Доклад на районном методическом объединении учителей - логопедов.
статья на тему
Арт - терапия как средство познавательно - речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_logopedov.docx | 37.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГКОУ РМ «ИНСАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
ДОКЛАД
«Арт – терапия как средство познавательно – речевого и личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Воспитатель: Кожевникова Е.В
2017 год
(Слайд 1)
(Слайд 2)
Актуальность проблемы:
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников школы - интерната к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях. В связи с этим, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Важное место в учебно – воспитательном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает воспитанников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно – развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушением интеллекта.
Общеизвестным фактом является то, что характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально – волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно – перцептивная сфера ребенка. У умственно отсталых детей крайне низкая работоспособность. Работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт – терапия. Ознакомившись с различными методическими материалами по этой теме, я несколько лет использую виды арт – терапии в работе со своими воспитанниками.
(Слайд 3)
Теоретическая база:
Сегодня в мире накоплен определенный опыт применения достижения арт – терапии в образовательной среде. Арт – терапия считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми, основанном на интеграции изобразительной деятельности и терапии (термин «терапия» в педагогике рассматривается как сохранение психического здоровья ребенка).
Арт – терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества, где важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.
Эффективность использования арт - терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами. В данном направлении мною изучены работы Алексеевой Майи Юрьевны, Лебедевой Людмилы Дмитриевны,
(Слайд 4)
Медведевой Елены Алексеевны, Левченко Ирины Юрьевны. В своих публикациях они подробно освещают воздействие разных средств искусства на обучающихся, которые позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений познавательно - речевых процессов и отклонений в личностном развитии.
Исследования, проведенные под руководством Лебедевой Людмилы Дмитриевны, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
(Слайд 5)
(А) Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
(Б) Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
(В) Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
(Г) Развивающие. Благодаря тому, что в ходе деятельности складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляется с трудной ситуацией, происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
(Слайд 6)
Практическая деятельность:
В группе, где я работаю, у детей диагноз – олигофрения в степени дебильности, что само по себе подразумевает недоразвитие познавательной сферы. У некоторых детей диагноз отягощен эмоционально – волевыми нарушениями. Все дети имеют проблемы с речью.
С целью создания оптимальных условий для познавательно – речевого и личностного развития детей предусматриваю специальные занятия, в которые внедряю арт – терапевтические методы. Их существует большое разнообразие. Кратко перечислю методы, которые я использую в своей работе.
(СЛАЙД 7)
Библиотерапия – коррекция посредством чтения и пересказа художественных книг. Я применяю следующие формы работы: посещение библиотеки и коллективное чтение книг, рассматривание книг и журналов, чтение с последующим пересказом, ознакомление с аудио - и видеокнигами, инсценировка литературных произведений, разгадывание загадок и логопедические игры.
(СЛАЙД 8)
Изотерапия– коррекция посредством изобразительной деятельности.
(СЛАЙД 9)
Музыкотерапия – вид арт – терапии, где музыка используется в коррекционных целях.
(СЛАЙД 10)
Игровая терапия - метод коррекции посредством игры.
(СЛАЙД 11)
Сказкотерапия– воздействие чтением сказок, вызывающим положительные эмоции.
(СЛАЙД 12)
Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе).
(СЛАЙД 13)
Имаготерапия – терапия театральным искусством. Здесь я использую и пальчиковый театр, и инсценирование различных сказок, народных традиций.
(СЛАЙД 14)
Танцетерапия – терапия посредством танцевального искусства.
(Слайд 15)
Каждое игровое занятие носит интегрированный характер и включает три части – вводную, основную и заключительную.
- Вводная часть, целью которой является создание положительного настроя на совместную деятельность, общение. В своей работе я использую такие упражнения: «Здравствуй солнце золотое», «Здравствуйте, я рада вас видеть», «Рукопожатие».
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Здесь же я использую кинезиологические упражнения. Цель: стимуляция интеллектуального развития. Упражнения: «Кулак. Ребро. Ладонь», «Энергетическая зевота».
- Основная часть. Сюда входят игры, дидактические упражнения, игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательно – речевых процессов, моторики и всей личности в целом. Это всевозможные ролевые игры, работа со скрытой картинкой, «Четвертый лишний», определение последовательности в серии картинок, обводка, штриховка, лепка, аппликация, рисование, чтение, театрализация…
Также это может быть психогимнастика и этюды. Цель: развитие мимики и пантомимики. Упражнения: «Изобрази хитрую лису, трусливого зайчика», «Тряпичная кукла и солдат», «В магазине зеркал».
