Разработки уроков по географии Удмуртии
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Аверьянова Надежда Петровна

Представлены несколько уроков по географии Удмуртии:1) Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. (урок-практикум); 2) Внутренние воды (урок-практикум); 3)Занятия населения в прошлом и настоящем (урок-экскурсия); 4) Характерные особенности удмуртов (творческая работа).Уроки-практикумы даются на двух уровнях-базовом и продвинутом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotki_urokov.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок – практикум

Тема урока:     Городское и сельское население. Трудовые ресурсы.

Цель практикума: На основе статистических данных, выяснить особенности занятости населения и трудовых ресурсов, продолжить формирование навыков построения диаграмм.

          Инструкционная карта  ( базовый уровень)

1 Используя текст учебника и табл. 3   стр.109 проследить как изменялась численность населения и количество трудовых ресурсов в течение последнего десятилетия. Вывод записать в тетрадь. Составить столбиковую диаграмму изменения численности трудовых ресурсов.

Как изменялась численность лиц не занятых в хозяйстве республики ( безработных)?

Выводы записать.

2.По табл.4 стр.109 определите в  каких секторах экономики занятость росла, а в каких падала. Выводы записать.

3.Какое население называется экономически активным? ( найти в учебнике стр.110)

   Как изменялась численность экономически активного населения, начиная с 2000г.?

4. Используя текст учебника стр. 108 – 110 сделать выводы об особенностях изменения занятости населения и трудовых ресурсов в Удмуртии и причинах этих изменений.

          Инструкционная карта ( продвинутый уровень)

1  Используя текст учебника и табл. 3   стр.109 проследить как изменялась численность населения и количество трудовых ресурсов в течение последнего десятилетия. Составить столбиковую диаграмму изменения численности трудовых ресурсов. Сделать выводы о причинах этих изменений  и записать в тетрадь.

Как изменялась численность лиц не занятых в хозяйстве республики ( безработных)?Почему?

Выводы записать.

2. По табл.4 стр.109 определите, в  каких секторах экономики занятость росла, а в каких падала. Укажите причины. Выводы записать.

3. Какое население называется экономически активным? ( найти в учебнике стр.110)

   Как изменялась численность экономически активного населения, начиная с 2000г.?Почему эти показатели отличаются у мужчин и женщин?

4. Сделать выводы об особенностях изменения занятости населения и трудовых ресурсов в Удмуртии и причинах этих изменений.( при необходимости воспользоваться учебником стр.108-110).

                                   

                               

                                         Урок -  практикум

Тема  урока:             Внутренние воды.

Цель практикума: выявить причинно- следственные связи между климатом и режимом рек, характеристика крупных рек Удмуртии на основе проведения простейших исследований и составления географического описания.

 Практикум является частью урока по данной теме. Работа учащихся проводится на основании инструкционных карт, составленных с учетом дифференциации обучения .

В карте базового уровня дается пошаговая инструкция выполнения работы, а в продвинутом – больше самостоятельности.

      Инструкционная карта ( базовый уровень)

1.Что такое режим реки? Зависит ли он от климата местности?

    Вспомнить, какие климатические показатели влияют на речной сток.

2..Используя климатическую карту Удмуртии в атласе или учебнике ( стр. 31)

   Определить как изменяется количество осадков по территории Удмуртии. Где их      больше? Где меньше?

3. На основании табл.3 на стр.191 учебника, определить,  как осадки изменяются  по месяцам в п.Игра? В какие сезоны выпадает осадков больше?

4. Что происходит с зимними осадками – снегом?

5.  Когда в реки поступает больше воды? Почему, несмотря на большое количество осадков летом, уровень воды в реках падает?  ( см. график на стр.37)

Как называется высокий уровень воды в реке?

Как называется низкий уровень воды в реке? Почему он бывает и зимой?

Чем питаются реки зимой, в летний период?

6. Сравнить свои выводы с текстом учебника стр.30,35-36.

7. С помощью учебника стр.37-40 составить таблицу по крупным рекам Удмуртии.

Название реки

Морфометрические данные

Режим реки.

Расход воды

Притоки

Использование

реки

    Инструкционная карта ( продвинутый уровень)

1.  Что является водоразделом рек Удмуртии? ( см. физическую карту в атласе)

2.  Как связан рельеф и  количество осадков?( сопоставить климатическую и физическую карты ). Определить как изменяется количество осадков по территории Удмуртии? Где их больше, а где меньше?  

3 .По табл.3  на стр. 191 учебника,  высчитать количество осадков по сезонам года. Определить какое количество осадков может дополнительно попасть  в реки  при таянье снега. Какое явление на реках вызывает таянье снега?

4. Почему межень на реках Удмуртии возникает 2 раза в год- зимой и осенью? Объясните это явление на основании ваших знаний о климате.

5. Чем питаются реки зимой , в летний период?. В каком случае может возникнуть паводок? В какое время года он наиболее вероятен?

