Урок географии в 6 классе "Край мой родниковый"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Соловьева Галина Афонасьевна

Урок о водоемах своей местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             « КРАЙ МОЙ  РОДНИКОВЫЙ «

                                        (Водоемы нашей местности)

Цели урока:

  1. Знакомство с водоемами нашей местности, обрядами, связанными с водой.
  2. Развитие умений работать с контурными картами, вести исследовательскую работу.
  3. Воспитание уважения к воде, любви к родной природе.

Оборудование: видеослайды,  контурные карты,  картосхема нашей местности.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, ребята!  Садитесь. Сегодня  у нас на уроке гости – это учителя школ Слободского района.

Тема сегодняшнего урока «Край мой родниковый». Мы продолжаем знакомиться с водами нашего Светозаревского сельского поселения.

На прошлом уроке мы узнали о реках, которые текут в нашей местности. Давайте вспомним еще раз:

- какие же это реки?  (Ужоговица  и Погостка)

- Где  находится исток речки  Ужоговица? (около д.Полево)

- Как мы узнали, что здесь находится исток? ( по картосхеме поселения)

- В каком направлении течет река? ( с северо- востока на юго-запад)

- Через какие населенные пункты она протекает? ( Нижнее Мочагино, Азлань)

- Есть ли притоки у реки?  ( да, много притоков)

- Знаем ли мы названия этих притоков? ( Нет, русские названия нам неизвестны, но все они имеют удмуртские названия, изо Шур, мика луд Шур, изосим  Шур и т.д)

- Как вы думаете, почему река носит название Ужоговица? ( Возможно, много ужей здесь и поэтому)

- Какова длина реки?  ( 27 км)

- Какой крупный приток впадает в Ужоговицу? (Погостка)

- Какое удмуртское название у речки? (   название только относительно деревень, гырдор Шур, пески Шур)

- Что означает «Шур» по русски?   (река)

- А где исток у речки Погостка?  ( родник за Старым прудом)

Молодцы!

Какие еще водоемы есть в нашей местности?  (Пруды, озера,  родники)

Сегодня на уроке  мы узнаем какие пруды есть  у нас, историю их создания, отметим на карте местоположение прудов, озер и родников, послушаем обряды, связанные с водой.

А вначале посмотрим небольшой видеофильм  о  водоемах нашей местности. Посмотрите внимательно, чтобы потом правильно ответить на вопросы викторины.

2. Видеофильм.

Викторина:

  • Какие пруды есть в нашей местности? (Светозаревский (старый), Новый, Азланский, Кругловский.)
  • Какой пруд больше по площади Старый или Новый? (Старый)
  • На каком пруду вода, падая вниз с плотины, образует водопад? (Азланском)
  • Какую связь с водоемами имеет овраг? (вода со Старого пруда течет по дну оврага   и дальше до Нового пруда)
  • На месте каких карьеров образовались озера? ( Буринских карьеров)
  • Какой родник  мы видели  в фильме?  (Шаптаковский)
  • Река Вятка относится к водоемам нашей местности?  ( нет)
  •  А почему в фильме показали ее? (  Погостка впадает в Ужоговицу, а Ужоговица впадает в реку Вятка).

В тетради записываем тему урока : «Край мой родниковый» (водоемы нашей местности).

1. Пруды: Светозаревский (старый), Новый, Кругловский, Азланский, Будинский.

2. Озера на месте Буринских карьеров.

3. Родники: Шаптаковский, Светозаревский, Большой, Малый и т.д.

Отметим их на контурных картах (каждый выходит к карте и отмечает  пруды, сама озера и родники)

Скажите, пруды – это естественные водоемы или искусственные?  Искусственные. Значит, их сделали люди. Кирилл и Настя провели исследования о создании  прудов в нашей местности. И сейчас мы их послушаем.

  • Рассказ про Светозаревский (старый)  пруд. (Кирилл)  Вопросы ребя
  • Рассказ про Будинский пруд.

Будинский пруд был создан в 1980 году по инициативе уроженца деревни Кобляки Кайсина Валерия Николаевича. Он работал инженером в  ПМК-14. Бригада этого предприятия проводила мелиоративные работы на 3-ем производственном участке колхоза «Родина», это на полях около деревень Будино, Зямино, Амур, Алексеево. Около деревни Будино течет речка Вохма .И вот, он Валерий Николаевич, обратился в колхоз с просьбой о разрешении на строительство пруда в деревне Будино. Колхоз  купил бетон, забетонировали дамбу, поставили трубу.  Так соорудили пруд. Привезли рыбешек мальков – зеркальных карасей, карпов и запустили в пруд.  Население обрадовалось этому пруду. Стали брать воду на хозяйственные нужды, для полива огорода, стирались, полоскали белье, купались и конечно, рыбаки рыбачили.  Место очень красивое здесь у пруда. Раньше эта деревня была  большая в 3 улицы, здесь был Будинский сельсовет, начальная школа, медпункт, клуб, магазин, ферма для телят. Но в 60-70-е годы деревня  попала в разряд неперспективных, людям предложили переехать в  Светозарево. Но многие семьи  уехали совсем в другие края, а кто в город Слободской. Так и потихоньку исчезла вся деревня. В настоящее время остались пустые дома, в деревне постоянных жителей уже нет. А пруд остался, большой, красивый и только рыбаки наведываются сюда летом. ( По рассказу Болтачева Владимира Петровича, работал главным инженером в колхозе «Родина»)

* Новый пруд      (Настя)

  • Азланский пруд ( история неизвестна, вот вам и задание летом во время  лагеря узнать историю Азланского пруда, сходить на экскурсию, встретиться с жителями деревни)
  • Кругловский пруд  в дер. Красногорье создан совсем недавно в 2006 году. В ложбине протекала маленькая речка, как ручеек, которая берет свое начало  из родника. На пригорке находится дом Ларионова Александра Афанасьевича – бывшего учителя Светозаревской школы, участника и ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда. Его сын Василий Александрович  решил сделать запруду на речке, чтобы сделать здесь пруд. У него есть свой трактор колесный, пригласил на гусеничном тракторе Ларионова Виктора и с помощью тракторов построили дамбу, поставили трубу. И так из маленького ручейка на этом месте образовался небольшой пруд, в котором и рыбки плавают,  и  сами хозяева очень довольны этим прудом.

