Современные образовательные технологии
статья по географии на тему
Современные образовательные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
79999_sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii_na_urokakh_geografii.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Радченко У. А.
Учитель географии
Краснодар
МБОУ СОШ № 22
«Современные образовательные технологии на уроках географии».
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Принцип активности учащихся в процессе обучения остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Урок является главным компонентом в обучении и воспитании, формой реализации педагогических воздействий, где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и ученика. В настоящее время широко применяются новые методы и формы общения: проекты, конференции, бинарные уроки, деловые игры, групповая работа и т.д.
Рассмотрим на примере географии, как проводятся вышеуказанные формы уроков.
Блиц опрос. В начале каждого урока в очень высоком темпе задаются короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы, например:
- численность населения мира;
- страна, занимающая первое место в мире по добыче нефти;
- столица Филиппин;
- отрасли международной специализации Японии;
- какие электростанции преобладают во Франции;
Данный прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение географии. Но этот метод преследует и другую цель: если какие - то
вопросы повторяются на разных уроках, то учебный материал, наконец, запоминается всеми.
Достаточно большой интерес у учеников вызывают задачи, проблемные вопросы, тестовые задания.
Вот некоторые из них:
- Сельскохозяйственные культуры – сырье для производства одного из важнейших продуктов питания:
А. Бразилия, Индия, Китай
Б. Франция, Украина, Германия
Среди перечисленных государств, есть страны, на территории которых эти растения были окультурены? Если знаете, назовите их. Откуда получает сырье для производства этого продукта Россия?
(Ответ: А-сахарный тростник, Б- сахарная свекла)
Обе культуры служат сырьем для производства сахара и этилового спирта. Сахарный тростник был введен в культуру в Тропическом центре происхождения культурных растений, т.е. происходим с территории Индии. Сахарная свекла Средиземноморского центра, к которому относятся и Южные районы Франции. Россия производит сахар частично из выращенной на своей территории сахарной свеклы, частично – из сахара – сырца завезенного из Бразилии и Кубы, где вырабатываются из сахарного тростника.
2.Население Норвегии проголосовало против вхождения своей страны в Европейский Союз. Представьте, что вам, как эксперту норвежского правительства, необходимо проанализировать, итоги этого референдума. Предложите своему руководству программу убеждения норвежцев в целесообразности вступления в ЕС.
3.На международной выставке «Цветные металлы – 2011» встретились представители четырех стран западного полушария, входящих в первую десятку в мире по добыче бокситов. Несмотря на географическую близость своих стран, беседующие вынуждены были прибегнуть к услугам сразу трех переводчиков. С каких языков пришлось переводить беседу? Граждане, каких стран участвовали?
(Переводить пришлось с португальского, английского, голландского; страны: Бразилия, Суринам, Ямайка)
Групповая работа учащихся
В качестве примера предложена тема: «Сельское хозяйство мира».
За две недели до уроков, класс делится на группы, каждая из которых выбрала один из разделов темы. Каждой группе предложено подготовить газету, буклет, коллекцию, кулинарное блюдо и т.д.
Тема рассчитана на два урока. Разделы включают следующие вопросы для обсуждения:
- Значение сельского хозяйства и его связи с другими отраслями.
- Занятость людей в сельском хозяйстве в странах.
- Взаимосвязь отраслей внутри сельского хозяйства.
- Зависимость отраслей структуры сельского хозяйства от природных и экономических условий каждой страны.
- Агропромышленный комплекс.
- Производственные и земельные отношения в разных странах.
В группах подготовлены выступления по темам:
- Зерновые культуры.
- Технические культуры.
- Тропические и тонизирующие культуры.
- Животноводство.
Учитель подводит итоги уроков и показывает влияние сельского хозяйства на окружающую среду.
Существуют и другие формы проведения групповой работы. Предлагаемая форма наиболее эффективна на обобщающих уроках.
Весь класс делится на группы. В каждой назначается руководитель, который за несколько дней получает консультацию у учителя. Каждая группа должна пройти четыре этапа (опрашивают руководители групп).Все отметки фиксируются на листках учащихся.
Игровые технологии
Игры на уроках активизируют деятельность учащихся, повышают познавательный интерес к предмету. Опыт показывает, что игровые технологии способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе. Ситуации из реальной жизни и ситуация успеха, помогают лучше усваивать материал любой сложности.
Педагогическая игра обладает существенными признаками:
- четко поставленная цель общения и воспитания;
- управление ходом игры;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы;
- подведение итогов и оценивание;
- повышение познавательной мотивации учащихся;
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, творческие;
Урок- игру можно использовать как при прохождении нового материала, так и для итоговой проверки знаний, для обобщения и повторения.
Вот некоторые примеры игр:
Найти трехзначное число, включающее соответствующие материк, государство и столицу. 1)Южная Америка 2)Африка 3)Северная Америка 4)Канада 5)Египет 6)Оттава 7)Перу 8)Лима 9)Каир
Например: 346
2. Найти ошибки в тексте.
«…Наконец участники экспедиции достигли реки Амазонки, самой длинной и полноводной реки мира, впадающей в Тихий океан и т. д.»
- Географическая викторина:
- На берегах, какой реки стоят города девяти стран? (Дунай)
- Какая часть света омывается четырьмя океанами? (Азия)
- Что называют «коричневым золотом», «зеленым углем», «черным золотом», «белым углем», «голубым углем», «белым золотом», «солнечным камнем».
(торф, горючие сланцы, нефть, энергия падающей воды, энергия ветра, хлопок, каменный уголь)
3.Географические загадки – шутки.
- Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)
- Какой город Европы стоит «на мягком месте»? (Париж на Сене)
- Какой остров сам признает себя принадлежностью костюма? (Ямайка)
- Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Я-пони- я)
- Из какой ткани «сшит» один из крупнейших городов США? (Бостон)
Проектная деятельность.
Включает три этапа: 1)Постановка проблемы, составление плана работы, сбор материала по данной теме. 2)Обсуждение и анализ полученных результатов, отчет каждого из участников о своем вкладе в общее дело, поощрение принимавших участие в работе. 3)Оформление полученных результатов.
Задание: Спланировать населенный пункт, дороги; продумать связи и обеспечение электроэнергией, нанести хозяйственные объекты.
Проект представляет собой план местности.
Авторские группы могут представить разные проекты: «Завод по производству мясных консервов», «Рыбоперерабатывающий завод», «Предприятие по производству сахара» и т.д.
Элементы проектной деятельности могут быть использованы на многих уроках. На семинаре: «Энергетика и окружающая среда» можно задать следующие вопросы:
1)Спрогнозируйте последствия строительства Туруханской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска. При этом предполагается построить плотину высотой 200 метров. Для прогноза используйте карты атласа.
2)Широкие круги населения и некоторые специалисты считают, что положение на реке Волге было бы совсем иным, если бы не было бы водохранилищ, замедливших сток реки, и плотин – «тромбов», появившихся в ее русле. Другая группа утверждает, что строительство ГЭС на Волге вызвано необходимостью решения многих народнохозяйственных задач: Волжско – Камский каскад дает 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России, обеспечивает водными ресурсами промышленные центры.
Примите участие в дискуссии, какую точку зрения и почему вы будете отстаивать?
У учебного проектирования масса достоинств, но не нужно забывать, что учебные проекты основываются на базовых знаниях и требуют четкой организационной подготовки.
Все перечисленные методы и формы работы позволяют достичь главной цели – повысить интерес к изучаемому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)
Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Современные образовательные технологии на уроках биологии. Роль современных образовательных технологий
В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора инди...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...
Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы
В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...