- Релаксационные упражнения, следуют за основной частью. Их цель: развитие умения расслабляться и распределять свои силы. Я использую следующие упражнения: «Путешествие на облаке», «Райский сад», «Радуга».
- Заключительная часть занятия — это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из "мира свободы, фантазии и игры" в "мир реальности и обязанностей". Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями. Такому обсуждению помогают вопросы типа: «Что вы сегодня создали?», "Во что мы сегодня играли?", "Как мы сегодня играли?", "Что понравилось и что не понравилось, почему?" С целью сплочения детского коллектива задаю вопросы типа: "Хочешь ли ты кого-нибудь поблагодарить за помощь? За хорошую игру? За выдумку?" или "Кому хочешь сказать "спасибо" за сегодняшний день?". "Почему?", или "Кто хочет сказать хорошее слово?" и т.д.
(Слайд 16)
Все занятия строятся при соблюдении основных методологических принципов:
- развитие психических процессов через перестройку и развитие мотивационной среды ребенка;
- использование наглядных, практических и словесных методов;
- организация развивающей работы строится на основе индивидуального подхода;
- игровая форма занятий с целью стимулирования заинтересованности;
- доброжелательные отношения с детьми;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения детей;
- развитие способности самостоятельной оценки своей работы.
(Слайд 17)
Основная цель моих занятий – не научить ребенка рисовать или танцевать, а помочь средствами арт – терапии справиться с проблемами, дать выход энергии. Поэтому при организации занятий основными задачами, которые я ставлю перед собой, являются:
- развитие познавательно – речевой активности, через использование средств арт – терапии;
- использование ресурсов изотерапии, песочной терапии для коррекции мелкой моторики детей;
- использование ресурсов танцетерапии для коррекции движений;
- использование сказкотерапии, библиотерапии для решения целого ряда задач: обучения, воспитания, развития личности, коррекции речи, поведения;
- расширение кругозора детей, привитие любви к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию;
- развитие уверенности в себе;
- гармонизация эмоционального состояния;
- вовлечение в педагогический процесс каждого ребенка
- способство сплочению детского коллектива.
Выводы и перспективы:
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа в данном направлении дает определенные результаты. Дети стали лучше разговаривать, их речь стала более связной. В связи с этим они стали активнее на занятиях, более спокойны, с удовольствием общаются друг с другом, делятся всем хорошим, что происходит с ними за день. Но пока это только ростки, необходимо продолжать эту работу ежедневно. О полной эффективности исправления недостатков говорить еще рано.
Поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в этом направлении мною будет продолжаться.
В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с познавательно – речевым и личностным развитием детей, для дальнейшей их социализации в современной жизни.
В заключении хотелось бы отметить, что непременным условием успешности учебно – воспитательного процесса является любовь педагога к детям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, принимаю его таким, какой он есть и постараюсь сделать его лучше настолько, насколько мне позволит моя любовь к нему, желание помочь ему максимально реализовать его скрытые возможности и педагогическое мастерство. Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Ребенок любознателен по своей натуре и я постараюсь, чтобы он оставался таким как можно дольше, тогда и научиться он сможет большему.
Литература:
- Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
- Глазунова Л. И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки : учебно-методическое пособие / Л. И. Глазунова. – Белгород: БелГУ, 2004. – 116 с.
- Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития.- СПб.: Речь, 2002.
- Колеошкина С. Н. Арт-терапевтические технологии учителя-логопеда // Школьный логопед. – 2007. – № 2.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
- Лебедева Л.Д. Арт-терапия в системе педагогического образования / Личность: образование, воспитание, развитие. - Сб. статей и научных материалов. – Ульяновск: УлГПУ, 2002.
- Лебедева, Л. Д. Арттерапевтические занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. -№ 1. – С. 116-127.
- Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений - М. :Academia, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"
Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов и дефектологов. Тема: «Интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание»
В этой работе раскрыты основные направления развития детей и образовательных областей. Широко представлена интеграция образовательных областей «Социализация» и «Познание» с другими образовательн...
Доклад на районном методическом объединении учителей истории
Тема доклада:Интеграция содержания истории и краеведения-ресурс социализации учащихся....
Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"
Доклад на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы "Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников"...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: "Профилактика дисграфии у дошкольников - залог успешного обучения в школе"...
Доклад на районном методическом объединений учителей математики и ИКТ.
Доклад на районном методическом объединений учителей математики и ИКТ....
План работы районного методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений Белоярского района на 2021-2022 учебный год
Цель: Повышение профессиональной компетентности и активности участников РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов....