе общеобразовательного процесса традиционный пятиэтапный урок утрачивает свои позиции ( хотя нельзя не отметить его достоинства). Образование , в своём развитии, движется в направлении совершенствования, накопления положительного опыта. В соответствии с современными тенденциями развития для системы образования всё более характерными становятся такие новые черты, как динамизм и вариативность.  В современной школе необходимо использовать инновационные технологии, одной из которых является блочно – модульная система обучения.

             Внедрение модульной технологии становится актуальным, так как используемые приёмы создают условия для формирования у учащихся потребности в постоянном совершенствовании, в реализации творческих способностей.

            Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности.

          Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков  - модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков  - модулей конструируется  учебный курс изучения географии.

  Модульные программы и модули для уроков строятся с целевым назначением информационного материала, с сочетанием комплексных и частных дидактических целей, с реализацией обратной связи ( т.е. интеграция теоретического блока – модуля и алгоритмического). Начало модуля определяет общую, интегрированную цель, а начало его элемента – описание частной цели. Весь блок изучаемой темы намечает близкие, средние и дальние перспективы. Здесь необходимо подчеркнуть обязательную согласованность действий во всех элементах модульного урока, основу которого должен составлять диалог учеников и учителя, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей самостоятельной работой.

  Использование этой технологии показывает, что она позволяет модернизировать традиционные методы обучения, перестраивая, материал по правилам модульности и позволяет, каждому ученику достичь поставленных дидактических задач внутри законченного блока.

Традиционные методы и приёмы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимся  усвоить знания по программному материалу. Блочно модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствует высокому уровню специальных навыков, изменению функции преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

  Такая форма обучения задаёт иную технологическую направленность: в центре внимания с одной стороны – учебно – познавательная деятельность самих учащихся, а не поурочные планы; с другой – объективный контроль результатов.

  Применяя данную форму обучения, решается несколько задач:

  • ребята учатся самостоятельно добывать знания из источников географической информации (главным образом из карт), а также из справочников, энциклопедий. Что особо важно т.к. весь объём информации невозможно держать в голове, поэтому важно научить добывать её самостоятельно. К сожалению, дети используют в основном текст учебника.
  • Урок разбит на отдельные блоки: учебные элементы и каждый элемент имеет  свою цель, что приводит в систему  работу на уроке. Ученик чётко знает, что от него требуется.
  • Применять модули можно вариативно: работает весь класс;
  • Работа в группах;
  • Индивидуальные задания, что решает проблему дифференцированного и разноуровнего  обучения.
  • Дети учатся давать своим знаниям объективную оценку ( т.к. предусматривается контрольная карта, находящаяся у преподавателя, в которой указаны как правильные ответы, так и критерии выставления оценок).
  • Решается проблема темпа работы на уроке, дети, работающие более продуктивно, могут получать дополнительные задания или оказывать помощь товарищам и вести контроль их знаний.

 При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

     1 Чёткая организация всего учебного процесса.

     2 Постановка целей и задач для всего блока темы.

     3 Сочетание словесных и наглядных методов (в том числе схем – конспектов, логических опорных конспектов).

    4 Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной и групповой формах.

    5 Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

     Практически рекомендуется блоки тем по 8 – 10 часов.

1 блок (1 -2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий;

2 блок  (3 – 5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с разными источниками информации (карты, учебник, дидактический материал и т.д.). прорабатывается материал темы, обсуждают дискуссионный вопросы. На этом этапе проводятся уроки – практикумы, конференции, путешествия, игры;

3 блок (1 -2 урока) – обобщение материала темы;

4 блок ( 1 – 2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Проблема данной формы обучения – большие затраты времени и материальных средств на составление блоков – модулей преподавателем (т.к. необходимо каждому учащемуся предоставить лист с заданиями и рекомендациям ) Хотя эта проблема более решаема сейчас, чем ранее, так как всё более интенсивнее внедряются в процесс обучения компьютерные технологии. И результаты показывают, что есть объективная необходимость использования новых технологий в обучении. К тому же надо отметить, что применять на каждом уроке модули не целесообразно, традиционный урок ни когда не утратит своего значения.  Эта форма работы более продуктивна тогда, когда учащиеся уже обладают некоторыми навыками подобной работы, например в 7 классе  тема « Географическое положение материка». При изучении Африки даётся тренировочный урок, а  при изучении последующих материков, модульные уроки.

