Программа внеурочной деятельности "Живая география"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Программа разработана для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zhivaya_geografiya.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Языковский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с.Петровка муниципального района Борский Самарской области
Принята
с учетом мнения МО учителей
естественно-математического цикла
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Председатель МО ____________Н.Н. Арискина
Принята
с учетом мнения педагогического совета
Протокол № 1от 29.08.2014 г.
Председатель педагогического совета
_____________В.Н.Толстова.
Программа по внеурочной деятельности
«Живая география»
название программы
общеинтеллектуальное
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы 1 год
для обучающихся 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель: Зиновьева Оксана Николаевна
Ф.И.О.
учитель первой квалификационной категории
Языково, 2014
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС НОО, приказ № 373 от 6.10.2009 , ФГОС ООО приказ № 1897 от «17» декабря 2010 г., письмом министерства образования от 11.12.2006 г. № 06-1844, Уставом ГБОУ СОШ с. Петровка.
Назначение программы: программа построена на формирование школьниками знаний об истории и географии своего края, развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. Актуальность и перспективность: современный человек – это, прежде всего, человек компетентный, человек, готовый к переменам, деятельный, активный, интеллектуально развитый, коммуникабельный. Хорошо известно, что знания, добытые собственным трудом, являются самыми прочными. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, дает наиболее полное представление о мире. А познание требует использование таких методов, как наблюдение, работа на местности, умение использовать различные источники информации. Программа носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности, уметь оценивать результаты своих действий, видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, классифицировать по различным признакам, обсуждать парадоксальные проблемы, структурировать материал, доказывать верность своих идей.
Вид программы: модифицированная.
Цели программы – формирование научно-познавательного, духовно-нравственного и патриотического воспитания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к географии Самарской области.
Задачи программы: Образовательные: - познакомить учащихся с географией, промышленностью и населением Самарской области, культурными учреждениями, историей возникновения и развития малой родины; - повысить интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения; Развивающие: - развивать наблюдательность, самостоятельность и инициативу; - развивать способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки, ИКТ-компетентность. Воспитательные: - воспитывать патриотизм, бережное отношение к истории, культуре, природе родного края.
Программа полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, реализуемой в ГБОУ СОШ с.Петровка.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две стороны: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. При реализации программы формируется интерес к изучению природы родного края; углубляются уже имеющиеся знания о родном крае; изучаются и исследуются конкретные объекты природы; формируются представления о природных сообществах области, представления об охраняемых территориях России и своей области. Осуществляется развитие личности ребенка посредством знакомства с географией и историей родного края.
Программа предусматривает взаимосвязь с предметными областями, такими как «Литература», «История», «Биология», «Изобразительное искусство», «Технология».
Формы и методы работы: экскурсии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, практические работы, проекты, наблюдения.
Форма занятий: групповая.
Программа «Живая география» рассчитана для учащихся 6 класса. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество 34 часа. Продолжительность одного занятия - 40 минут. Срок реализации 1 год.
Место проведения занятий: кабинет географии, компьютерный класс, школьный музей.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:
- знать способы происхождения географических названий;
- знать, что обозначают символы на гербе области, Борского района;
- знать, какие неблагоприятные для сельского хозяйства погодные явления чаще всего наблюдаются в своей местности;
- знать, как используются воды в хозяйстве своей местности;
- знать, какие мелиоративные работы проводятся в ближайших к своей местности колхозах, хозяйствах, лесах, полях и около дорог. Как изменяются в результате этих работ природные условия и хозяйственное использование прилегающих территорий?
- знать основные типы почв области;
- знать растения, произрастающие на территории области, их значение;
- уметь определять растения;
- знать животных леса, луга, водоема и другими типов местообитания;
- знать какие меры принимаются по охране животных, какие созданы заповедники и национальные парки на территории своей области;
- принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц;
- знать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для района (основные сроки охоты);
- перечислять виды зверей и птиц, на которых охота запрещена;
- знать, какие мероприятия проводятся сельскими организациями, лесными хозяйствами по более рациональному использованию сельскохозяйственных земель, а также лесов, болот и водных пространств;
- знать какие производства развиты в области, районе;
- знать какие народы проживают в Самарской области, их обычаи, традиции;
- знать известных писателей, поэтов, художников, музыкантов области, их произведения;
- знать театры, музеи, достопримечательности, народные промыслы;
- знать исторические события, происходившие на территории области;
- знать какие достопримечательности признаны в области памятниками культуры;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Самарской области - субъекта Российской Федерации;
- природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на локальном и региональном уровне;
Уметь:
- показывать на карте Самарскую область, районы области, села;
- соотносить даты событий истории Самарского края с основными периодами отечественной истории;
- рассказывать о важнейших событиях истории и их участниках;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсии;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения родного края;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов области, адаптации человека к местным условиям, их влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую характеристику родного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников;
- ориентироваться на местности и читать карты различного содержания;
- высказывать собственные суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов.
Личностные результаты: – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; – сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии Самарской области, интеллектуальных умений (строить рассуждения, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам и памятникам архитектуры.
Метапредметные результаты: – овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, умения работать с разными источниками географической информации: находить необходимую информацию в различных источниках (научно-популярной литературе, географических словарях и справочниках), анализировать ее и оценивать; – формирование и развитие ИКТ-компетентности (работа с интерактивными картами и другими интерактивными средствами, набор текста, работа с интернет-источниками, подбор иллюстраций); – способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; – становление умений адекватно использовать речевые средства для беседы, сравнивать разные точки зрения; – овладение умением находить и использовать причинно-следственные связи; – способность узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: – овладение картографическими методами работы на уроке; – овладение методами географической науки: наблюдение и описание географических объектов и процессов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: – формирование этнического самосознания; – формирование патриотических качеств.
