Внутреннее строение Земли. Конспект урока
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Волкова Наталья Аркадьевна

Цель урока:

Изучить внутреннее строение Земли;

Основные группы горных пород, слагающих земную кору.

Задачи урока:

Развить знания о внутреннем строении Земли,о составе земной коры, об изучении земной коры человеком,об основных группах горных пород;

Научить определять горные породы по внешним признакам.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Конструированный по способу действия материала ФГОС.

Методы:

Наглядно-иллюстративный;

Частично-поисково-исследовательский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

География. 6 класс

Тема урока: «Земля и ее внутреннее строение»

Цель урока:

Изучить внутреннее строение Земли;

Основные группы горных пород, слагающих земную кору.

Задачи урока:

Развить знания о внутреннем строении Земли,о составе земной коры, об изучении земной коры человеком,об основных группах горных пород;

Научить определять горные породы по внешним признакам.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Конструированный по способу действия материала ФГОС.

Методы:

Наглядно-иллюстративный;

Частично-поисково-исследовательский.

УМК:

  1. Т.П.Герасимова, М.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6  класс, М. , Дрофа., 2014 г.
  2. Т.П. Громова. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой и М.П. Неклюковой.Геграфия. Начальный курс. 6 класс.М., Дрофа, 2014 г.
  3. Тетрадь на печатной основе. География. 6 класс. Авторы: Т.А. Карташова, С.В. Курчина.
  4. Атлас. Начальный курс. 6 класс.
  5. Электронное приложение. География. Начальный курс. 6 класс.
  6. Мультимедийная презентация «Внутреннее  строение Земли».
  7. Коллекции горных пород, лупы.

Структура урока.

№п/п

Структурные единицы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Результаты совместной деятельности.

1

Вступительное слово учителя

Наша планета Земля состоит из нескольких сфер, то есть оболочек. Это магнитосфера, воздушная оболочка или атмосфера, водная оболочка или гидросфера и литосфера- каменная оболочка. Кроме этих оболочек выделяют еще и биосферу- оболочку жизни.

2

Основная часть.

Человек живет на поверхности Земли, на самой верхней оболочке - земной коре.

Люди всегда хотели узнать, что находится внутри Земли.

Вопрос 1.Что дает изучение о внутреннем строении Земли?

Чтобы знать хватит ли полезных ископаемых всему человечеству и где их искать.  

Почему происходят землетрясения, как их предсказать.

Какова температура в недрах Земли.

Работа в тетради на печатной основе.  Ответ на первый вопрос» Для чего надо изучать внутреннее  строение Земли».

Вопросов много и на некоторые из них нам предстоит ответить. В этом нам поможет

 1-й слайд мультимедийной презентации «Внутреннее строение Земли».

Давайте совершим воображаемое путешествие к центру Земли. Представьте, что мы движемся на фантастическом снаряде. Вначале снаряд проходит через верхний покров Земли --  земную кору. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет тонкой кожицей. Именно «кожица» интенсивно используется человеком.

Вопрос №2.

Приведете примеры хозяйственного воздействия человека на земную кору.

Затем за земной корой, двигаясь к центру, мы попадаем в новый толстый слой Земли - мантию. Никто никогда не видел ее. Ученые предполагают, что она состоит из магния, железа, свинца.

 Температура мантии 2000  С. Ученые установили, что температура горных пород с глубиной возрастает:  на каждые 3 м глубины становится теплее на 1  С.  На глубине 50 км температура горных пород составляет 1000 С.

Увеличение температуры происходит за счет распада радиоактивных элементов, входящих в горные породы- радия и урана.

Выделяют верхнюю и нижнюю мантию. Мантия состоит из магмы, что в переводе с греческого означает «густая мазь».

Теперь мы направляемся к ядру Ядро- это загадка для ученых. Его радиус составляет 3500 км. Ядро покрывает мантия. Оно состоит из железа и никеля. Выделяют внешнее и внутреннее ядро.

Верхняя твердая оболочка Земли называется литосферой, самая верхняя часть литосферы называется земной корой.

Рассмотрите строение земной коры на слайде №2. и ответьте на вопрос: «На какие два типа делится земная кора?»

Вопрос№3. Какие слои выделяют на материковой коре, Толщина коры?

Вопрос№4. Какие слои выделяют на океанической коре, Толщина коры?

Как же ученые изучают земную кору?

Слайд №3 «Кольская сверхглубокая скважина России».