      В помощь учителям хочу предложить  разработанные мной уроки.

8 класс. Природные зоны.

 

Тема: «Разнообразие лесов России»

Тип урока: модульный.

Цели и задачи: образовательные – создание образа территории, воспроизвести имеющиеся знания о природных зонах материка Евразия ,выявить их расположение на территории нашей страны, обобщить знания о разнообразии растительного и животного мира. Углубить знания о взаимосвязях в природном комплексе. Выяснить, в какой природной зоне расположена территория, где мы проживаем.

   Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

         

Средства обучения: настенная карта «Природные зона России», атласы, рабочие тетради, учебник И.И. Баринова География. Природа России, иллюстрации, гербарии, картины «Смешанные и широколиственные леса Евразии».

Методы и формы работы: индивидуальная, парная, опережающее задание, наглядный, словесный,  взаимоконтроль, анализ текста.

Основные представления и понятия: природный комплекс, природная зона, лесные зоны: тайга (темнохвойная и светлохвойная), смешанные, широколиственные леса, «субтропики умеренного пояса» ( леса Дальнего Востока), взаимосвязь между климатом, почвами и растительностью.

Ход  урока.

УЭ - 0

Общая цель урока:

В процессе работы над учебными элементами вы должны :

1.Вспомнить, какие природные зоны характерны для умеренного климатического пояса.

2.Уточнить месторасположение лесной зоны в России.

3 Обобщить знания об органическом мире лесной зоны.

4.Выявить взаимосвязи между компонентами природы и причину разнообразия природных зон.

1- 2 мин

УЭ -1

Цель: проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.

1 Кто установил, что климатические зоны одновременно являются и зонами растительности?

2.Почему в зоне арктических пустынь возможно обитание крупных млекопитающих и большого количества птиц?

3.Перечислите основных представителей растительного и животного мира арктических пустынь и тундр. Существуют ли между ними взаимосвязь?

4.Почему в тундре избыточное увлажнение, хотя осадков выпадает мало?

5.Назовите причины безлесья тундры.

6.Из предложенного гербарного материала выбрать растения тундры.

8 -10 мин.

УЭ - 2

Цель: выявить расположение и особенности лесной зоны в России.

Индивидуальная работа (устно).

1.Выполните следующие задания, если возникнут затруднения, обратитесь к преподавателю.

а) пользуясь картой атласа стр. 20 - 21, выясните:

- каким цветом на карте обозначена зона лесов, какие  выделяются подзоны? Как вы думаете, почему такое разнообразие?  

 - какова её протяжённость в градусах и километрах ( по 50 с.ш. 1 =     км).

 - Письменно: используя текст учебника, параграф 24, стр. 129 – 132, атлас стр. 18 – 22, заполните таблицу.

Название зоны

Географическое

положение

Почвы.

Представители растительного и животного мира.

Использование человеком.

15 – 20 мин.

УЭ - 3

Закрепить знания о взаимосвязях в природной зоне.

Вспомнить: что называется ПК и его составные части (можно обратиться за помощью к знатокам, которые получали опережающее задание).

Послушайте рассказ учителя (Ю.Дмитриев в сокращении) и сделайте выводы.

Один художник решил нарисовать лес.

  - Что такое лес? – размышлял он. – Конечно деревья!

Нарисовал ели, сосны, осины, дубы, липы (какую зону он изобразил?). Да так, похоже, они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы ( чего по вашему мнению не хватало на картине?).

 - Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины, - Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

 - А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

 - Нужны птицы, а ещё кусты и ягоды, - не унимался старик.

Дорисовал, но лес всё равно продолжал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

- Нет, сказал художник.

 Долго спорили, и художник согласился и ещё дорисовал много разных зверей.

 Было темно, и художник хотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё- то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес. (Сделайте вывод о взаимосвязи компонентов в природной зоне).

5 – 7 мин

УЭ - 4

Цель: провести самооценку (индивидуально).

1 Я всё понял, смогу объяснить этот материал однокласснику (займитесь углубленным изучением темы, используя дополнительную литературу).

2 Я понял материал, могу помочь товарищу, но при некоторой помощи учителя (повтори материал по учебнику или проконсультируйся с товарищем, усвоившим материал).

3 Я понял материал частично (внимательно прочти текст учебника и составь план ответа).

4 Я ничего не понял (обратись за помощью к учителю во внеурочное время).

1-2 мин

УЭ - 5

Цель: подвести итог урока.

