ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ Тема: «Внутреннее строение Земли».
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Афанасьева Елена Ивановна

 Цели урока: создать условия для первичного усвоения , осознания и осмысления информации ,полученной с помощью разнообразных технологий и средств обучения;

Знать и объяснять существенные признаки понятий « литосфера», «земная кора», «мантия», «ядро», «горные породы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН  -  КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ (Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.)

Тема: «Внутреннее строение Земли».

 Цели урока: создать условия для первичного усвоения , осознания и осмысления информации ,полученной с помощью разнообразных технологий и средств обучения;

Знать и объяснять существенные признаки понятий « литосфера», «земная кора», «мантия», «ядро», «горные породы».

Планируемые результаты:

Предметные: объяснят  значение понятий: литосфера, земная кора, мантия, ядро, горные породы ,полезные ископаемые, геология.

Метапредметные: возможность высказать свою точку зрения, умение определять понятия. Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Тренировать умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: получение информации из разных источников;

Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умение управлять своей деятельностью;

Коммуникативные: умение общаться и работать в группе, выражать свои мысли, идеи;

Личностные: проявят интерес к новому содержанию. Установят связь между целью деятельности и её результатом.

 Тип урока  - комбинированный  и первичного закрепления новых знаний, конструирования способа действия по ФГОС.

Методы изучения: объяснительно – иллюстративный, частично –поисковый, метод контроля.

Формы организации деятельности учащихся  - групповая, индивидуальная.

Оборудование :компьютер, проектор, презентация, физическая карта полушарий, таблица «Внутреннее строение Земли», глобус, коллекция горных пород и минералов, яблоко, яйцо, учебник  Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова « География ( Начальный курс)» 6 класс – Москва : Дрофа , 2013г.

                                            Ход урока:

           1.Организационный момент.

Стихотворение:

С добрым утром!

Начат день,

Первым делом

гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

        

Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Вовлечение учащихся в работу.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме: « Географическая карта».

Отгадать загадки: (см. Приложение №1)

3.Изучение нового материала.

Ребята, о чём идёт речь в этой загадке?

Ни начала, ни конца

И затылка, ни лица

Знают все –  и млад и стар

Что она – большущий шар. (О Земле)

Слайд 1.

Вопросы  об -ся :

Когда возникла Земля? (4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел, возникших из пыли и газа)

Какие оболочки Земли вы знаете?

Какую форму имеет Земля? (форму геоида, сплюснута у полюсов).

Слово учителя.

- Ребята, вы знаете , что география – наука о Земле. Земля – 3 планета в Солнечной системе. Она имеет внешнее и внутреннее строение. Внешнее строение Земли – атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Все оболочки взаимодействуют между собой .Начнём знакомство с каменной оболочкой земного шара – литосферой.

Чтобы узнать, что находится внутри земного шара отправимся в подземное путешествие. Послушайте рассказ «Конфета Земля».  

(см. приложение №2)

Ребята, как вы думаете ,возможно ли это путешествие в реальности? (ответы детей)

Может ли человек попасть в центр Земли? (ответы детей)

Слайд 2

Слово учителя. Люди пробурили сверхглубокие скважины до 15 км .С помощью приборов удалось выяснить, что  Земля состоит из трёх частей: в центре – ядро, оно окружено мантией, снаружи земная кора.

Работа с таблицей «Внутреннее строение Земли».

- Ребята, чтобы представить размеры слоёв Земли, сравните Землю с яблоком. (ответы детей)

Сердцевина – (ядро), мякоть (мантия), кожица – (земная кора).

Можно сравнить планету с яйцом: (скорлупа -…),( белок  -…),(желток -…)- ответы детей.

Слайд 3,4,5.

б) Коллективная работа (заполните таблицу)

(см. Приложение №3)

Учащиеся работают по тексту учебника на с. 94-95  и с  рис.108,109  записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (толщина, состояние, температура)

Земная кора: толщина от 5км - до 75км, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

Мантия: от 45км до 2900км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой — твердый, 2000-2500 градусов по Цельсию.

Ядро: внешнее - от 2900км до 5146км,жидкое; внутреннее - от 5146км до 6371км, твердое; 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы в тетрадях.

- Каково внутреннее строение Земли?

- Как меняется температура недр нашей планеты?

4. Физкультминутка.

(см. Приложение №4)  

в) Учитель рассказывает о разнообразии горных пород.

Слайды  6-13.

(демонстрирует коллекцию горных пород и минералов, предлагает вниманию об-ся стихотворение «Горные породы». Обучающиеся анализируют его и  заполняют схему «Горные породы по происхождению».

(см. Приложение №5)

(см. Приложение№6) Схема «Горные породы»

-Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

Слайд 14,15,16.

 1)Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей.

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин.

3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом  недр Земли.

4) Сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) .

7.Подведение итогов урока.

