Урок-игра по теме "Атмосфера" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок – игра
по теме «Атмосфера»
6 класс
Учитель МБОУ СОШ № 5
г. Вязники Владимирской области
Спрыгина Ирина Викторовна
Цели и задачи:
- Развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
- Формирование умения работать в группе.
- Расширение и углубление знаний учащихся по теме «Атмосфера».
Методы и формы обучения:
- Игровые, частично – поисковые.
Оборудование:
- Карточки с заданиями, атласы.
Урок – игра проводится между учащимися двух параллельных классов. Учащиеся заранее разбиты на две команды по 6 человек и болельщиков, которые активно принимают участие в игре. Группа учащихся подготовила с помощью учителя опережающие задания – сообщения об интересных явлениях атмосферы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
«Ребята! Сегодня вы совершите увлекательное путешествие по стране «Атмосфера», а поможет вам в пути багаж знаний, полученный на уроках географии.
Маршрут путешествия пройдет по станциям:
1. «Минутка».
2. «География + математика».
3. «Найдите ошибку»
4. «Климатическая».
5. «Почтовая».
6. «Литературная».
7. «Необычные явления атмосферы».
Во время путешествия две команды «Бриз» и «Тайфун» будут соревноваться, кто первым дойдет до конца маршрута и покажет лучшие знания по теме «Атмосфера».
Командам выдаются маршрутные листы, в которые будут заноситься баллы, оценивающие прохождение учащимися каждого маршрута.
Ученики – болельщики «болеют» за свою команду и активно помогают ей по ходу путешествия, зарабатывая дополнительные баллы для своей команды.
Итак, все готовы? Отправляемся в путь!
Станция «Минутка»
За 1 минуту команды должны ответить на как можно большее количество вопросов. Болельщики могут помочь своей команде и заработать фишки – дополнительные баллы.
Разыгрывается очередность ответов.
Вопросы для команды № 1.
- Что такое атмосфера?
- Назовите слои атмосферы.
- Какой слой атмосферы называется «кухней погоды»?
- Что такое амплитуда колебаний температуры?
- В чем измеряется температура воздуха?
- Что такое атмосферное давление?
- Как атмосферное давление изменяется с высотой?
- Чем обусловлено изменение температуры воздуха в течение суток?
- От чего зависит сила ветра?
- Что такое бриз?
- Что такое относительная влажность воздуха?
- Что такое осадки?
- Какие виды осадков вы знаете?
- Какие облака наблюдаются на небе в ясную теплую погоду?
- Что такое климат?
- Какой газ преобладает в атмосфере?
- Средняя толщина атмосферы.
Вопросы для команды № 2
- Из каких газов состоит атмосфера?
- Какой слой атмосферы ближе всего к Земле?
- В каком слое атмосферы содержится 80% массы воздуха?
- В чем измеряется атмосферное давление?
- Что такое ветер?
- От чего зависит направление ветра?
- В чем измеряется сила ветра?
- Как изменяется температура воздуха с высотой?
- Какое атмосферное давление считается нормальным?
- Что такое муссон?
- Что такое абсолютная влажность воздуха?
- Какие виды облаков вам известны?
- Какие облака видны на небе в пасмурную погоду?
- Чем измеряется высота снежного покрова?
- Перечислите элементы погоды.
- От чего зависит влажность воздуха?
- Что такое погода?
Станция «География + математика»
Каждая команда получает задание в конверте. В конвертах 6 заданий. Каждый член команды выбирает себе задание. На выполнение задания отводится 3 – 4 минуты. Итоги конкурса подводятся в конце игры, когда участники игры проходят станцию «Необычные явления атмосферы».
Задание для команд.
1. Определить среднюю температуру за сутки по следующим данным:
6 часов – + 5 градусов
12 часов – + 24 градуса
14 часов – + 20 градусов
18 часов - + 18 градусов
20 часов – +10 градусов
2.Самолет летит на высоте 7000м. Какова температура воздуха за бортом, если у поверхности Земли + 24 градуса.
3.Куда будет дуть ветер, в каком случае он сильнее?
- 740 мм ртутного столба 760 мм ртутного столба
- 735 ртутного столба 740 ртутного столба
- 737 ртутного столба 758 ртутного столба
Пока команды выполняют задание, болельщики соревнуются в отгадывании загадок.
Загадки для болельщиков.
- Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес
Там пролился и исчез.
(туча)
- Два брата родных
Одного все видят
Да не слышат,
А второго все слышат,
Да не видят.
(гром и молния)
- По синему морю
Белые гуси плывут.
(тучи)
- Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(снег)
- Летит сова по синему небу
Крылья распластала
Солнышко застлала.