3. В сфере трудовой деятельности: – знание и соблюдение правил работы в кабинете географии; – соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере: – овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты географии Самарской области.
Форма выражения итога, результата – выставка и защита проектов достижений детей, выступления, участие в конкурсах, интеллектуальных играх, турнирах. Работы обучающихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях и т.д.
Тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1. | Введение. Самарская область. Где мы в России? | 2 | - | |
2. | Поверхность и полезные ископаемые. | 1 | 1 | |
3. | Погода в нашем крае. | 1 | 1 | |
4. | Водоемы. | 1 | 1 | |
5. | Почвы. | 1 | - | |
6. | Растительность. Растительные природные сообщества Самарского края. Разнообразие видов растений в Самарской области. Растения лесов. Растения лугов, водоемов и болот. Растения степей. Редкие растения области. Значение растений. | 5 | 2 | |
7. | Животный мир. Животные природные сообщества Самарского края. Сообщество животных леса. Сообщество животных водоема. Сообщество животных лугов. Сообщество животных степи. Редкие и исчезающие животные Самарской области. | 4 | 2 | |
8. | Охрана природы. Красная книга – международное сотрудничество в охране природы. Территориальные формы охраны природы: заповедник имени И.И.Спрыгина Национальные парки на территории Самарской области: «Самарская Лука», «Бузулукский бор». | 4 | - | |
9. | Хозяйство. | 1 | - | |
10. | Население. | 1 | - | |
11. | Культура. | 1 | 1 | |
12. | Из истории края. Охрана памятников истории и культуры. | 2 | 2 | |
ИТОГО | 24 | 10 |
Содержание программы
Введение. Географическое положение Самарской области, Борского района, села Языково. Работа с географической картой. Происхождение географических названий. Символика области, района.
Поверхность и полезные ископаемые. Геологическая карта области и размещение полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых в хозяйстве. Особенности рельефа. Работа с геологической физической и картами Самарской области. Экскурсия в урочище Капралов.
Погода в нашем крае. Климат области. Наблюдение за погодой. Погодные явления. Работа с климатической картой Самарской области. Экскурсия в природу.
Водоемы. Реки, источники, находящиеся в области, районе, селе. Использование воды в хозяйстве. Мелиоративные работы. Топонимика. Работа с физической картой Самарской области. Конкурс фотографий. Экскурсия на р. Кутулук. Проект "Водные источники нашего села".
Почвы. Виды почв на территории области. Работа с почвенной картой Самарской области.
Растительность. Растительные природные сообщества области. Значение растений в природе и жизни человека. Редкие и исчезающие растения. Охрана растений. Экскурсия в природу. Проекты: "Лекарственные растения Самарской области", "Редкие и исчезающие растения Самарской области", "Растения -индикаторы".
Животный мир. Животные природные сообщества Самарской области. Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Конкурс фотографий. Экскурсии: в национальный парк "Бузулукский бор", Борский краеведческий музей. Проект: "Животные - эндемики Самарской области".
Охрана природы. Охраняемые природные объекты области (района). Национальные парки: "Бузулукский бор", "Самарская Лука" , заповедник имени И.И.Спрыгина. Проект: "Национальные парки Самарской области".
Хозяйство. Сельское хозяйство и промышленность Самарской области. Экскурсия в школьный музей, сельскую библиотеку. Проекты: "Сельское хозяйство. Растениеводство колхоза "Луч Ильича", "Промышленность Самарской области".
Население. Численность населения. Национальный состав. Фольклор. Конкурс рисунков, поделок.
Культура. Культурные ценности Самарской области. Театры, музеи, достопримечательности, народные промыслы. Известные писатели, поэты, художники, музыканты области, района, села их произведения. Семья Аксаковых и село Языково. Встреча с местными поэтами О. Брюхановой, Ю.Михайловым. Экскурсия в школьный музей, сельскую библиотеку.
Из истории края. Исторические события. Памятники. Охрана памятников истории и культуры. Встреча с писателем и краеведом, участником ВОВ М.Т.Шишкановым. Участие в мероприятиях "Марафона Победы".
Список литературных источников
Список литературы для учителя:
- Алексушин Г.В. Самароведение: учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во САГМУ, 2012
- Видеофильм «Самарская Лука».
- Воронин В.В, Гавриленкова В.А. География Самарской области. Пособие для учащихся 8-9 классов средней школы. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
- Ларина М.Ф, Файзулина Э.Ш, Рахимкулов Е.Р. Аксаковская земля. Уфа, 2013.
- Мишинина Е.В. Дворянская усадьба Языково (Богородское) в судьбе Аксаковых. Оренбург, 2014.
- Петрова Т.Е, Кузина Г.Е. Золотое кольцо Аксаковского Поволжья. Литературный путеводитель по аксаковским местам Поволжского региона. Уфа, 2014.
- Пименов Н.Н., Плохова Е.Н, Требунских Л.В.Борский район в XX веке. Историко-статистический сборник.
- Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение: учебное пособие. Самара: Изд-во «НТЦ», 2011.
Список литературы для обучающихся:
- Зепнова Н. География села Языково Самарской области. Самара, 2011.
- Клепинина З.А, Клепинина Е.В. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. М.: Издательство «Ювента», 2010.
- Шнырев В.В, Гнатишин В.Н, Матвеев В.И, Савина С.В, Симонов Ю.В. Атлас Самарской области. Самара, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности география 5 класс
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности по географии для обучающихся 5 класса "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная география" расчитана на обучающихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с ФГОС. Содержание программы: Введение. 1. Географическое познание на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...