Доклад для районного методического объединения классных руководителей
материал (9 класс) на тему
Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._s_odaryonnymi_detmi.zip | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа № 2
Районный семинар руководителей методических объединений классных руководителей
«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»
Руководитель ШМО классных руководителей:
Афонина О. А.
30 сентября 2014 год
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных.
К. Юнг.
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей классному руководителю необходимо выполнять ряд условий.
Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
- принцип помощи, наставничества
- принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)
Обратимся к эпиграфу нашего семинара. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных. В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности, в школе.
Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны.
Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок. Это проблема в общении с учителями.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
- способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
- интеллект выше среднего;
- настойчивость и целеустремленность;
- творческое начало;
- профессиональная и эмоциональная зрелость;
- эмоциональная стабильность;
- широкий круг интересов и умений;
- чувство юмора;
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
- Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей
- Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
- Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей (диагностика одаренности)
- Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями предметниками, родителями)
- Развитие одаренности (особенно творческой)
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы работы классного руководителя:
Классные часы.
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи - позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Работа совместно с родителями
- Праздники семьи «В кругу семьи» Семейные увлечения.
- «Четыре способа обрадовать маму».
- Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
- Семейная геральдика. Талисман семьи. Гороскоп семьи
- Географическая карта моей родословной.
- Я и моя школа.
Творческие мастерские
- «Составление правил для решения наших проблем»
- «Учимся на собственных ошибках»
- «Строим дом своего здоровья»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
В план воспитательной работы с одарёнными детьми необходимо включать:
Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);
- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- Создание портфолио одаренных детей;
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- включение детей в работу дополнительного образования;
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.
Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одарённости. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях любого ребёнка можно развить до уровня одарённости. Другие подчёркивают уникальность одарённости.
Внеурочную работу с одарёнными учащимися классный руководитель выстраивает на основе выявления одарённости по видам деятельности.
В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.
В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ.
В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.
В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.
Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.
Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей
Неблагополучная семья...
Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"
Формы и метод работы с неблагополучными семьями Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...