Конспект урока естествознания в 5 классе на тему "Многообразие явлений природы"
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему
Урок № 22
Дата: 17.02
Предмет: Естествознание.
Класс: 5
Тема урока: Многообразие явлений природы §35.
Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;
- развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;
- формировать прочную систему знаний по курсу.
Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация.
Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:
1. Какие силы природы вы знаете?
2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.
3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?
III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)
Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.
Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек живет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений. Излучение света Солнцем и звездами, радуга, полярное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ночных животных - яркий пример световых явлений.
Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без них не обойтись в окружающем нас мире. Представьте себе кино без звука.
Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.
Мы не сможем посмотреть телевизор или воспользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.
Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела происходило в результате химических явлений. Они связаны с превращением одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пирога под действием тепловых и химических явлений из набора продуктов мы получаем абсолютно новое соединение.
Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миграции у животных - примеры биологических явлений.
Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и давления воздуха - результат метеорологических явлений.
- Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.
Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое явление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекращается активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выходят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобовых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодержащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.
Демонстрация опытов (магнитные явления).
«Загадки-шарады»
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток)
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром)
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть)
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз)
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса)
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен)
7. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
8. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. (Мороз).
Работа с учебником – в параграфе 35 выписать явления природы.
IV. Закрепление новой темы:
1. Что называется явлениями природы?
2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?
3. Как образуется ветер?
4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.
V. Подведение итогов. Домашнее задание: §35, задания в рабочей тетради, зарисовать схему 95 в тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока 5 класс | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 22
Дата: 17.02
Предмет: Естествознание.
Класс: 5
Тема урока: Многообразие явлений природы §35.
Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;
- развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;
- формировать прочную систему знаний по курсу.
Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация.
Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).
II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:
1. Какие силы природы вы знаете?
2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.
3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?
III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.
- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)
Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.
Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек живет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений. Излучение света Солнцем и звездами, радуга, полярное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ночных животных - яркий пример световых явлений.
Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без них не обойтись в окружающем нас мире. Представьте себе кино без звука.
Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.
Мы не сможем посмотреть телевизор или воспользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.
Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела происходило в результате химических явлений. Они связаны с превращением одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пирога под действием тепловых и химических явлений из набора продуктов мы получаем абсолютно новое соединение.
Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миграции у животных - примеры биологических явлений.
Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и давления воздуха - результат метеорологических явлений.
- Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.
Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое явление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекращается активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выходят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобовых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодержащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.
Демонстрация опытов (магнитные явления).
«Загадки-шарады»
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток)
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром)
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть)
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз)
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса)
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен)
7. Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман)
8. Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит. (Мороз).
Работа с учебником – в параграфе 35 выписать явления природы.
IV. Закрепление новой темы:
1. Что называется явлениями природы?
2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?
3. Как образуется ветер?
4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.
V. Подведение итогов. Домашнее задание: §35, задания в рабочей тетради, зарисовать схему 95 в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
План-конспект урока естествознания в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме "Из чего состоит почва"
Знакомство учащихся с составом почвы и ролью её составных...
Урок-семинар на тему "Свет - удивительное явление природы".
Цель урока-семинара: закрепить и расширить знания по данной теме....
Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»
Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...
Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"
Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...
План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия людей зимой».
Технологическая карта урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека». План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия л...
Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»
Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...