Доклад для районного методического объединения классных руководителей
материал (9 класс) на тему
Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа № 2
Районный семинар руководителей методических объединений классных руководителей
«Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми»
Руководитель ШМО классных руководителей:
Афонина О. А.
30 сентября 2014 год
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных.
К. Юнг.
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей классному руководителю необходимо выполнять ряд условий.
Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
- принцип помощи, наставничества
- принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)
Обратимся к эпиграфу нашего семинара. Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных. В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности, в школе.
Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны.
Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок. Это проблема в общении с учителями.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
- чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
- способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
- интеллект выше среднего;
- настойчивость и целеустремленность;
- творческое начало;
- профессиональная и эмоциональная зрелость;
- эмоциональная стабильность;
- широкий круг интересов и умений;
- чувство юмора;
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
- Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей
- Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
- Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
- Выявление одаренных детей (диагностика одаренности)
- Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями предметниками, родителями)
- Развитие одаренности (особенно творческой)
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы работы классного руководителя:
Классные часы.
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи - позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Работа совместно с родителями
- Праздники семьи «В кругу семьи» Семейные увлечения.
- «Четыре способа обрадовать маму».
- Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
- Семейная геральдика. Талисман семьи. Гороскоп семьи
- Географическая карта моей родословной.
- Я и моя школа.
Творческие мастерские
- «Составление правил для решения наших проблем»
- «Учимся на собственных ошибках»
- «Строим дом своего здоровья»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
В план воспитательной работы с одарёнными детьми необходимо включать:
Диагностику склонностей учащихся (оформление в дневниках кл. руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей);
Участие детей в конкурсах различного плана (внутришкольные, районные, областные);
- Обсуждение на пед. Совете (либо на заседании МО классных руководителей) темы «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики);
- Создание портфолио одаренных детей;
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей;
- Привлечение детей к участию в коллективных творческих делах, раскрывающих наиболее полно их способности.
- включение детей в работу дополнительного образования;
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.
Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одарённости. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях любого ребёнка можно развить до уровня одарённости. Другие подчёркивают уникальность одарённости.
Внеурочную работу с одарёнными учащимися классный руководитель выстраивает на основе выявления одарённости по видам деятельности.
В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.
В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ.
В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.
В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.
Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.
Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика, Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "10 секретов успешного проведения родительского собрания".2015г.
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-528617-1416077821.jpg)
Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-1290572-1605691462.jpg)
Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"
Формы и метод работы с неблагополучными семьями Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...