Запиши домашнее задание в дневник  - параграф 24 и учти рекомендации.

Работаем вместе.

1.Какие понятия вы вспомнили и повторили?

2 .Какие новые знания получили?

3.Какие умения отрабатывали?

2- 3 мин

Рекомендации учителю: УЭ – 1 можно проводить как в письменной (за искл. 6 вопроса), так и устной форме. Должен быть подготовлен ключ, по которому дети смогут себя проверить при наличии времени.

Когда дети выполняют УЭ – 2 учитель заслушивает результаты, комментирует, сопровождает дополнительной информацией и иллюстрациями.

7 класс. Океаны.

Тема: «Атлантический океан».

Тип урока: модульный.

Цели и задачи: сформировать знания об особенностях океана; выявить основные направления хозяйственной деятельности; формировать навыки и умения анализировать и сопоставлять карты; умения делать логические выводы.

Оснащение: атласы, «Физическая карта мира», «Карта океанов», учебник «География материков и океанов»  Душина,  Коринская. Щенёв .

Методы и формы работы: словесный, наглядный, частично–поисковый, самостоятельная работа, практическая деятельность.

Основные термины и понятия: Срединно–океанический хребет, литосферные плиты, солёность, океанические течения, органический мир океана, тропические циклоны, береговая линия

УЭ – 0

1 мин.

Цель: постановка целей и задач урока.

Внимательно ознакомьтесь с целью урока:

  1. Определить особенности географического положения Атлантического океана.
  2. Выявить особенности изрезанности береговой линии.
  3. Познакомиться с особенностями рельефа дна .
  4. Каково влияние океана на природу прибрежных территорий.
  5. Определить свойства воды, вспомнить основные течения.
  6. Узнать, как человек использует океан.

УЭ – 1

5-7 мин

Цель: проверка знаний.

Ответьте на следующие вопросы «да» или, «нет», относящиеся к Индийскому океану и дайте правильный ответ. (Ответ запишите в тетрадь и сдайте учителю)

  1. Это самый молодой океан Земли.
  2. В целом это самый тёплый океан Земли.
  3. Он омывает берега четырёх частей света и четырёх материков.
  4. Бразильское, Калифорнийское и течение Западных Ветров образуют круговорот поверхностных течений океана.
  5. Для северной части характерны муссоны, вызывающие мощные муссонные течения.
  6. Самое глубокое место – Алеутский жёлоб.
  7. Этому океану принадлежат Красное, Аравийское моря.
  8. В Персидском заливе добывают железомарганцевые конкреции.
  9. Участники экспедиции Магеллана (1519 – 1521 гг.) стали первыми европейцами, пересёкшими этот океан.
  10. Органический мир богат и разнообразен по числу обитателей.

УЭ – 2

15 мин

Цель: получить знания о природе Атлантического океана.

Самостоятельная работа.

1 Используя «План описания географического положения океана» учебник стр. 313 устно определите особенности географического положения, подпишите на контурной  карте (рабочая тетрадь стр. изд. «Дрофа») климатические пояса.

  Сделайте вывод о конфигурации океана и ширине в сравнении с Тихим и Индийским океанами.

Усложненноё задание: определите длину океана по 30̊⁰ з.д. и ширину по экватору и тропикам.

2.Рассмотрите береговую линию Атлантического океана. Сделайте вывод  об изрезанности береговой линии. Сравните с изученными океанами.

3 Найдите крупные моря, заливы, проливы, острова и нанесите их на контурную карту. (стр.2-3 атласа).

4.Изучите рельеф дна океана.

а) Используя атлас стр. 18 – 19, нанесите Срединно – Атлантический хребет, сравните с физической картой  и определите, какие острова являются выступом Срединно- океанического хребта. Нанесите их на контурную карту.

б) Изучите шельфовую зону Атлантического океана. Что можно сказать о её ширине. С каким океаном она имеет сходство и различия? Заштрихуйте шельфовую зону.

г) Учёные утверждают, что данный океан геологически молод. Используя карту «Строение земной коры» стр. 4-5, «Плиты литосферы» стр.6-7, объясните, как образовался Атлантический океан. В пределах скольких литосферных плит он находится? Что служит границей плит?

У Э – 3

10 мин

Цель: расширить знания под руководством учителя.

