Урок географии в 6 классе "Край мой родниковый"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок о водоемах своей местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии в 6 классе "Край мой родниковый" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« КРАЙ МОЙ РОДНИКОВЫЙ «
(Водоемы нашей местности)
Цели урока:
- Знакомство с водоемами нашей местности, обрядами, связанными с водой.
- Развитие умений работать с контурными картами, вести исследовательскую работу.
- Воспитание уважения к воде, любви к родной природе.
Оборудование: видеослайды, контурные карты, картосхема нашей местности.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке гости – это учителя школ Слободского района.
Тема сегодняшнего урока «Край мой родниковый». Мы продолжаем знакомиться с водами нашего Светозаревского сельского поселения.
На прошлом уроке мы узнали о реках, которые текут в нашей местности. Давайте вспомним еще раз:
- какие же это реки? (Ужоговица и Погостка)
- Где находится исток речки Ужоговица? (около д.Полево)
- Как мы узнали, что здесь находится исток? ( по картосхеме поселения)
- В каком направлении течет река? ( с северо- востока на юго-запад)
- Через какие населенные пункты она протекает? ( Нижнее Мочагино, Азлань)
- Есть ли притоки у реки? ( да, много притоков)
- Знаем ли мы названия этих притоков? ( Нет, русские названия нам неизвестны, но все они имеют удмуртские названия, изо Шур, мика луд Шур, изосим Шур и т.д)
- Как вы думаете, почему река носит название Ужоговица? ( Возможно, много ужей здесь и поэтому)
- Какова длина реки? ( 27 км)
- Какой крупный приток впадает в Ужоговицу? (Погостка)
- Какое удмуртское название у речки? ( название только относительно деревень, гырдор Шур, пески Шур)
- Что означает «Шур» по русски? (река)
- А где исток у речки Погостка? ( родник за Старым прудом)
Молодцы!
Какие еще водоемы есть в нашей местности? (Пруды, озера, родники)
Сегодня на уроке мы узнаем какие пруды есть у нас, историю их создания, отметим на карте местоположение прудов, озер и родников, послушаем обряды, связанные с водой.
А вначале посмотрим небольшой видеофильм о водоемах нашей местности. Посмотрите внимательно, чтобы потом правильно ответить на вопросы викторины.
2. Видеофильм.
Викторина:
- Какие пруды есть в нашей местности? (Светозаревский (старый), Новый, Азланский, Кругловский.)
- Какой пруд больше по площади Старый или Новый? (Старый)
- На каком пруду вода, падая вниз с плотины, образует водопад? (Азланском)
- Какую связь с водоемами имеет овраг? (вода со Старого пруда течет по дну оврага и дальше до Нового пруда)
- На месте каких карьеров образовались озера? ( Буринских карьеров)
- Какой родник мы видели в фильме? (Шаптаковский)
- Река Вятка относится к водоемам нашей местности? ( нет)
- А почему в фильме показали ее? ( Погостка впадает в Ужоговицу, а Ужоговица впадает в реку Вятка).
В тетради записываем тему урока : «Край мой родниковый» (водоемы нашей местности).
1. Пруды: Светозаревский (старый), Новый, Кругловский, Азланский, Будинский.
2. Озера на месте Буринских карьеров.
3. Родники: Шаптаковский, Светозаревский, Большой, Малый и т.д.
Отметим их на контурных картах (каждый выходит к карте и отмечает пруды, сама озера и родники)
Скажите, пруды – это естественные водоемы или искусственные? Искусственные. Значит, их сделали люди. Кирилл и Настя провели исследования о создании прудов в нашей местности. И сейчас мы их послушаем.
- Рассказ про Светозаревский (старый) пруд. (Кирилл) Вопросы ребя
- Рассказ про Будинский пруд.
Будинский пруд был создан в 1980 году по инициативе уроженца деревни Кобляки Кайсина Валерия Николаевича. Он работал инженером в ПМК-14. Бригада этого предприятия проводила мелиоративные работы на 3-ем производственном участке колхоза «Родина», это на полях около деревень Будино, Зямино, Амур, Алексеево. Около деревни Будино течет речка Вохма .И вот, он Валерий Николаевич, обратился в колхоз с просьбой о разрешении на строительство пруда в деревне Будино. Колхоз купил бетон, забетонировали дамбу, поставили трубу. Так соорудили пруд. Привезли рыбешек мальков – зеркальных карасей, карпов и запустили в пруд. Население обрадовалось этому пруду. Стали брать воду на хозяйственные нужды, для полива огорода, стирались, полоскали белье, купались и конечно, рыбаки рыбачили. Место очень красивое здесь у пруда. Раньше эта деревня была большая в 3 улицы, здесь был Будинский сельсовет, начальная школа, медпункт, клуб, магазин, ферма для телят. Но в 60-70-е годы деревня попала в разряд неперспективных, людям предложили переехать в Светозарево. Но многие семьи уехали совсем в другие края, а кто в город Слободской. Так и потихоньку исчезла вся деревня. В настоящее время остались пустые дома, в деревне постоянных жителей уже нет. А пруд остался, большой, красивый и только рыбаки наведываются сюда летом. ( По рассказу Болтачева Владимира Петровича, работал главным инженером в колхозе «Родина»)
* Новый пруд (Настя)
- Азланский пруд ( история неизвестна, вот вам и задание летом во время лагеря узнать историю Азланского пруда, сходить на экскурсию, встретиться с жителями деревни)
- Кругловский пруд в дер. Красногорье создан совсем недавно в 2006 году. В ложбине протекала маленькая речка, как ручеек, которая берет свое начало из родника. На пригорке находится дом Ларионова Александра Афанасьевича – бывшего учителя Светозаревской школы, участника и ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда. Его сын Василий Александрович решил сделать запруду на речке, чтобы сделать здесь пруд. У него есть свой трактор колесный, пригласил на гусеничном тракторе Ларионова Виктора и с помощью тракторов построили дамбу, поставили трубу. И так из маленького ручейка на этом месте образовался небольшой пруд, в котором и рыбки плавают, и сами хозяева очень довольны этим прудом.
