Разработка урока по географии "Население Африки"
презентация к уроку по географии (7 класс) на тему
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 21.47 КБ |
prezentaciya_k_uroku7_klass_naselenie.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок
по географии
Тема:
«Население Африки»
класс 7
Разработал и провёл
учитель географии
Гимназии №4 г. Можайска
Мучкин Павел Петрович
Можайск
2012
Цели и задачи урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с особенностями коренного населения Африки, с расовым и этническим составом материка, выявить взаимосвязь природных зон и плотности населения, взаимосвязь рас и природных зон.
Развивающие: Закрепить и развить общие понятия в процессе их применения, дальнейшее совершенствование приёмов учебной работы с картой, умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений.
Воспитательные: Сформировать у учащихся научное мировоззрение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: Частично – поисковый, исследовательский.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, Физическая карта Африки, Карта природных зон, Карта народов Африки, атласы, контурные карты, бланк заданий для проверки уровня усвоения нового материала.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами проведём обычный урок географии. Необычность нашего урока в том, что у нас присутствуют гости и, что урок проводит не Елена Николаевна, а я – меня зовут Павел Петрович.
Объявление темы, постановка цели.
Вы уже много уроков провели по теме «Африка». Сегодня мы продолжим изучать этот интереснейший материк. И тема сегодняшнего урока «НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ».
Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Что будем Изучать?
Правильно!
О людях, которые населяют этот материк. О расах , плотности населения, народах Африки, странах и хозяйстве.
Не ходите, дети, в Африку гулять заклинают родители Танечку и Ванечку в сказке К.И. Чуковского. Но ребята, конечно же, не послушались и убежали в Африку. Ведь этот континент манит жителей северных широт, как никакой другой, - вероятно, потому, что на его необъятных просторах стались места, куда ещё не ступала нога человека. Предполагают даже, что среди болот и лесов бассейна реки Конго до сих пор могут жить динозавры. А в эпоху, когда люди побывали практически везде, так хочется оказаться первопроходцем!
Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки. Узнать, что же за люди живут в таких необыкновенных условиях, познакомиться с особенностями коренного населения материка, с расовым и этническим составом и выявить взаимосвязь размещения населения и природных зон.
1 блок Численность и размещение населения
Африка - прародина первого человека
Африка занимает 2 место по численности населения среди материков – около 900 млн. человек.
(слайд 1,2)
Размещение населения. (слайд 2).
Вопросы учащимся по карте плотности населения исследовательского характера:
1.Ребята, а в чём измеряется плотность населения? (чел/кв.км).
2.Давайте определим среднюю плотность населения Африки!
900млн.чел. : 30 млн.кв.км = 30чел/кв.км
- Давайте определим по карте «Плотности населения», как размещено население Африки?
При высокой средней плотности населения географические различия в ней очень значительны.
Чтобы определить, а от каких причин зависит размещение населения, давайте вместе проведём географическое исследование. Для этого нам помогут вопросы и задания в учебнике на стр.74:
1.Какие природные зоны наиболее густо заселены, какие слабо заселены?
2. Сопоставляя климатическую, природных зон, физическую объясните причины разной заселённости.
3. Выполняем задание №3 на контурной карте: Подписать географические объекты вблизи которых высокая плотность населения.
4. Какой вывод?
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую ( от 1 до 50 чел. на кв.км) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озёр.
2 блок Расы, народы, языки религии.
А теперь давайте определим, какие расы, народы, языки и религии распространены в А Африке.
(слайд 3)
Вопросы учащимся:
- Ребята, а какие расы вообще есть на Земле?
- А чем они отличаются друг от друга?
- Какие отличительные признаки вы знаете?
(слайд 4,5,6,7,8)
Практическое задание: заполнение таблицы с использованием слайдов.
