Доклад на районном методическом объединении
учебно-методический материал по географии на тему

Медкова Надежда Ивановна

"Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  на уроках географии.

                                                                   Единую задачу воспитания можно

                                                                   целиком выразить в одном только

                                                                   слове: нравственность.

                                                                                                     Иоган Гербарт

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена  скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Кто как не  мы учителя, имеющие возможность влияния на воспитание ребенка, должны уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Школа пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание  школьников. Педагоги пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, интеллектуально развитую личность.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Однако духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Велика роль семьи, но научить родителей быть духовными нельзя.

Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только личный пример  может дать результаты. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность  учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения.

Естественно, что воспитание зависит  от личного примера учителя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства  школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя, к месту приведенный негативный пример помогает удержать школьника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

В духовно-нравственном воспитании сегодня стоят следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе.

Решить поставленные задачи, воспитать духовную личность возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

В современном обществе вместо возвращения к исконно русской культуре, являющейся основой духовно-нравственных ценностей для большинства населения страны, и культурам других российских национальностей средствами массовой информации насаждается псевдокультура, признающая ценность денег, удовольствия, потребления и развлечений. Это приводит к деформации традиционных нравственных установок россиян. В связи с этим, есть опасение, что мы можем потерять российскую культуру, православную веру, национальные традиции, ведь некоторые дети легко поддаются соблазнам и искушениям.

 И не случайно, изменения в социальной жизни нашей страны, модернизация системы  образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики, национальной и мировой культуры.

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделяет основные базовые ценности, которые должен воспитать учитель: человек, Родина, многонациональность России и мира, семья, труд, искусство, наука, религия, природа. Бесспорно, на уроках географии могут и должны формироваться все базовые ценности, но на мой взгляд, особое внимание стоит уделить следующим: природа, многонациональность России и мира.

 Ценность человеческой жизни тесно связана с отношением к природе как к жизненно важной среде. Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни. Потребительское отношение к природе становится опаснейшим явлением, грозящим экологическими катастрофами для всего человечества. Одним из способов их решения становится перестройка отношений между человеком и окружающей средой. Л.Н. Толстой высказывает мысль о том, что ребёнка  развивает и воспитывает сама жизнь и окружающая среда.

 Действительно, через отношения к человеку, к природе формируются такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность.  Сельская школа имеет ряд преимуществ, среди которых: низкая наполняемость классов позволяет преподавание на основе индивидуального подхода к каждому ребёнку, проведение массовых праздников и мероприятий с участием всех детей и работников школы, эффективное наблюдение за образованием ребёнка, его семьёй и социальным положением, особая атмосфера доверительного общения между детьми и учителями. На школу возлагается важная роль в жизни сельского общества: сельские учителя – представители интеллигенции, способные дать детям знания, воспитать нравственные качества, сформировать мировоззрение, влиять на культурный уровень всего села.

 Воспитание уважения к другим народам и странам особенно важно, ведь средства массовой информации иногда дают о них противоречивую информацию, порождая национализм, неуважение и непонимание обычаев и жизни других народов. Все чаще в Интернете появляются сайты с националистическим содержанием. Подростки забывают, что их страна многонациональная, появляется недоверие, агрессия к другим этносам.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках географии должно включать:

1. Подачу материала урока, обязательно выделяя нравственную составляющую в каждой изученной теме в правильной и понятной для детей форме;

2.Воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов;

3.Воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.

 Проработав в сельской школе  20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, духовно-нравственному воспитанию способствует   дополнительное образование во внеурочной деятельности.

 Важную роль играет краеведение. Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому своего края.  И учителя географии в содружестве с учителями истории, биологии могут стать главными помощниками детей.

Литература:                                            

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.-М., 2000.

     2.Васильев В. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000. - № 9.

     3.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М,   Тишков В.А. -  М.:  «Просвещение», 2009

   4.Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.  

5.Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников.-М., 1998.

6.Лагодина Е.Н. проблемы нравственного воспитания детей в Росси

    -М. Просвещение, 2006.

 7.Рачинский С.А. Сельская школа: С.статей/Сост. Л.Ю. Стрелкова. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для районного методического объединения классных руководителей

Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми...

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

Доклад на районном методическом объединении учителей истории

Тема доклада:Интеграция содержания истории и краеведения-ресурс социализации учащихся....

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"

Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...

Доклад на районном методическом объединении учителей - логопедов.

Арт - терапия как средство познавательно - речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Доклад на районном методическом объединений учителей математики и ИКТ.

Доклад  на районном методическом объединений учителей математики и ИКТ....