Эвристическая беседа

  1. Для возникновения циклонов необходимо воздействие разных по свойствам воздушных масс. В каких частях океана формируются на небольшом расстоянии друг от друга разные массы?
  2. Какие материки и их части испытывают влияние циклонов? (стр. 9 атласа «Тропические циклоны»)
  3.  Какое воздействие оказывают тропические циклоны на Северную Америку? В чём их опасность? (Вспомнить информацию, полученную из СМИ)
  4. Какое влияние оказывают циклоны умеренных широт на климат Европы?
  5. В каких климатических поясах находится океан?
  6. Почему температура воды Атлантического океана, ниже, чем у Тихого и Индийского? (стр. 20-21 атласа)
  7. Почему более низкие температуры находятся на юге?
  8.  Какова солёность вод океана, какие части океана отличаются наибольшей солёностью (стр. 20), почему?
  9. Назовите основные течения Атлантического океана. Вспомните причины из возникновения. Нанесите на контурную карту

УЭ-4

2-3 мин

Цель: подвести итог урока.

В чём состоит отличие Атлантического океана, от ранее изученных?

УЭ -5 1 мин

Домашнее задание: параграф 19. Подготовить сообщения «Виды хозяйственной деятельности в океане»

Пример разбивки тем на блоки.

Тема: « География население мира» 10 класс. ( 5 часов).

      1 модуль: 2 урока – лекции. Численность и динамика размещения населения мира. Воспроизводство и миграции населения. Структура населения. Демографическая ситуация.

    2 модуль: 1 урок. Самостоятельная работа – выполнение заданий на контурной карте в рабочей тетради изд. Дрофа. Выполнение практической работы «Определение степени обеспеченности регионов и стран мира трудовыми ресурсами». (Учителем выдаётся инструктивная карточка).

    3 модуль:1 урок. Семинар по теме «География населения мира» (вопросы семинара даются заранее).

    4 модуль: 1 урок. Контроль и учёт знаний.

План лекции 1, 2 урока:

1.Рост численности населения.

- демографический взрыв.

2.Естественное движение населения.

- естественный прирост населения;

 - два типа воспроизводства населения.

3.Механическое движение населения.

 - миграции населения;

- классификация миграций по пространственному признаку.

4.Общие черты размещения населения

5.Городское население:

 - урбанизация;

 - городские агломерации;

- уровни и темпы урбанизации;

- разница понятия «город» в разных странах;

6 Сельское расселение.

     - очаговое расселение;

7 Половой состав.

8 Возрастной состав, трудовые ресурсы.

9 Структура занятости населения, основные изменения в структуре.

10Этнический, национальный состав.

11Мировые религии.

Цель семинара – закрепить все понятия, сформированные на предыдущих уроках, углубить понимание причинно – следственных связей типов воспроизводства населения, возрастной структуры, трудовых ресурсов, зависимости размещения и занятости от социально – экономического типа страны; формировать умения читать различные картографические и статистические материалы, сопоставлять карты, таблицы, картосхемы, графики, таблицы; готовить самостоятельные сообщения по дополнительной литературе.

 Примерные темы мини – докладов:

1 «Проблемы урбанизации».

А Урбанизация – всемирный процесс.

Б Экономические проблемы ( транспорт, энергоснабжение и т.д.).

В Проблемы охраны окружающей среды.

Г Иллюстративный материал.

2 «Современные миграции населения в Европе».

А Главные причины миграций.

Б Основные группы мигрантов.

В Страны массовой эмиграции и иммиграции.

Г Межэтнические проблемы этих стран.

3 «Особенности размещения населения».

А Причины, влияющие на размещения населения.

Б Основные районы размещения на Земле.

В Проявление процесса агломерирования.

Г. преобладающие формы сельского расселения.

Д. Состояние окружающей среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно-модульная система изучения физики с дифференцированным подходом в обучении

Интенсификация процесса обучения физики может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов. Использование различных методов обучения, расширения возможностей включения в уро...

Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.

Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах.  Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии для школ с модульной системой обучения

Календарно-тематическое планирование уроков биологии для 6-8 класса и 9 класса в условиях переходного периода....

КТП по русской литературе, 5 класс (модульная система обучения)

КТП по русской литературе на 1-2 четверть (модульная система обучения)...

Блочно-модульная система обучения

Блочно-модульная система обучения на уроках математики...

О блочно - модульной системе обучения

Приведены примеры  модульных уроков, рассмотрены теоретические вопросы касающиеся данной педагогической технологии....