Сделать вывод о режиме рек.

6. Используя различные источники дать сравнительную характеристику 2-х рек ( по своему выбору)

                              Урок -   экскурсия   в Центр народного творчества.

 Тема урока:       Занятия населения в прошлом и настоящем.

Цель: Знакомство с жизнью, бытом и занятиями  сельского населения  Игринского района в прошлом

Задачи: 1.Ознакомиться с народными промыслами населения Игринского района.

              2.Научиться  составлять отчет по результатам экскурсии.

              3.Воспитание бережного отношения к традициям народа, любви к родному краю.

 Подготовка к экскурсии:

На уроке, предшествующем экскурсии, класс делится на группы. Каждой группе выдаются карточки с заданиями, в соответствии с которыми они должны подготовить отчет после экскурсии. Количество учащихся в группе зависит от количества вопросов в карточке. В отчете можно использовать не только  информацию полученную на экскурсии, но и привлекать дополнительные материалы и источники информации, иллюстрировать свои работы и т.д. Отчет выполняется один на всю группу.

Заранее договариваюсь с экскурсоводом и обговариваю план экскурсии.

План проведения экскурсии:

1.Выращивание и обработка льна.

2.Обработка древесины и бересты.

3.Изделия из лозы

4. Ткачество, ковроделие и гобелен.

Если есть время, то проводится мастер – класс по обработке какого либо материала.

                                  Карточки – задания группам.

1 группа: Выращивание и обработка льна.

1.Выращивание льна, подготовка его к обработке

2.Первичная пооперационная обработка льна. Продукты переработки Изготовление пряжи.

3.Ткачество и отделка тканей ( какие приспособления, станки при этом использовались, чем проводилась окраска).

4. Готовые изделия.

2 группа:  Ковроделие и  гобелен.

1.Какие материалы использовались для изготовления ковров и гобеленов?

2. Основные технологические приемы , использовавшиеся в нашей местности.

3.Характерные орнаменты и их значение.

4.Где и как использовались ковры и гобелены?

3 группа: Промыслы, связанные с обработкой древесины.

1. Какие материалы  леса используются  при изготовлении изделий? Какие породы дерева предпочтительнее?

2.Какие изделия изготавливаются из лозы, бересты и древесины?

3.Инструменты и оборудование для их обработки в прошлом и настоящем.

4.С чем связано широкое распространение предметов быта из дерева в нашей местности?

Домашнее задание: подготовить отчет об экскурсии.

На следующем уроке подводятся итоги экскурсии.

                                     

                                       Творческий урок  в 8 классе

                                    по курсу «География Удмуртии»

                      « Характерные особенности удмуртов»

Цель урока: показать особенности удмуртского населения: черты характера, отношение к труду, особенности жизни и быта в прошлом и настоящем,  особенности национальной культуры.

Задачи урока: 1.Привитие интереса к национальной культуре удмуртов к истории народа

                          2.Развитие навыков самостоятельной поисково-исследовательской  

                            деятельности,   умения выступать на публике

                          3.Воспитание умения  работать в группе,сотрудничать.                  

Подготовка к уроку: за 2 недели до урока определяется состав групп и даются групповые задания. Группы формируются дифференцированно-сильные учащиеся, со средними способностями и слабые. Но при этом нужно учитывать и пожелания учащихся.

Задания даются каждой группе отдельно:

1 группа ( сильные) - Найти в книге В.Г.Короленко «Мултанское дело» описание быта удмуртов и особенности характера, присущие им. Написать небольшой реферат или эссе по данной теме. Готовят презентацию по теме.

2 группа (средние)- по монографии В. Владыкина  «Этнография удмуртов», найти в тексте описание, касающееся отношения к труду . Подобрать удмуртские пословицы и поговорки о труде. ( можно провести  игру - пословицы и поговорки делятся на 2 части и записываются на разных карточках. Карточки раздаются ученикам в классе. Зачитываются, по очереди, начало пословицы, а конец дополняет другой ученик у которого есть соответствующая карточка).

3 группа ( более слабые учащиеся) – по учебникам «Краеведение» для 6 и 7 классов, подобрать материал, характеризующий отношение удмуртов к другим народам, проживающим на территории Удмуртии, сделать сообщение.

 Отдельно  дается задание 3-4 учащимся, которые могут хорошо рисовать: посетить Центр народного творчества, используя литературу, отобразить  в рисунках быт , занятия населения, национальные костюмы и т. д .( они служат иллюстрацией к выступлениям групп)

Каждая группа представляет результаты своей работы на уроке и,исходя из своих материалов, делает выводы, отвечая на вопросы:

1.Какие черты характера, отношения к труду, к другим народам, проживающим на территории Удмуртии, помогают или затрудняют социализацию удмуртов?

2.Почему идет процесс ассимиляции удмуртского населения? Можно ли его избежать?

Подводятся итоги урока. Формулируются общие выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков по географии

Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".

Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...