Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".
рабочая программа по краеведению на тему
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Этот курс является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала, литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._komi_zemlya_-_tvoya_i_moya.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1» г. Сыктывкара
(МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара)
«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна велöдан учреждение
Рассмотрена «Утверждаю»
методическим объединением Директор гимназии
педагогических работников __________ Попова С.Н..
по курсу «Коми земля - твоя и моя»» «____»__________ 20___ г.
Протокол №______
от «______» ___________20___ г.
«Согласована»
Зам. директора по УР
__________________ /________ /
«____»__________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМИ ЯЗЫКУ
«Коми земля - твоя и моя»
(наименование курса)
НОО (1-4 классы)
(уровень начального общего образования)
Составлена на основе
методических сборников «Детям о культуре коми народа»
под редакцией Т.В.Клейман
педагогическим работником Добрыниной Н.В.
Сыктывкар
2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМИ ЯЗЫКУ
«Коми земля - твоя и моя»
Добрынина Н.В.,
учитель коми языка,
МАОУ «Гимназия №1»
г.Сыктывкара.
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с детства прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков, уважительного отношения к людям, живущим в Республике Коми. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Этот курс является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала, литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми языка.
Цель:
- способствовать приобщению к культуре, истории и быту коми народа.
Задачи:
- способствовать развитию познавательных интересов к изучению истории своего района и Республики Коми, культуры коми народа, природы родного края;
- способствовать воспитанию уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они разговаривают;
- способствовать формированию социально активной личности, формированию гражданской позиции, культуры общения, навыков здорового образа жизни.
Особенности программы.
Данный курс «Коми земля – твоя и моя» ведётся в начальных классах. Содержит четыре раздела:
«Устное творчество коми народа».
В этот раздел включены коми народные сказки, загадки, пословицы и поговорки, музыкальные произведения. Раздел знакомит учащихся с произведениями устного народного творчества, показывает особенность, самобытность коми народа, связанную с условиями жизни, подчеркивает связь коми народа с природой.
Важно выявить жанровые особенности произведений, поэтичность языка, раскрыть нравственную сущность произведений, показать связь, сходство с произведениями других народов. Занятия следует строить так, чтоб ученики были активными участниками процесса познания: читали, рассказывали, сравнивали, объясняли. Важно побудить детей работать самостоятельно дома: находить что-то новое из устного народного творчества коми народа и делиться этим новым на занятиях, на уроках коми языка, иллюстрировать прочитанное, составлять вопросы к викторинам, кроссвордам.
«Дом, в котором я живу».
Этот раздел поможет больше узнать о своей семье, о районе, в котором живёт семья, о его современной жизни, об улицах и проспектах, о памятных местах, о предприятиях, которые работают на территории района, об учреждениях, которые работают для жителей, о людях, которые прославили район. Учащиеся пополняют знания о месте, где родились и выросли.
«Как жили коми в давние времена».
В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища, украшением дома, изготовлением одежды. Сначала разговор на занятиях ведётся о селе Слобода (ныне Эжвинский район), затем об Усть-Сысольске (Сыктывкар), а в четвёртом классе о Республике Коми. Раскрывая перечисленные темы, важно проводить сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство коми людей, научить ценить старинные предметы. В проведении этих занятий помогут экскурсии в музеи: Литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова, Национальный музей Республики Коми.
«Природа республики».
Этот раздел расширяет знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Учащиеся учатся работать с картой Республики Коми. Следует больше внимания уделить животному и растительному миру нашего республики, охране природы. Важно привлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме. Большая роль отводится экскурсиям в природу.
Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Вид программы – модифицированная.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, мультимедийное сопровождение.
Основные формы занятий: групповые работы, игры, уроки–встречи, викторины, конкурсы, экскурсии в природу, в музеи.
Материально- техническое оснащение программы:
- Мультимедийный проектор, компьютер.
К концу обучения дети должны:
- иметь представление о культуре, истории, быте коми народа;
- расширить знания о природе Республики Коми, определять значение родного края в развитии России в целом;
- научиться бережно относиться к природе;
- научиться уважительно относиться ко всем людям, независимо от языка, на котором они разговаривают;
- научиться навыкам самостоятельной работы;
Тематическое планирование занятий по курсу
№ зан. | Тема занятия. |
1. | Вводное занятие. Моя малая родина. |
2. | Устное народное творчество. Коми народные сказки о животных. |
3. | Волшебные коми сказки. |
4. | Отрицательные персонажи коми сказок. |
5. | Яг-морт – лесной человек. |
6. | Бытовые сказки коми народа. |
7. | Коми народные песни. |
8. | Коми народные пословицы и поговорки. |
9. | Коми народные загадки. |
10. | Обобщение. Конкурсы, викторины. |
11. | Дом, в котором я живу. Моя семья. |
12. | Моя улица. |
13. | Моя район. |
14. | Обобщение. Экскурсия в музей. |
15. | Как жили коми в давние времена. Быт коми народа. |
16. | Жилище коми народа. Коми изба. |
17. | Занятия населения. |
18. | Народные мастера. |
19. | Материал для изготовления одежды и обуви. |
20. | Как рукодельница семью одевала? |
22. | Народный костюм коми. Украшения одежды. |
23. | Коми национальная пища. |
24. | Странички истории коми края. |
25. | Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации. |
26. | Природа республики. Государственные символы РК. Города и районы Республики Коми. |
27. | Полезные ископаемые. |
28. | Лес. Растения. Дары леса. |
29. | Лес. Животный мир. |
30. | Реки и озёра. Рыбные богатства. |
31. | Охрана природы. |
32. | Произведения коми писателей и поэтов о природе. |
33. | Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации. |
34. | Занятие – отчёт. |
Литература для проведения занятий:
1. Клейман Т.В. Детям о культуре коми народа (в 3 частях). – Сыктывкар: 1995.
1. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар: 2008.
2. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми. – Сыктывкар: 1980.
3. Коми народные загадки. – Сыктывкар: 1975.
4. Коми народные сказки. – Сыктывкар: 1996.
5. Коми пословицы и поговорки. – Сыктывкар: 1983.
6. Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. – Сыктывкар: 1985.
7.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки – Сыктывкар: 1994.
8. Удоратина М.А. Слобода – село на столбовой дороге: историко-этнографические заметки. – Сыктывкар: 2003.
9. У истоков Эжвы: сборник статей. – Сыктывкар: 2007.
10. Красная книга Республики Коми: 2008.
11. Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии...
Программа внеурочной деятельности "Твой выбор"
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелос...
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса ...