Дистанционное обучение как социальная необходимость современности
статья по географии по теме

Горячева Ирина Анатольевна

                           Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ

                        НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРЕМЕННОСТИ

               

                                                                                                                   Горячева Ирина Анатольевна

                                                                                                                                     учитель географии

                                                                                                ГБОУ школа №320   Приморского района

                                                                                                                                    Санкт-Петербурга

               В настоящее время дистанционное образование одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования и за рубежом, и в России. В условиях трансформации российского общества дистанционное обучение играет важную роль в решении проблемы модернизации профессионального образования. В настоящее время в мире происходят глобальные изменения в разных сферах жизнедеятельности, и Россия не без исключения. Одной из значимых и быстроразвивающихся сфер социальной жизни является образование. Так как в основе образования заложены элементы, которые формируют интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Научные открытия, изобретения приводят к появлению новых средств, предметов труда, появляются и внедряются новые производственные и информационные технологии. Поэтому в современных условиях развитие обучения населения должно проходить непрерывно с целью получения новых знаний и реализации их в профессиональной деятельности.

Одной из наиболее распространенных и доступных форм обучения в последние годы стало дистанционное обучение. Дистанционное обучение является гибкой, недорогой и доступной формой получения образования каждому желающему. Количество возможностей дистанционного обучения в России постоянно и стремительно растет. Дистанционное обучение сориентировано на территориальной удаленности преподавателя и обучающегося, поэтому все или часть учебных занятий осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это качественно новый вид образования, базирующийся на принципе самостоятельного обучения обучающегося, а также современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации. Этот вид образования предполагает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель и ребенок не находятся в состоянии постоянного педагогического взаимодействия; он является важной организационной составляющей непрерывного образования. Дистанционное обучение необходимо как дополнение к очному школьному образованию, при этом они не должны исключать друг друга, а должны тесно взаимодействовать. Школа является местом обмена интересной информацией, местом живого общения, дистанционное же обучение должно способствовать развитию личностных качеств ребенка, развитию мощной мотивации к учению, к формированию желания приобретать знания.

                           Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. В области информатизации школьного образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютерной техники, а следовательно, органически включает ее в учебный процесс и привлекает к ее освоению все больший круг учителей школ.

                       Дистанционное среднее образование – это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы.

                         Весь учебный процесс, основанный на использовании новейших технологий дистанционного обучения, содержит обязательные аудиторные знания, а также самостоятельную работу учеников. Что касается участия преподавателя во всем этом процессе, то оно определяется необходимостью осуществлять беспрерывную поддержку познавательной и учебной деятельности студентов посредством организации контроля, как текущего, так и промежуточного. Кроме того, проводятся аудиторные, а также сетевые консультации и занятия.

             Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем рассматривать обучение  только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых педагогических подходов образовательный курс.

Дистанционное обучение позволяет:

• проводить обучение большого количества человек;

• повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.

• создать единую образовательную среду.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.

Применение ДО не требует отказа от использования в учебном процессе традиционных форм образования. ДО прекрасно встраивается в традиционную систему образования его составной частью, т.е. обучение может быть как полностью дистанционным, так и частично.

         Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не только источником информации.  Обучающиеся имеют представление о разных возможностях предлагаемого курса – для одних имеют значение образовательные результаты, для других – возможность самореализации, раскрытие творческих способностей.

            Дистанционное обучение имеет большие возможности, так как эта организация системы обучения особенно важна для старшеклассников, активно готовящихся к поступлению в ВУЗ, занимающихся в системе дополнительного образования, заинтересованных в углубленном изучении отдельных программ, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющими. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

                 Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

             Данная форма обучения полностью перекраивает наши привычные представления о школьном обучении, поэтому многие родители и педагоги ее не приемлют, предпочитая действовать по старинке. В этом есть рациональное зерно, поскольку использовать дистанционное образование в начальной школе, допустим, крайняя мера, поскольку дети не обладают еще достаточным уровнем мотивации для самостоятельного обучения.

 Литература

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М., 2001.

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.Н. Ковшова. М., 2008.

3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. М., 1995.

4. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие / Отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2003.

5. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: Практическое руководство. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Использование инструментов дистанционного обучения как элемент построения современной информационно-образовательной среды.

Использование информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий делает обучение деятельностным, опережающим, востребованным, позволяющим активно проводить мониторинг качества и эффективн...

Необходимость обучения школьников медиаграмотности в современных условиях

Интернет пространство - мощнейший инструмент вовлечения, формирующий у людей образы, смыслы и алгоритмы поведения. Зачастую пользователи распространяют контент, не задумываясь, какой смысл закладывают...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»

laquo;Дистанционное обучение: современная форма получения образования с применением дистанционных технологий»(из опыта создания электронных ресурсов в СДО  Moodle)...

икт компетентность-необходимое условие дистанционного обучения

В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором знания и информация становятся основными производительными силами. В информационном обществе с...

Дистанционное обучение – один из важных этапов обучения в современной школе.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...