- Озера на Буринских карьерах. Недалеко от деревни Бурино есть месторождения известняков. В 1972 году начали строить гравийную дорогу от Каринского Перевоза в сторону Светозарево. Камни стали возить с этого месторождения. Потом позднее брали отсюда камни на строительство асфальтированной дороги с Белохолуницкого разъезда до деревни Верхнее Мочагино. Образовались большие карьеры, в них постепенно накопилась вода и появились озера. Их много – 3 крупных и несколько мелких. Местные жители запустили карасей, они прижились, затем появились другие виды рыб: усачи, шаклеи, чабаки и другие. А как вы думаете, как появились другие виды рыб (птицы принесли) Природа не терпит пустоты, вот и здесь озера стали зарастать растительностью, разные виды насекомых, животных, птицы стали заселять озера. Утки плавают, выводят в этих местах потомство, на зиму улетают в теплые края, а весной снова возвращаются в эти же места. Места здесь тоже очень красивые, на пригорках растет земляника, растут сосенки, березки. Летом бывает много ребят купающихся, на одном озере сделали плот и катаются на плоту, рыбачат рыбаки. Много бывает отдыхающих здесь летом.
В тетради – в 1972 году стали возить камни на строительство дороги от д.Каринский Перевоз до Светозарево, образовались карьеры,в которых стала накапливаться вода и появились озера.
- Родники. В каждом городе, поселке, деревне есть свои родники с чистейшей водой и удивительной историей их возникновения. Ведь не зря слово родник – однокоренное со словами род, родина, родить, природа, народ. Вода в родниках вкусная, свежая, прозрачная, как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, обретает покой и бодрость.
Стр. 40 «Языческие народы…» - Что есть что «Вода».
С водой связаны удмуртские обряды от рождения человека до самой смерти.
- Ребенок родился – его омывают святой водой, чтобы рос крепким, сильным, умным.
- Перед Пасхой на Великий четверг до восхода солнца берут воду из трех колодцев и умывают этой водой детей, чтобы снять капризы, сглазы, испуги.
- Выросли дети и на свадьбе, когда приносят в дом жениха, просят у святых счастья и удачи молодым и окропляют их святой водой.
Существуют разные заговоры, связанные с водой:
- В Великий четверг рано утром девушки ходили на реку умываться и говорили: «Сколько ручьев в реку, столько по меня женихов».
- Еще в Великий четверг надо положить серебро в умывальник и умываться с серебра. И говорить: «Как это серебро любят, так чтобы меня все любили».
Послушайте сказку-притчу, мне ее рассказала моя мама .
Жил-был один мальчик. Шустрый, капризный, непослушный. Что хотел, то и делал, где хотел, там и гулял. И вот один раз он гулял около родника. Бросал камешки в родниковую воду и когда он бросил большой камень брызги воды попали на лицо и руки. Через некоторое время появились на этих местах болячки. Никто не мог понять, что с ним случилось. Только когда он рассказал маме, где он гулял и что дела, мама все поняла. Вода-матушка рассердилась на него и наказала за это. Мальчик понял, что сделал плохо, но не знал как исправить свою ошибку. Помогла бабушка-соседка, которая пошла с мальчиком к роднику, провела там обряд прощения у воды и мальчик попросил прощения у воды и сказал, что никогда не будет больше обижать воду-матушку. Через некоторое время болячки исчезли.
Наверно, всем ребята надо задуматься, как вести себя в природе, как относиться к роднику, речке, Если вы с любовью к ней, то природа вас не обидит.
Кто знает, какие слова надо говорить, когда попьешь воды из родника? «Вода-матушка, спасибо тебе и не сердись на меня).
Ву-мумы эн вожде вай, тау тыныд».
Прочитаем стихотворение Владимира Семакина «Край родниковый» стр. 52 из книги «Родная Удмуртия» .
План описания пруда:
- Название и его местоположение.
- История создания пруда ( в каком году и по чьей инициативе)
- Примерные размеры и форма пруда.
- Примерная глубина пруда .
- Состояние воды и ее загрязненность.
- Характер берегов.
- Охрана пруда и его использование человеком.
- Новый пруд находится в селе Круглово, в 0,5 км к северо-востоку от деревни Светозарево.
- В 1984 году по инициативе местных жителей д.Светозарево Ермакова Григория Афанасьевича и Болтачева Василия Афанасьевича.
- Примерные размеры: длина около 200 метров , ширина 150 метров, форма пруда овальная, почти круглая.
- Примерная глубина 1,5- 2 метра, местами до 3-4 метров.
- Вода чистая, не сильно загрязненная.
- Берега пологие, заросшие растительностью.
- Пруд используется человеком для рыбалки, купания в летнюю жару, местное население использует воду для полива огородов и для хозяйственных нужд. На берегу пруда можно просто отдохнуть.
Д.з. : 1. Составить кроссворд «Водоемы нашей местности»
Какие водоемы есть в нашей местности? Пруды, озера, родники, реки.
Как надо относиться к водоемам ( бережно)
Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...