Конспект урока естествознания в 5 классе на тему "Многообразие явлений природы"
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему

Ахметбекова Гульнара Сагынтаевна

Урок № 22

Дата: 17.02

Предмет: Естествознание.

Класс: 5

Тема урока: Многообразие явлений природы §35.

Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;

                       - развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

                      - формировать прочную систему знаний по курсу.

Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация.

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:

1. Какие силы природы вы знаете?

2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.

3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?

 

III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает. 
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса. 
Человек и время года – 
Это все вокруг … природа. 


- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек жи­вет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнит­ных явлений. Излучение света Солнцем и звездами, радуга, поляр­ное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ноч­ных животных - яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без них не обойтись в окружаю­щем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услы­шим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или вос­пользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела про­исходило в результате химических явлений. Они связаны с превраще­нием одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пи­рога под действием тепловых и химических явлений из набора про­дуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миг­рации у животных - примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и дав­ления воздуха - результат метеорологических явлений.

 

- Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.

 

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое яв­ление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекраща­ется активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выхо­дят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобо­вых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодер­жащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

 

Демонстрация опытов (магнитные явления).

 

«Загадки-шарады» 
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток) 
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром) 
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть) 
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз) 
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса) 
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен) 

7. Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко, 
Стало видно далеко. (Туман)

8. Старик у ворот 
Тепло уволок, 
Сам не бежит, 
Стоять не велит. (Мороз). 

 

Работа с учебником – в параграфе 35 выписать явления природы.

 

IV. Закрепление новой темы:

1. Что называется явлениями природы?

2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

3. Как образуется ветер?

4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

V. Подведение итогов. Домашнее задание: §35, задания в рабочей тетради, зарисовать схему 95 в тетрадь.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план урока 5 класс38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 22

Дата: 17.02

Предмет: Естествознание.

Класс: 5

Тема урока: Многообразие явлений природы §35.

Цель урока: - дать понятия о явлении природы, их многообразии и взаимосвязи;

                       - развитие умения анализировать, сравнивать, строить аналогии;

                      - формировать прочную систему знаний по курсу.

Средства обучения: иллюстрации и рисунки в учебнике, презентация.

Методы обучения: рассказ, с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Орг. момент. (поприветствовать класс и отметить отсутствующих).

II. Актуализация знаний: Опрос домашнего задания производится устно:

1. Какие силы природы вы знаете?

2. Дайте понятие и приведите пример силы трения.

3. Кто открыл силу тяготения? В чем ее суть?

III. Объяснение нового материала (мотивация к уроку):

Посмотри, мой милый друг, 
Что находится вокруг? 
Небо светло – голубое, 
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет, 
Тучка в небе проплывает. 
Поле, речка и трава, 
Горы, воздух и листва, 
Птицы, звери и леса, 
Гром, туманы и роса. 
Человек и время года – 
Это все вокруг … природа. 


- Какая тема нашего урока? (Явления природы.)

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек живет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений. Излучение света Солнцем и звездами, радуга, полярное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ночных животных - яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без них не обойтись в окружающем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или воспользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела происходило в результате химических явлений. Они связаны с превращением одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пирога под действием тепловых и химических явлений из набора продуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миграции у животных - примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и давления воздуха - результат метеорологических явлений.

- Для того, чтобы снять вашу усталость, давайте проведем физминутку.

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое явление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекращается активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выходят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобовых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодержащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

Демонстрация опытов (магнитные явления).

«Загадки-шарады» 
1. Я есть направленное движение заряженных частиц, но поставь предо мною две буквы, превращусь в зимнее развлечение (ток – каток) 
2. Я грозное природное явление и начинаюсь с буквы «г», а поменяй на букву «б», тотчас стану иным перевоплощением – химическим элементом (гром – бром) 
3. Я очень грозное стихийное явление, но, если уберешь последнюю букву «ч», а прибавишь две другие, стану естественным концом для всего живого (смерч – смерть) 
4. С буквой «б» я результат природного явления, а с буквой «п» – награда в конкурсах и играх (бриз – приз) 
5. С буквой «р» я образуюсь ранним утром на растении, но отними ее, и я улечу, порхая прозрачными крылышками (роса – оса) 
6. Я вода в твердом состоянии, но поменяй последнюю букву на «н», превращусь в растение (лед – лен) 

7. Молоко над речкой плыло, 
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко, 
Стало видно далеко. (Туман)

8. Старик у ворот 
Тепло уволок, 
Сам не бежит, 
Стоять не велит. (Мороз). 

Работа с учебником – в параграфе 35 выписать явления природы.

IV. Закрепление новой темы:

1. Что называется явлениями природы?

2. Какие биологические и метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

3. Как образуется ветер?

4. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

V. Подведение итогов. Домашнее задание: §35, задания в рабочей тетради, зарисовать схему 95 в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Урок-семинар на тему "Свет - удивительное явление природы".

Цель урока-семинара: закрепить и расширить знания по данной теме....

Конспект урока естествознания для 5 класса по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах»

Конспект урока подготовлен по УМК «Физика. Химия. 5 класс» А. Е. Гуревича и др.Цель урока: познакомить учащихся с явлением диффузии, зависимости скорости ее протекания от агрегатного состояния веществ...

Конспект урока естествознания в 5 классе по теме "Методы изучения природы"

Конспект и технологическая карта урока по применению технологии организации исследовательской деятельности. Разработка поможет познакомить учащихся с методами изучения природы, научить описывать личны...

План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия людей зимой».

Технологическая карта урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека». План-конспект урока во 2 классе по предмету «Мир природы и человека» на тему «Занятия л...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...