Урок географии 11 класс по теме "Япония"
план-конспект урока (география, 11 класс) по теме
конспект урока географии в 11 классе по теме "Япония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yaponiya.doc | 66.5 КБ |
urok_yaponiya_nxpowerlite_nxpowerlite.ppt | 949 КБ |
Предварительный просмотр:
Япония: Территория, границы, население.
Цели:
Образовательная: сформировать представление о основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения.
Развивающая: развить творческие способности учащихся, и закрепить навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей и эстетического отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: Презентация, политическая карта мира, атласы, опорный конспект.
Структура урока:
- Название страны и состав территории.
- Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны.
- Природные ресурсы и их использование.
- Особенности населения. Демографическая политика.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебных принадлежностей, опорного конспекта).
II. Актуализация
Вступительное слово учителя
Слайд № 1.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, древнее название которой – Ямато, местные жители называют ее Нихон, то есть «Страна восходящего солнца». Это удивительная страна не похожая на другие, здесь пальто подает женщина, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным.
Слайд № 2.
Эта страна – Япония. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в середине. Герб – круглая хризантема – национальный цветок Японии.
II.Формирование новых знаний
Задача урока состоит в том, чтобы изучить особенности экономико-географического положение данной страны его населения, культуру и традиции.
Вопрос: Ребята, скажите, пожалуйста, Япония – развитое или развивающееся государство?
Ответ: экономически развитое государство.
Вопрос: По вашему мнению, какие факторы способствуют экономическому росту любой страны?
Ответ: географическое положение, природные ресурсы…
И так, давайте с вами вмести разберемся, какие факторы наиболее всего повлияли на развитие Японии. И начнем, мы с географического положения.
Слайд № 3
1. Географическое положение.
(работа с контурными картами в опорном конспекте)
По размерам территории 372 тыс. кв. км. Японию можно сравнить с такими странами Европы, как ФРГ или Норвегия. Однако по своей конфигурации Япония очень отличается от большинства стран мира, поскольку представляет собой государство – архипелаг.
В его составе около 4000 островов, если учитывать и большие острова и совсем маленькие. Однако ядро страны образуют четыре самых больших острова. Найдите их в карте и подпишите в контурных картах. (Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо).
Определите, какой остров самый большой по площади? – о. Хонсю
Определите, какой остров самый северный? – о. Хоккайдо
Определите, какой остров самый маленький? – о. Сикоку
Определите, какой остров самый южный? – о. Кюсю.
Кроме того Японии принадлежат включающий в себя более 200 островов архипелаг Рюкю, а также отдельные более отдаленные острова в Тихом океане. Два архипелага – Японский и Рюкю – вместе образуют островную дугу, которая протягивается вдоль северо-восточного побережья Азии примерно на 3,5 тыс. км. От материка она отделена Охотским, Японским и Восточно-Китайским морями. Япония имеет только морские границы, так как ее берега чрезвычайно изрезаны, общая длина береговой линии достигает 30 тыс. км. Столица Японии город Токио, «Токио» в переводе с японского означает «восточная столица», расположен на о. Хонсю. Столицей он стал в 1869 году.
Определите положение Японии по отношению к соседним странам.
Имеет морские границы с Россией, КНДР, Республикой Кореей, Китаем.
Давайте разберемся с благоприятными и неблагоприятными факторами экономико-географического положения (посоветуйтесь в группах) – 1 минута
Благоприятные:
- выход к морям и океанам;
- центр Азиатско-Тихоокеанского региона
Неблагоприятные:
- изолированность (островное государство);
- удаленность от рынков сырья и сбыта.
Следует отметить, что особенность ЭГП Японии определяется, прежде всего тем, что острова на которых она расположена находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое положение открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда.
Но Япония также удалена от главных районов сбыта продукции, за исключением стран с которыми она имеет соседское положение.
Итак, можем ли мы однозначно сказать, что ЭГП Японии выгодно или невыгодное?
Вывод: Подводя итог характеристики ЭГП Японии однозначно ответить на этот вопрос нельзя. С одной стороны Япония островное государство в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, а с другой стороны Япония отделена от центров мирового хозяйства – Европы и Северной Америки.