.

Человек на земной коре строит дома, фабрики, заводы, прокладывает трубопроводы, метро, пути сообщения, добывает полезные ископаемые, выкачивает воду, получает энергию.

Земная кора делится на материковую и океани -ческую.

Осадочный, гранитный, базальтовый.

От 30 до 70 км.

Осадочный, базальтовый.

От 3 до 7 км.

Сообщение о достижениях российских геофизиков, применивших новый способ и технику бурения сверхглубокой скважины на Кольском полуострове, глубиной 12620 м. Температура на этой глубине 220  С.

В настоящее время применяют сейсмический и космический метод изучения земной коры, а также изучение продуктов извержения вулканов.

Работа в тетради на печатной основе: заполнение схемы «Виды земной коры, толщина».

3

Физкультминутка.

  1. Надуваем щеки и делаем вдох, задерживаем дыхание на 20 сек, затем выдох.
  2. «день-ночь».

Закрываем глаза и указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до кончика носа. Открываем глаза. Опять закрываем глаза и указательным пальцем левой руки дотрагиваемся до кончика носа. Открываем глаза.

  1. Поднимаем руки вверх и плавно покачиваемся вправо- влево.

Дети и учитель выполняют данные упражнения.

4

Основная часть (продолжение).

Земная кора сложена разнообразными горными породами. Горные породы представляют собой механические сочетания разных минералов.

Чем отличаются горные породы?

Самое главное различие горных пород – это их происхождение.

Слайд №4.

Магматические горные породы:

Глубинные (гранит, габбро);

излившиеся (пемза, базальт, обсидиан)

Осадочные горные породы:

  • Обломочные (песок, песчаник, гравий);
  • Химические (поваренная соль, гипс);
  • Органические (известняк, торф, горючий сланец, каменный уголь, нефть).

Метаморфические породы:

Мрамор, кварцит, глинистый сланец.

Какие полезные ископаемые добывают в Костромской области.

Рассматривают образцы пород в предложенных коллекциях. Работа в парах.

Они отличаются по цвету, блеску, твердости и температуре плавления

Работа в парах с коллекцией магматических пород.(гранит, пемза, вулканическое стекло, медный колчедан, сфалерит)

Изучение коллекций: песок, песчаник, гравий, поваренная соль, гипс, известняк, горючий сланец, торф, каменный уголь

Рассмотреть мрамор и кварцит с помощью лупы.

Сообщения учащихся.

Работа с тетрадью на печатной основе: заполнение схемы «Горные породы и их происхождение»

Работа с тетрадью на печатной основе: характеристика горных пород по внешнему признаку (цвет, блеск, твердость). Работа в парах.

Работа в тетради на печатной основе

« Полезные ископаемые Костромской области»

5

Закрепление.

Какое внутреннее строение имеет Земля?

На какие два вида делится земная кора?

Чем они отличаются?

Как геофизики изучают земную кору?

На какие группы делятся горные породы по происхождению?

6

Рефлексия.

Чем заинтересовала вас тема «Внутреннее строение Земли»?

Кому понравился урок похлопаем в ладоши!

7

Домашнее задание.

Параграф  №     стр.

Ответить на вопросы. Дописать работу в тетради на печатной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Внутреннее строение Земли"

Урок географии в 6 классе.Урок проводится в форме путешествия по станциям: "Знания", "Исследовательская", "Итоговая".На уроке формируетсяпредставление о внктреннем строении ЗемлиКоасс работает с больш...

открытый урок по природоведению "Внутреннее строение Земли"

Открытый урок во время педагогического марафона по природоведению....

конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли" ,6 класс

Конспект урока по теме "Внутреннее строение Земли", 6 класс . Классическая линия учебников....

Конспект урока " Внутреннее строение Земли"

Технологическая карта открытого  урока «Внутреннее строение Земли». Ооржак Айланмаа Кавайевна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города ЧаданПредмет:   географияКласс...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ Тема: «Внутреннее строение Земли».

Цели урока: создать условия для первичного усвоения , осознания и осмысления информации ,полученной с помощью разнообразных технологий и средств обучения;Знать и объяснять существенные признаки ...

"Внутреннее строение пресмыкающихся" конспект урока по биологии

Разработка урока по биологии "Внутреннее строение пресмыкающихся" по технологии модерации. Урок биологии 7 кл по учебнику В.М. Константинова , концентрический курс....