(учащиеся получают бланки таблицы)
Отличительные особенности народов Африки
Название расы | Народы | Место проживания | Характерные черты |
Европеоидная | алжирцы, марокканцы, берберы, египтяне | Север Африки | Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо |
Экваториальная (негроидная) | Тутси, нилоты, Пигмеи | Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов | Очень тёмная, почти чёрная кожа, рост 180-200см. Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см) |
Промежуточная | Бушмены, готтентоты Эфиопы Малагасийцы | Полупустыни, пустыни Восточная Африка о. Мадагаскар | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Более светлая, но с красноватым оттенком кожа. Смешение и признаки монголоидной и негроидной рас. |
Языки и религии.(слайд 9)
Вопросы учащимся:
- Какие расы проживают в Африке
- В какой части материка расселены представители негроидной расы?
- В какой части материка расселены представители европеоидной расы?
3блок Страны.
(слайд 10,11)
В Африке в настоящее время 56 стран, из них 54 – независимые государства.
60% стран относятся к числу менее развитых. Самая развитая страны Африки – ЮАР.
Работа на контурной карте (зад.2,4):
- Подписать на контурной карте 5 самых крупных государств по площади .
- Подписать на контурной карте 5 самых крупнейших стран по числу жителей.
Вопросы учащимся:
- Сколько стран в Африке?
- Назовите и покажите по карте крупнейшие по площади.
- Назовите и покажите по карте крупнейшие по числу жителей.
4блок Хозяйственная деятельность.
Работа по картам атласа. (Слайд 12,13,14)
Итак, подведём итоги урока. Ребята, что запомнилось больше всего на уроке? Назовите самые интересные моменты о населении Африки.
Вопросы учащимся для закрепления материала урока:
- Когда появились первые люди в Африке?
- Почему они разделились на расы?
- Представители, каких трёх рас проживают на материке?
- Где проживают представители европеоидной расы? Перечислите их.
- Где проживают представители экваториальной расы? Перечислите их.
- Представители промежуточной расы?
- Как размещается население на материке?
- Какая взаимосвязь существует между природными зонами и размещением населения?
5блок Домашнее задание.
- §24
- Контурная карта (зад. 1,5)
- На усмотрение учащимся (на выбор):
А) Составить кроссворд «Страны Африки»
или
Б) Подготовить сообщения о странах Африки: Египет, ЮАР, Конго.
Выставление оценок учащимся
Ребята, спасибо большое за работу на уроке!
ВСЕ МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размещение населения Африка – прародина человечества, народы материка очень древние. Австралопитек «южная обезьяна» – предок человека, живший 2 – 1,5 млн. лет назад.
Расовый состав
Народы Африки
Семито-Хамитская ( афразийская ) языковая семья араб эфиопы Туарег (бербер) – «народ покрывала»
Нигеро-кордофанская языковая семья Зулу (банту) Пигмеи «кулак» - самые низкие люди на Земле (ср. рост 120- 140 см) Ватузи – самые высокие люди на Земле (средний рост около 180-200 см) Бушмены «лесной человек» - выселенные в пустыню Намиб Фульбе
Австронезийская языковая семья Малагасийцы – жители о. Мадагаскар
Индоевропейская языковая семья Африкандер (бур)- потомки переселенцев из Европы (голландцев и англичан) Переселенцы из Южной Азии
Религиозный состав
Политическая карта
Динамика политической карты В XVI веке территория материка была разделена между европейскими странами (Франция, Великобритания, Испания, Португалия, Бельгия). Коренное африканское население стало рабами. В начале 60-х годов XX века в странах Африки вспыхнули освободительные движения, и скоро большинство народов обрело свободу.
Хозяйственная деятельность
Природа и человек Долгие годы колониального владычества привели к истощению природных богатств материка. Создание национальных парков способствовало сохранению природы материка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Тропические пустыни Африки".
Загадочная пустыня Намиб....
Разработка урока "Природные зоны Африки"
Разработка урока с презентацией....
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока и презентация "Решение задач и примеров на сложение в пределах 1000 с переходом через разряд" (Урок - путешествие по Африке)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеКраснодарского края школа № 10 г. Белореченска...
разработка урока "Природная зона Африки"
Урок разработан с технологической картой, имеется презентация....
Разработка урока "Природные зоны Африки"
Урок для 7 класса "природные зоны Африки", технология групповой деятельности....