Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода. Мастер-класс
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме
Демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия "система"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 16.92 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Формирование базовых понятий по биологии
в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Цель: демонстрация приемов и методов деятельности при формировании базового понятия «система»
Слайд 1. Солнечная система, система координат, кровеносная система, система отопления жилого дома.
- Обратите внимание на экран. Какое понятие вам приходит на ум, при просмотре этого слайда? Что общего в этих естественных и искусственных объектах?
- Система.
Слайд 2. Пазлы в рассыпанном и собранном состоянии
А что такое система? Какие 2 ведущих понятия отражают сущность системы
Сумма компонентов и взаимосвязь.
Давайте дадим определение этому понятию.
Система – это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство
Главным свойством системы является ее целостность. Уберем один или несколько элементов и целостность будет нарушена.
Слайд 3. Клетка, ткань, орган, организм, популяция, биогеоценоз
В биологии понятие «система» является одним из основных, общебиологических. Живые организмы изучаются на разных уровнях организации.
Слайд 4. Репродукции картин. Звуки природы.
А с какими биологическими системами, запечатленными известными художниками, ассоциируются у вас эти звуки природы?
Лес и озеро, как впрочем, и степь и пустыня – это биологические системы – биогеоценозы или экосистемы, со своими взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами.
Я предлагаю двум группам создать модели смешанного леса и озера, используя объекты, которые с избытком представлены у вас на столах.
А так как объекты связаны между собой, предлагаю воссоздать трофические (пищевые) цепи, объединяющие несколько живых организмов.
Экосистема будет стабильно функционировать, если в ней будут представлены все указанные компоненты (продуценты, консументы, редуценты органического вещества).
Третья группа – это группа аналитиков, в состав которой входит математик, ей предстоит проанализировать представленные материалы и сделать определенные выводы по теме нашего задания.
Пока группы работают над моделями я вам предлагаю конкретные ситуации, произошедшие в разных странах, они нам помогут оценить взаимосвязь компонентов в экосистемах.
Слайд 5. Россия.
Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до 3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.
Укажите причину этого явления? Нет лососей – нет жемчужниц.
Но почему стрелка на слайде двойная, что дают моллюски рыбам?
Чистую воду, без которой икра не вызревает.
Слайд 6. Австралия.
Кроме эндемичной флоры и фауны Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте. В период завоевания Австралии европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько особей. Кролики, практически не имея естественных врагов, расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!
Кролики очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.
Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.
Предложите способы борьбы с этими монстрами, которые буквально съедали материк.
- Группы готовы и могут представить получившиеся у них системы.
На основании данных моделей мы можем показать пространственную организацию экосистемы, многочисленные связи между живыми организмами и рассмотреть возможные последствия при нарушении этих связей.
Например, что произойдет с системой, если будет произведен массовый отстрел крупных хищников – волков?
Слайд 6. Китай.
Но люди повторяют и повторяют допущенные однажды ошибки. Перед вами фотография, плакаты. Посмотрите на них внимательно. Люди с шестами на крышах, дети, убивающие птиц. Какое событие отражает этот слайд?
Китай – 1958 год – война с воробьями.
Слово нашим экспертам. Восстановление пищевых цепей. Подсчет убытков зерновых. Установление причинно-следственных связей.
Слайд 7. Таким образом, анализируя предоставленную нам информацию о событиях в Китае, Австралии и России, мы приходим к выводу, что человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.
Проблема сохранения биоразнообразия на Земле – это глобальная проблема всего человечества. Так все эти экосистемы, образуют систему высшего ранга – биосферу. Которая по словам Вернадского перешла в свою новою ипостась – ноосферу – сферу разума.
И закончить мастер класс я хочу еще одной системой – стихотворной. Эту систему восстановили участники детского жюри
Весенний вечер
Сергей Есенин
Тихо струится _______серебристая
В царстве вечернем зеленой ________.
________ садится за ______ лесистые.
Рог золотой выплывает ________
Слушает ласково _________глубокие
С запада розовой лентой ________
С нежностью смотрит на ______ далекие
И улыбается небу ________.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар "Формирование базовых понятий по биологии в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Четкое и прочное владение общебиологическими, базовыми понятиями можно сформировать используя системно-деятельностный подход. Реализация системнор деятельностного подхода в отдельно взятом...
Проектирование современного урока биологии в условиях реализации системно- деятельностного подхода
В работе рассказывается о проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС ООО. Приведен конспект урока биологии в 8 классе по теме "Движение крови по сосудам. ...
Совершенствование УМК как педагогическое условие реализации системно - деятельностного подхода на уроках географии
представлен авторский УМК "География 6 класс" ФГОС...
Формирование УУД учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании
Статья по результатом работы инновационной площадки 2013...
Методическая сессия:«Формирование и оценка метапредметных результатов в рамках реализации системно-деятельностного подхода» (мастер-класс)
Мастер-класс: "Проектируем и проводим метапредметный урок"На этапе внедрения стандартов нового поколения каждый учитель готовясь к уроку, старается определить не только целевые установки, но...
"Новый формат диалога учитель-ученик в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Данный методический материал представляет собой теоретичесую часть и вопросы для обсуждения в группе учителей английского языка в рамках семинара районного методического объединения....
Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Формирование УУД как условие реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников»...