Слайд № 4
Давайте перейдем ко второму фактору, обеспеченность страны природными ресурсами.
2. Природные ресурсы и их использование.
Проанализируйте таблицу и дайте общую характеристику обеспеченности Японии минеральными ресурсами.
Страна | Запасы | |||
Нефть | Газ | Уголь | Железная руда | |
Япония | 200 мл. т. | 30 млр. м. | 8,7 млр. т. | 0,2 млр. т. |
России | 20 млрд. т. | 48,1 трлн. м. | 202 млр. т. | 25 млр. т. |
США | 3,7 млрд. т. | 4,7 трлн. м. | 445 млр. т. | 7 млр. т. |
Китай | 3,3 млрд. т. | 2,1 трлн. м. | 296 млр. т. | 25 млр. т. |
Вывод: Япония имеет незначительные запасы минеральных ресурсов, кроме железных руд имеются также незначительные запасы марганцевых, медных и свинцовых руд.
Из-за бедности минеральных ресурсов в Японии особое значение приобретают другие природные ресурсы. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать по два урожая в год риса и овощей. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые реки Японии – источник гидроэнергии и воды для орошения.
Слайд № 5
3. Население
Япония – конституционная монархия. Империи это практически единственная империя в мире. До принятия конституции в 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В настоящее время император страны – Акихито – символ государства и единства нации. По государственному строю Япония – унитарное государство, состоящее и 46 префектур и губернаторства Хоккайдо.
Население Японии составляет 127 млн. ч. – это восьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и России.
Средняя плотность населения – 336 ч.кв. км. Но фактически плотность населения выше, почти все население страны сосредоточенно на приморских низменностях и в долинах рек. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них города – миллионеры.
Япония стала первым государством Азии, перешедшим от второго типа воспроизводства населения к первому. Причем эта «демографическая революция» произошла в очень короткие сроки. Демографическая политика привела к снижению числа родившихся детей а показатели средней продолжительности жизни стали самыми высокими в мире женщины – 82 года, мужчины – 76. Давайте разберемся в данном явлении.
У каждой группы на столе есть научный текст. Вам необходимо за 3 минуты выделить основные аспекты. 1 группа – меры предпринятые государством в рамках демографической политики; 2 группа – причины высоких показателей продолжительности жизни японцев. (5 минут)
Слайд № 6
1 группа – меры:
1. Повышения возраста вступления в брак (мужчины – 28 лет, женщины – 26 лет)
2. «Мода» на безбрачье
3. Растущие затраты на воспитание и обучение ребенка
4. Дороговизна свадебных церемоний
Слайд № 7
2 группа – факторы:
1. Малое потребление алкогольных напитков;
2. Развитое здравоохранение;
3. Все продукты в магазине только свежие;
4. Отношение к жизни;
5. Доброжелательность друг к другу;
6. Привычка ходить;
7. Гигиена
Слайд № 8
Япония – типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.
Слайд № 9
Японцы верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии – Буддизм. Японская система верования – Синтоизм – преимущественно обслуживает основные религиозно-бытовые обряды и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проводят в синтоистских храмах. Буддизм напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.
Японская культура имеет весьма специфические черты, как вы думаете почему культура Японии такая самобытная и неповторимая?
- однородность национального состава;
- естественная изолированность страны.
Причины стоит искать в истории. Дело в том, что Япония вплоть до ХХ века была как бы спрятана от глаз европейцев. Японию – страну гор и морей никому долго не удавалось завоевать. В отличии от многих стран Восточной Европы и Азии она не была завоевана ордами Чингисхана. В 1274-1281 гг. монгольский военачальник Фибилай дважды посылал к берегам Японии большой флот, однако дважды его корабли были разбиты бурей. С ХII в. в Японии правили – сегуны – которые запрещали своим подданным путешествовать, иностранцы также не допускались в Японию. И лишь в ХVI в. в Японии появились европейцы.