  • Озера на Буринских карьерах.  Недалеко от деревни  Бурино есть месторождения известняков. В 1972 году начали строить гравийную дорогу от Каринского Перевоза в сторону Светозарево. Камни стали возить с этого месторождения.  Потом позднее брали отсюда камни на строительство асфальтированной дороги  с Белохолуницкого разъезда до  деревни Верхнее Мочагино. Образовались большие карьеры, в них постепенно накопилась вода и появились озера. Их много – 3 крупных и несколько мелких.  Местные жители запустили карасей, они прижились, затем появились другие виды рыб: усачи, шаклеи, чабаки и другие.  А  как вы думаете, как появились другие виды рыб (птицы принесли) Природа не терпит пустоты, вот и здесь озера стали зарастать растительностью, разные виды насекомых, животных, птицы стали заселять озера. Утки плавают, выводят в этих местах потомство, на зиму улетают в теплые края, а весной снова возвращаются в эти же места. Места здесь тоже очень красивые, на пригорках растет земляника, растут сосенки, березки. Летом бывает много ребят купающихся, на одном озере  сделали плот и катаются на плоту, рыбачат рыбаки. Много бывает отдыхающих здесь летом.  

В тетради – в 1972 году стали возить камни на строительство дороги от д.Каринский Перевоз  до Светозарево, образовались карьеры,в которых стала накапливаться вода и появились озера.

  • Родники. В каждом городе, поселке, деревне есть свои родники с чистейшей водой и удивительной историей их возникновения. Ведь не зря слово родник – однокоренное со словами род, родина, родить, природа, народ. Вода в родниках вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость.

Стр. 40   «Языческие народы…»   - Что есть что     «Вода».

С водой связаны удмуртские обряды от рождения человека до самой смерти.

  • Ребенок родился – его омывают святой водой, чтобы рос крепким, сильным, умным.
  • Перед Пасхой на Великий четверг до восхода солнца берут воду из трех колодцев и умывают этой водой детей, чтобы снять капризы, сглазы, испуги.
  • Выросли дети и на свадьбе, когда приносят в дом жениха, просят у святых счастья и удачи молодым и окропляют их  святой водой.

Существуют разные заговоры, связанные с водой:

  • В Великий четверг рано утром девушки ходили на реку умываться и говорили: «Сколько ручьев в реку, столько по меня женихов».
  • Еще в Великий четверг надо положить серебро в умывальник и умываться с серебра. И говорить: «Как это серебро любят, так чтобы меня все любили».

Послушайте сказку-притчу, мне ее рассказала моя мама .

Жил-был один мальчик. Шустрый, капризный, непослушный. Что хотел, то и делал, где хотел, там и гулял. И вот один раз он гулял около родника. Бросал камешки в родниковую воду и когда он  бросил большой камень брызги воды попали на  лицо и руки. Через некоторое время появились на этих местах  болячки. Никто не мог понять, что с ним случилось. Только когда он рассказал маме, где он гулял и что дела, мама  все поняла. Вода-матушка рассердилась на него и наказала за это. Мальчик понял, что сделал плохо, но не знал как исправить свою ошибку. Помогла бабушка-соседка, которая пошла с мальчиком к роднику, провела там обряд прощения у воды и мальчик попросил прощения у воды и сказал, что никогда не будет больше обижать воду-матушку. Через некоторое время болячки исчезли.

Наверно, всем ребята надо задуматься, как вести себя в природе, как относиться к роднику, речке, Если вы с любовью к ней, то природа вас не обидит.

Кто знает, какие слова надо говорить, когда попьешь воды из родника? «Вода-матушка, спасибо тебе и не сердись на меня).

Ву-мумы эн вожде вай, тау тыныд».

Прочитаем стихотворение  Владимира Семакина «Край родниковый» стр. 52  из книги «Родная Удмуртия» .

План описания пруда:

  1. Название и его местоположение.
  2. История создания пруда ( в каком году и  по чьей инициативе)
  3. Примерные размеры и форма  пруда.
  4. Примерная глубина пруда .
  5. Состояние воды и ее загрязненность.
  6. Характер берегов.
  7. Охрана пруда и его использование человеком.

  1. Новый пруд находится в селе Круглово, в 0,5 км  к северо-востоку от деревни Светозарево.
  2. В 1984 году по инициативе местных жителей д.Светозарево Ермакова Григория Афанасьевича и Болтачева Василия Афанасьевича.
  3. Примерные размеры: длина около 200 метров , ширина  150 метров, форма пруда овальная, почти круглая.
  4. Примерная глубина  1,5- 2 метра, местами до 3-4 метров.
  5. Вода  чистая,  не сильно загрязненная.
  6. Берега пологие, заросшие растительностью.
  7. Пруд используется человеком для рыбалки, купания в летнюю жару, местное население использует воду для полива огородов и для хозяйственных нужд.  На берегу пруда можно просто отдохнуть.

Д.з. : 1. Составить кроссворд «Водоемы нашей местности»

Какие водоемы есть в нашей местности?  Пруды, озера, родники, реки.

Как надо относиться к водоемам  ( бережно)

Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...