Учитель предлагает вспомнить тему и цель урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Дети называют хором недостающие слова.

(см. Приложение №7)

Учитель: Путешествие внутрь земли реальность или фантастика?

Ученики: (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.

8.Оценка работы.

9. Домашнее задание: пар.14 стр. 43-48, из пластилина сконструировать модель Земли, используя данные таблицы в рабочей тетради для определения слоёв.

10. Рефлексия.

Сегодня я понял……

Теперь я могу…….

Я приобрёл……

Меня удивило……

Я попробую……

Мне захотелось……



Предварительный просмотр:

Отгадать загадки: (см. Приложение №1)

  1. В географии чертёж

На ковёр большой похож.

И на нём наша страна

Из конца в конец видна. (Карта)

2.На ноге стоит одной

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.  (Глобус)

3.Карты в нём одна к одной

Сшиты в типографии

Он теперь всегда с тобой

Гид по географии. (Атлас)

4. И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.(Компас)

5. Там сходятся земля и небо

Над ним горит огнём заря

К нему идут - никто там не был.

Все знают: круглая Земля. (Горизонт)

6.Там всегда бывает лето –

В сентябре, в апреле.

И длинней окружность эта

Прочих параллелей.

Хором скажут все ребята:

"Эта линия – ..." (Экватор)

7. Старший среди них – экватор.

И от севера до юга

Эти линии, ребята,

Параллельны все друг другу.

Догадаться вы сумели,

Что же это? ...(Параллели)

8. Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Пролегли  ...(меридианы)



Предварительный просмотр:

                       Рассказ «Конфета Земля».

 – Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.



Предварительный просмотр:

Название оболочки

Размер (толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

1.

Земная кора

5–80 км

Твердое

Разная, от -7°С, до +57°С

760 мм.рт. ст.

1%

2.

Мантия верхняя

200–250 км

Пластичное, размягчённое

2000°С

1,3 млн. атм.

82%

 

Мантия нижняя

2900 км

Твердое, кристаллическое

3.

Ядро внешнее

2250 км

Расплавленное, жидкое

2000–5000°С

3,6 млн. атм.

17%

 

Ядро внутреннее

1250 км

Твёрдое



Предварительный просмотр:

Лети-лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты Земли -

Быть по моему вели:

«Вели, чтобы мои ученики сели за парты!»



Предварительный просмотр:

        Горные породы.

Hу вот и остыла земная кора,

Ее разделять научиться пора.

По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,

По цвету, его забывать не пpистало,

Все это, скажу с уважением,

Зависит от пpоисхождения.

В начале, возникли поpоды из магмы,

Они пеpвоpодные самые как бы,

Тяжелый гpанит, в глубине остывал,

Базальт на повеpхности лавою стал.

Поpоды весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные.

Hопpочность – не вечность,

И вот что случается:

Поpодывыветpиваниемpазpушаются,

Дpобятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстpойpеки,

Река их по pуслу таскает,

Обкатывает, отлагает.

А там, где гоpячие воды стpуятся,

Там в них минеpалы совсем pаствоpятся.

Когда же pаствоp остывает,

То соль из него оседает.

А в толще моpской или в темном болоте,

Вы массу остатков животных найдете,

А также, pастенийотмеpших остатки,

Они обpазуютпоpоды-осадки.

Все то, что pазpушено, пеpеотложено,

Осело солями, остатками сложено.

Hо вот, под давлением, магма опять,

Стpемится земную коpуpазоpвать,

И в месте такого втоpжения,

Hаметятсявдpугпpевpащения:

Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,

Был мел, очень мягкий ,вдpугмpамоp лежит.

Такие поpоды, весьма специфические,

Зовутся геологами метамоpфические.



Предварительный просмотр:

http://mebelmag.spb.ru/faq/pictures/c36fe9c65e.jpg



Предварительный просмотр:

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится … (ядро),

Но ядро не от пушки.

Затем, представьте, … (мантия)

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, … (земная кора)…

Выбрались мы на поверхность, ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 5 классе по теме "Внутреннее строение Земли. Полезные ископаемые"

Цели:способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся  о горных породах  и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойс...

презентация к уроку география в 6 классе,по теме Внутреннее строение Земли.

презентация  по географии 6 класс. тема : "Внутреннее строение Земли"...

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли"

Урок по географии 6 класс по теме "Внутреннее строение Земли" включает конспект занятия и презентацию, дополнительный материал....

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

Разработка урока по географии 6 класс на тему Внутреннее строение Земли

С помощью данной разработки дается на доступном уровне тема Внутреннее строение Земли...

Конспект урока по географии 5 класс. Тема: "Вода на Земле"

План – конспект урока по географииТема урока: «Вода на Земле» Класс:  5Цель урока: Углубление знаний о понятии гидросфера, роли гидросферы в природе. Для  достижения д...