Таким образом, Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Следует отметить, что экономически активное население городов, составляющее примерно 50%, имеет высокий уровень образования, высокую квалификационную подготовку, для овладения современной техникой и технологиями, а также обладает трудолюбием, приучены к строгой дисциплине. Рабочей силы, обладающей такими качествами, нет ни в США, ни в западноевропейских странах. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, чайная церемония, икебана, бонсай.
Слайд № 10
Вывод: Культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении экономических высот.
Слайд № 11
V. Рефлексия (5 минут)
9 августа 1945 г. на Нагасаки была сброшена атомная бомба. В память об этой трагедии здесь сохранено разрушенное здание и стоит памятник с надписью «Пусть в мире мир царит». С принятием конституции в 1947 году, в ней было прописано………………. Живет в Японии легенда о девочки Садако, умиравшей в больнице от лейкемии. Ей приснилось, что если она сделает тысячу бумажных журавликов, то обязательно поправится. Но не успела… с тех пор принято каждому гостю, входящему в дом дарить бумажного журавлика. По приданию эта птица обладает бессмертием, она как истинный мудрец, презирает суетные блага, и приносит людям счастье. И мне очень хотелось бы, чтобы мои журавлики принесли вам счастье. (все учащиеся получают по бумажному журавлику выполненному в технике оригами).
И в завершение нашего урока я предлагаю вам, составит Хокку, это традиционный японское трехстишье, которое составляется по специальной схеме.
Слайд № 12
А темой хокку выступит наш урок.
1. Я был кем-то или чем-то Я видел кого-то или что-то | Я был спасителем |
2. Место и действие (где и что делал) | В темном лесу |
3. Определение (как?) | Мужественно приносил себя в жертву |
Слайд № 13
- Домашнее задание.
1. С.241-249 учебника
2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо).
3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: knyazeva.anzheli@mail.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Факторы ЭГП Благоприятные Неблагоприятные Выход к морям и океанам Центр Азиатско-Тихоокеанского региона Изолированность (островное государство) Удаленность от рынков сырья и сбыта
Страна Запасы Нефть Газ Уголь Железная руда Япония 200 мл. т. 30 млр. м. 8,7 млр. т. 0,2 млр. т. России 20 млрд. т. 48,1 трлн. м. 202 млр. т. 25 млр. т. США 3,7 млрд. т. 4,7 трлн. м. 445 млр. т. 7 млр. т. Китай 3,3 млрд. т. 2,1 трлн. м. 296 млр. т. 25 млр. т.
Причины низких показателей рождаемости: 1. Повышения возраста вступления в брак (мужчины – 28 лет, женщины – 26 лет); 2. «Мода» на безбрачье; 3. Растущие затраты на воспитание и обучение ребенка; 4. Дороговизна свадебных церемоний.
Причины высоких показателей продолжительности жизни: 1. Малое потребление алкогольных напитков; 2. Развитое здравоохранение; 3. Все продукты в магазине только свежие; 4. Отношение к жизни; 5. Доброжелательность друг к другу; 6. Привычка ходить; 7. Гигиена.
Бронзовая статуя Будды г. Нара Храм Сэнсодзи г. Токио
г. Хиросима. Парк мира. Памятник «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире» г. Санкт – Петербург. Парк мира. Памятник «Колокол мира»
Хокку 1 Я был кем-то или чем-то. Я видел кого-то или что-то. Я был спасителем. 2 Место и действие (где и что делал). В темном лесу. 3 Определение (как?). Мужественно принося себя в жертву.
Домашнее задание: 1. С.241-249 учебника 2.На контурную карту нанести: крупнейшие города, выделить мегалополис (Токайдо). 3. По желанию приготовить сообщение: «Токио - крупнейший город мира», «Российско-японские отношения на современном этапе», «Традиции Японии» сообщения выслать на электронный адрес: knyazeva.anzheli@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по географии 5 класс"Моделирование на уроках географии
Основа стандарта : каждый урок - деятельностный подход к обучению. Поэтому, главная задача учителя -организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Умения предметные (географическ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка.
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Австралия. Географическое положение и исследование материка....
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка
Интерактивные уроки географии.Урок географии в 7 классе с применением ИКТ. Тема :Южная Америка. Географическое положение и исследование материка....