Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"
материал на тему
Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tselenapravlen-noe_razvitie_poznavatelnyh_strategiy_shkolnikov.pptx | 607.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методологическая основа ЦРПС Принцип развития психических явлений «внешнее через внутреннее» Сергея Леонидовича Рубинштейна Формирование предметных компетенций должно происходить с учетом уже сложившихся в опыте ученика глубинных познавательных структур (познавательных стратегий)
С 2007 года осуществляется внедрение ЦРПС в практику работы школ Владимирской области (более 250 участников из 21 города). С 2010 года открыта областная экспериментальная площадка "Развитие познавательных стратегий школьников» под руководством Плигина Андрея Анатольевича.
С 1993 года А.А. Плигин ведет активную научно-исследовательскую деятельность в области педагогической психологии и педагогики, является автором множества статей, книг, научно-методических сборников, учебных пособий, монографий ("Личностно-ориентированное образование: история и практика", "Познавательные стратегии школьников"), а также создателем авторской концепции личностно-ориентированного образования, ядром которой является концепция и технология "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников" (ЦРПС).
Познавательная стратегия – искусство планирования , руководства, общий план действий, видение своих целей и средств их достижения.
Концепция и технология ЦРПС позволяет развить у школьников: 1) субъектность (самостоятельность и инициативу) 2) познавательные способности 3) управленческие и рефлексивные умения 4) умение учиться и обучаемость 5) интеллектуальные операции 6) предметные компетенции В данной образовательной модели предполагается передача управления учением «в руки ученика», он становится субъектом в образовательном процессе, в его руках находится осознанное управление деятельностью и собственным развитием.
Виды познавательных стратегий : Микростратегии – раскрывают взаимосвязь внутренних мыслительных операций (например, стратегия написания словарных слов, стратегия счета в уме) Макростратегии – раскрывают значимые взаимосвязи мыслительных операций с внешними элементами деятельности (например, стратегия решения задач, стратегия конспектирования текста)
Виды познавательных стратегий : Индивидуальные – состоят из элементов, характерных только для конкретного человека. Универсальные – состоят из элементов, свойственных большинству людей. Общеучебные – играющие роль в изучении любых школьных предметов. Специальные – относящиеся к какой-то конкретной области знаний.
Микростратегия написания словарных слов : услышал слово, написание которого необходимо проверить; проговорил несколько раз слово «про себя» ; спросил себя, могут ли быть другие варианты ; проговорил несколько вариантов слов; один из вариантов звучал красивее ; написал понравившийся вариант.
Универсальная стратегия написания словарных слов : услышал слово , написание которого необходимо проверить; зрительно вспомнил образ слова; мысленно выделил фрагмент слова , требующий орфографической зоркости; зрительно создал возможные варианты написания ; сравнил образы слов между собой; понял, что только один вариант сильно отличался от других и вызывал чувство знакомости ; записал полученный вариант.
Общеучебные познавательные стратегии Специальные стратегии Стратегия чтения учебного текста Стратегия запоминания иностранных слов Стратегия определения понятия Стратегия анализа фрагмента поэтического произведения Стратегия подготовки к пересказу Стратегия запоминания исторических дат Стратегия конспектирования, реферирования Стратегия восприятия света и тени на рисунке Стратегия выполнения упражнений на воспроизводство Стратегия прогноза химических свойств соединений Стратегия решения типовых задач Стратегия создания поэтического текста
Методы анализа : составление вопросника/листа анализа стратегии; комментирование своих действий по ходу деятельности ; наблюдение за деятельностью по специальному плану; анализ видеозаписи деятельности по специальному плану.
Методы развития : составление памятки/инструкции для воспроизведения шагов стратегии; разработку системы упражнений по развитию каждого шага стратегии (технологии самообучения); демонстрацию учителем шагов стратегии с комментариями к каждому шагу выполнения; прохождение шагов стратегии под руководством учителя с комментариями по ходу и последующим анализом процесса и результата; создание дидактической сказки для неявного развития стратегии; моделирование специального тренинга; моделирование образовательной технологии (урока, занятия , модуля, цикла уроков и занятий) междисциплинарной или предметной.
Преемственность развития общеучебных познавательных стратегий: усвоение понятия ; смысловое чтение текста; пересказ ; выполнение упражнения; решение задачи; усвоение теоретических знаний; выполнение контрольной работы; выполнение учебных тестов.
Схема урока целенаправленного развития познавательных стратегий Целеполагание учителем и учениками Актуализация опыта или проявление стратегии Обратная связь по содержанию Рефлексия стратегии Анализ эффективности стратегии, обобщение Развитие стратегии: замена элементов или целиком Опыт использования стратегии Итоговое обобщение и контроль
Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М: КСП+, 2003. - 432 с. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М., 2007. - 538 с. Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М: Айрис-Пресс, 2004. - 28 с. Плигин А.А., Максименко И.М. "Личностно-ориентированное обучение английскому языку". С-Пб : " Прайм-ЕВРОЗНАК ", 2005. - 266 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы на 2011-2012 учебный год
План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературына 2011-2012 учебный год...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Доклад на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы "Сетевые сообщества учителей"
Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе педагога...
Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»
ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы Киреевского района за 2021-2022 учебный год...