(туча)
- Рассыпался горох
На семьдесят дорог
И никто его не подберет.
(град)
- И не снег, и не лед
А серебром деревья уберет.
(иней)
- Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них не въехать, ни войти!
(радуга)
- Хоть бескрылый, а летает
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.
- Без голоса кричит
Без зубов кусает
Без крыльев летит
Без голоса завывает.
- Что за слабый ветерок
Паруса поднять не мог.
- Пыль с дороги захватил,
А потом набрался сил.
Завертелся, закружился
И столбом на небо взвился.
- Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка!
- Подрались на небе тучи,
Щелкнув молнией блескучей.
Прогремело что потом?
Догадались? Это ……
- То солнцем ярким улыбнется,
То вдруг нахмурится слегка.
Плаксива, ветрена, дождлива.
Не постоянная весьма.
- Без крыльев летят.
Без ног бегут.
Без паруса плывут.
- Я как песчинка мал, а землю покрываю.
Я из воды, а в воздухе летаю.
Как пух лежу я на полях.
Как алмаз блещу на солнечных лучах.
Станция «Найди ошибку»
«Ученик 6 класса Алеша Перепуткин отвечал на уроке по географии и как всегда опять что – то напутал. Вот рассказ Алеши» Ваша задача – найти как можно больше ошибок в его ответе. Учитель зачитывает текст, а участники команд находят ошибки. Количество баллов ставится по количеству найденных ошибок.
«Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в вертикальном направлении называется ветер. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер дует из области с низким атмосферным давлением в область с более высоким атмосферным давлением. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем слабее ветер. Сила ветра измеряется в градусах. На юге Дальнего Востока дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Этот ветер называется бриз. Летом он дует с материка на море. Зимой с моря на материк. Зимой этот ветер приносит много осадков. На берегах морей и крупных озер ветер меняет направление дважды в сутки. Днем он дует с моря на сушу, а ночью с суши на море. Данный ветер называется муссон. Направление ветра определяют с помощью прибора, который называется барометр.
Веселая разминка «Найди пару»
Каждый из членов команды получает карточку с названием прибора или с названием элемента погоды. Задача – быстрее и правильно найти свою пару.
Термометр Количество осадков
Барометр Температура воздуха
Гигрометр Направление ветра
Осадкомер Атмосферное давление
Флюгер Влажность воздуха
Станция «Климатическая»
Команды получают задание.
«Определить по карте координаты городов, назвать в каком из городов теплее и объяснить причину»
Во время выполнения задания болельщики отгадывают загадку учителя.
«Английский врач Дженнер вошел в историю как человек, создавший вакцину от оспы. Но будучи незаурядным наблюдателем природы, он точно подмечал изменения погоды. Дженнер написал любопытное стихотворение, где очень образно отразил народные приметы о наступлении определенного метеорологического явления. Попробуйте прослушав стихи, отгадать о чем идет речь?»
«В ночи сверкнули огоньки –
Зажгли лучину светляки.
В барометре упала ртуть.
Вот ветер начинает дуть.
Стал будто ближе дальний лес.
Стал будто ниже свод небес.
К земле прижаты облака
И режет уши песнь сверчка.
Ей вторит резкий крик дрозда.
Вода чиста как никогда.
Рыбешка занята игрой –
Хватает мушек над водой.
Из сети выглянул паук.
Меня к дивану тянет вдруг.
Станция «литературная»
Вы уже давно заметили, что многие писатели и поэты умеют красочно описывать природу и другие природные явления. Попробуйте по признакам, отмеченным в произведениях классиков литературы, определить о каком из видов облаков идет речь в каждом отрывке.
- А. С. Пушкин
«Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала,
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.»
(кучево – дождевые)
- С. В. Михалков.
«Облака
Облака -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Легкие,
Воздушные –
Ветерку послушные.»
(кучевые)
- А. В. Гоголь.
«По небу изголуба – темному как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака…»
- М. М. Пришвин
«В засыпанном снегом лесу по свету стало понятно, что солнце невидимкою борется с серыми, непросветными тучами»
(слоистые)
Станция «Почтовая»
Каждая команда получает карточки с понятиями, которые учащиеся изучали в курсе «География» и конверты с названиями тем. Необходимо разложить карточки с понятиями по конвертам.
Игра для болельщиков «Четвертый лишний»
- Дождь, град, бриз, иней.
- Барометр, термометр, муссон, осадкомер.
- Бриз, дождь, муссон, ветер.
- Стратосфера, тропосфера, атмосфера, литосфера.
Подведение итогов игры. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс
Урок на действия с дробями....
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.
Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1. В занимательной форме провести контроль знаний у...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А
АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"
Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными" Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...
Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...
Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....