Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Курдяева Татьяна Алексеевна

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii.docx71.05 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии

Подготовила учитель географии 1-ой категории

МОУ Репенская СОШ Курдяева Т.А.

 

Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с  понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

  1. Развивающие задачи: 

развивать  умение  описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать  элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

  1. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки - Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой. Начальный курс географии «Землеведение», учебник для 6-го класса образовательных учреждений     М.: Дрофа, 2010г.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент Слайд № 1

Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

  1.  Проверка домашнего задания: Слайд № 2

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземной воды.

2.Установите соответствие:

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

А. минеральными водами

2. Горные породы, пропускающие воду, называются …

Б. источниками (родниками)

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах (напр.: солях, гипсе, известниках) называются …

В. межпластовыми водами

4. Слой, насыщенный водой называется …

Г. водоносным слоем

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются …

Д. пещерами

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, резных долинах называются …

Е. водопроницаемыми горными породами

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется …

Ж. грунтовыми водами

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются …

З. подземной водой

Взаимопроверка (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют  работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

Слайд №3 Ответы:

  1. 1) способность горных пород пропускать воду;

2) атмосферные осадки.

      2. 1.З; 2.Е; 3. Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя

Слайд № 4 Темой  нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

                                (река) Слайд №5

Сегодня на уроке мы поговорим о  реках.

- А что вы знаете о реках? (у реки имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие  вас вопросы.

Цель на уроке мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и  рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд №6 На Земле  почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А России насчитывается более 200 тысяч, больших и малых рек.

Слайд №7 Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

Слайд №8 - Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Слайд №9 Схема реки.  Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. 

- А откуда река может брать свое начало? (Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах)

- Значит, что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? (устьем) 

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России  с.16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

Исток находится на Валдайской возвышенности, а устье – в Каспийском море.

Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- Как же определить, какой приток – правый или левый? (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

Слайд №10 Правило определения правого и левого притоков: 

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
  2. Если река впадает справа – это правый приток.
  3. Если река впадает слева – это левый приток.

Задание: Найдите  в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовите их притоки.

1. Каким притоком у Волги является река Кама? Кама - левый приток Волги.

Главная река со всеми ее притоками образует речную систему.

Слайд № 11 Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Слайд № 12 Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км2 - чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним  схему  реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

Схема реки

Исток

2

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

- Давайте ее проверим.

Проверка (Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.

Слайд №13 Реки очень сильно зависят от рельефа и климата.

Слайд №14 В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- В зависимости от рельефа, какие реки бывают? (равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему типы рек.

Типы рек 

Слайд №15Равнинные

  1. Бурное течение
  2. Узкая долина
  3. Прямое русло
  4. Короткая река
  5. Неудобна для судоходства
  1. Спокойное течение
  2. Широкая речная долина
  3. Большая длина
  4. Извилистое русло
  5. Удобна для судоходства

                Горные  Слайд №16

 

Работа в группах

- Чем равнинная река  отличается от горной?. Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

Слайд №17  Иногда на  реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

- Как пороги образуются, прочитайте в  учебнике на  с.92, п5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Слайд №18 При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Слайд №19  Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 50 с.ш. и  630 з.д.? (Анхель, показывают на карте у доски)

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

Слайд №20 

А вот еще один водопад, о котором расскажет Зылева Таня.

Сообщение о Ниагарском водопаде.

Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

 

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

- За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Слайд №21-25 

Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради  питание рек по середине.

Питание рек:

  1. Дождевое
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Смешанное

IV. Закрепление

Слайд №26  Практическая работа в группах.

Задание:  Описание реки Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река.

2. Исток, направление течения, устье.

3. Характер течения реки.

4. Тип питания реки.

5. Самый крупный приток реки.

6. К бассейну, какого океана относится?

- Кто правильно или практически без ошибок заполнил таблицу, поднимите руки.

V. Итог

- Что нового вы узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока:

! – понятно все

?-  есть вопросы

…. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите руки.

Вижу, что большинство поняли тему урока.

Выставление оценок

 

 

 

 VI. Домашнее задание 

Слайд №28  П. 30, составить синквейны  на понятия  река, пороги, водопад.

Практическая работа в группах

Задание:  опиши реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река  

Река Обь находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении  - равнинная или горная)

Обь

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река Обь имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток Оби -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река Обь относится к бассейну -

__________________________________________________________________________________________________

        

Практическая работа в группах 

Задание:  опиши реку Обь по плану.

1. Материк, на котором находится река

Река Обь находится на материке

2. Исток, направление течения, устье

(исток - где берет начало, устье - куда впадает и откуда и куда течет) – работаете по карте России на с.16,17

Исток находится

Устье -

Река протекает в направлении -

3. Характер течения реки (какая река в верхнем и нижнем течении  - равнинная или горная)

Обь

4. Тип питания реки (дождевое, снеговое, подземное, смешанное)

Река Обь имеет питание -

5. Самый крупный приток реки

Самый крупный приток Оби -

6. К бассейну, какого океана принадлежит? (определяете по карте океанов по цвету линии с.18-19 в атласе)

Река Обь относится к бассейну -

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Синквейны составляются по схеме:

1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – предложение из 4-х слов.

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки.

Проверочная работа

Остряков Д.

  1. задание

1)___________________________________

2)___________________________________

___________________________________

  1. задание

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Проверочная работа

Ершова Т.

  1. задание

1)_____________________________________

2)_____________________________________

______________________________________

  1. задание

1- __                5- __

2- __        6- __

3- __        7- __

4- __        8- __

Оценка - ___

Самый мощный водопад мира Ниагарский, расположенный в Северной Америке.  

Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке. Вода постепенно подтачивает ступень, с которой падает, и водопад отступает вверх по течению реки со скоростью до 1 метра в год. Когда ступень достигнет озера Эри, произойдет спуск воды этого озера.

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток

Схема реки

Исток

Речной бассейн

Устье

Водораздел

Приток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"

Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...

Урок-презентация по русскому языку. 7 класс. Тема: Урок-обобщение по теме «Наречие»

Вопросы урока: 1. Грамматическое значение наречий.2. Лексико-грамматические разряды.3. Способы образования, сравнительная форма наречий.4. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий.5...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока географии на тему "Части реки. Равнинные и горные реки"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...