Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii.docx | 71.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии
Подготовила учитель географии 1-ой категории
МОУ Репенская СОШ Курдяева Т.А.
Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.
Задачи:
- Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;
познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;
научить определять левые и правые притоки реки.
- Развивающие задачи:
развивать умение описывать реки по типовому плану;
раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;
сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;
формировать умения работать с различными картами.
- Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.
Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.
Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой. Начальный курс географии «Землеведение», учебник для 6-го класса образовательных учреждений М.: Дрофа, 2010г.
ХОД УРОКА
- Орг.момент Слайд № 1
Всем добрый день!
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
- Проверка домашнего задания: Слайд № 2
Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.
1. Перечислите условия образования подземной воды.
2.Установите соответствие:
1. Вода, находящаяся в земной коре называется … | А. минеральными водами |
2. Горные породы, пропускающие воду, называются … | Б. источниками (родниками) |
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются … | В. межпластовыми водами |
4. Слой, насыщенный водой называется … | Г. водоносным слоем |
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются … | Д. пещерами |
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются … | Е. водопроницаемыми горными породами |
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется … | Ж. грунтовыми водами |
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются … | З. подземной водой |
Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).
Слайд №3 Ответы:
- 1) способность горных пород пропускать воду;
2) атмосферные осадки.
2. 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Слайд № 4 Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(река) Слайд №5
Сегодня на уроке мы поговорим о реках.
- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)
- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)
Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.
Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Слайд №6 На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.
Слайд №7 Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Слайд №8 - Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.
Слайд №9 Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)
- Значит, что такое исток?
Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.
- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)
- Как называют это место? (устьем)
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.
Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.
Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.
- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).
Слайд №10 Правило определения правого и левого притоков:
- Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
- Если река впадает справа – это правый приток.
- Если река впадает слева – это левый приток.
Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.
1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.
Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.
Слайд № 11 Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.
Слайд № 12 Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.
Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.
По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.
Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.
У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии.
- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.
Схема реки | |||||||||||
|
- Давайте ее проверим.
Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)
Оцените свою работу:
5 правильных ответов – отлично
4 правильных ответа – очень хорошо
3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.
Слайд №13 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.
Слайд №14 В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)
Рассмотрим зависимость рек от рельефа.
- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)
Давайте запишем в тетради схему типы рек.
Типы рек
Слайд №15Равнинные
| Горные Слайд №16
|
Работа в группах
- Чем равнинная река отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.
Слайд №17 Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)
- Как пороги образуются, прочитайте в учебнике на с.92, п5.
Расскажите об образовании порогов.
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
Слайд №18 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.
- Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.
Слайд №19 Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и 630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.
Слайд №20
А вот еще один водопад, о котором расскажет Зылева Таня.
Сообщение о Ниагарском водопаде.
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Рассмотрим влияние климата на питание рек.
- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)
Слайд №21-25
Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.
Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.
Питание рек:
- Дождевое
- Снеговое
- Подземное
- Смешанное
IV. Закрепление
Слайд №26 Практическая работа в группах.
Задание: Описание реки Обь по плану.
1. Материк, на котором находится река. | |
2. Исток, направление течения, устье. | |
3. Характер течения реки. | |
4. Тип питания реки. | |
5. Самый крупный приток реки. | |
6. К бассейну, какого океана относится? |
- Кто правильно или практически без ошибок заполнил таблицу, поднимите руки.
V. Итог
- Что нового вы узнали о реках?
- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:
! – понятно все
?- есть вопросы
…. – ничего не понял
Я показываю знак, а вы поднимите руки.
Вижу, что большинство поняли тему урока.
Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Слайд №28 П. 30, составить синквейны на понятия река, пороги, водопад.
Практическая работа в группах
Задание: опиши реку Обь по плану.
1. Материк, на котором находится река | Река Обь находится на материке |
2. Исток, направление течения, устье (исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17 | Исток находится Устье - Река протекает в направлении - |
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная) | Обь |
4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное) | Река Обь имеет питание - |
5. Самый крупный приток реки | Самый крупный приток Оби - |
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе) | Река Обь относится к бассейну - |
__________________________________________________________________________________________________
Практическая работа в группах
Задание: опиши реку Обь по плану.
1. Материк, на котором находится река | Река Обь находится на материке |
2. Исток, направление течения, устье (исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17 | Исток находится Устье - Река протекает в направлении - |
3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении - равнинная или горная) | Обь |
4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное) | Река Обь имеет питание - |
5. Самый крупный приток реки | Самый крупный приток Оби - |
6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе) | Река Обь относится к бассейну - |
Синквейны составляются по схеме: 1 строчка – существительное 2 строчка – два прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – предложение из 4-х слов. 5 строчка – синоним к слову из 1 строчки. | Синквейны составляются по схеме: 1 строчка – существительное 2 строчка – два прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – предложение из 4-х слов. 5 строчка – синоним к слову из 1 строчки. |
Проверочная работа Остряков Д.
1)___________________________________ 2)___________________________________ ___________________________________
1- __ 5- __ 2- __ 6- __ 3- __ 7- __ 4- __ 8- __ Оценка - ___ | Проверочная работа Ершова Т.
1)_____________________________________ 2)_____________________________________ ______________________________________
1- __ 5- __ 2- __ 6- __ 3- __ 7- __ 4- __ 8- __ Оценка - ___ |
Самый мощный водопад мира Ниагарский, расположенный в Северной Америке.
Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке. Вода постепенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 метра в год. Когда ступень достигнет озера Эри, произойдет спуск воды этого озера.
Схема реки | |||||||||||
|
Схема реки | |||||||||||
|
Схема реки | |||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...
Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»
Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"
Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...