Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".
рабочая программа по краеведению на тему

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Этот курс  является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала,  литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._p._komi_zemlya_-_tvoya_i_moya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1» г. Сыктывкара

(МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара)

«1 №-а гимназия» Сыктывкарса муниципальнöй  асшöрлуна велöдан учреждение

Рассмотрена                                                            «Утверждаю»

         методическим объединением                                                Директор гимназии

            педагогических работников                                 __________ Попова С.Н..

      по курсу «Коми земля - твоя и моя»»                                   «____»__________ 20___ г.

Протокол №______

от «______» ___________20___ г.

«Согласована»

Зам. директора по УР

__________________ /________ /

«____»__________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМИ ЯЗЫКУ

 «Коми земля - твоя и моя»

(наименование курса)

НОО  (1-4 классы)

(уровень начального общего образования)

Срок реализации: 4 года

Составлена на основе

методических  сборников «Детям о культуре коми народа»

под редакцией Т.В.Клейман

педагогическим работником Добрыниной Н.В.

Сыктывкар

2014

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМИ ЯЗЫКУ

 «Коми земля - твоя и моя»

                                                                                                              Добрынина Н.В.,

учитель коми языка,

МАОУ «Гимназия №1»

г.Сыктывкара.

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с детства  прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков, уважительного отношения к людям, живущим в Республике Коми.  Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Этот курс  является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала,  литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми языка.

Цель: 

  • способствовать приобщению к культуре, истории и быту коми народа.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательных  интересов  к изучению истории своего района и Республики Коми, культуры коми народа, природы родного края;
  • способствовать воспитанию уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они разговаривают;
  • способствовать формированию  социально активной личности, формированию гражданской позиции, культуры общения, навыков здорового образа жизни.

Особенности программы.

         Данный курс «Коми земля – твоя и моя» ведётся  в начальных классах. Содержит четыре раздела:

«Устное творчество коми народа».

В этот раздел включены коми народные сказки, загадки, пословицы и поговорки, музыкальные произведения. Раздел знакомит  учащихся с произведениями устного народного творчества, показывает  особенность, самобытность коми народа, связанную с условиями жизни, подчеркивает связь коми народа с природой.

Важно  выявить жанровые особенности произведений, поэтичность языка, раскрыть нравственную сущность произведений, показать связь, сходство с произведениями других народов. Занятия следует строить так, чтоб ученики были активными участниками процесса познания: читали, рассказывали, сравнивали, объясняли. Важно побудить детей работать самостоятельно дома: находить что-то новое из устного народного творчества коми народа и делиться этим новым на занятиях, на уроках коми языка,  иллюстрировать прочитанное, составлять вопросы к викторинам, кроссвордам.

«Дом, в котором я живу».

        Этот раздел поможет больше узнать о своей семье, о районе, в котором  живёт семья,   о его современной жизни, об улицах и проспектах, о памятных местах, о предприятиях, которые работают  на территории района, об учреждениях, которые работают для жителей,  о людях, которые прославили район. Учащиеся пополняют знания о месте, где родились и выросли.

«Как жили коми в давние времена».

        В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища, украшением дома, изготовлением одежды. Сначала разговор на занятиях ведётся о селе Слобода (ныне Эжвинский район), затем об Усть-Сысольске (Сыктывкар), а в четвёртом классе о Республике Коми.         Раскрывая перечисленные темы, важно проводить сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство коми людей, научить ценить  старинные предметы. В проведении этих занятий помогут экскурсии  в музеи: Литературно-театральный музей имени Н.М. Дьяконова, Национальный музей Республики Коми.

«Природа республики».

Этот  раздел расширяет  знания детей, полученные на уроках окружающего мира. Учащиеся учатся работать с картой Республики Коми. Следует больше внимания уделить животному и растительному миру нашего республики,         охране природы.  Важно привлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме. Большая роль отводится экскурсиям в природу.

Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Вид программы – модифицированная.

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению, мультимедийное  сопровождение.

Основные формы занятий:  групповые работы, игры, уроки–встречи, викторины, конкурсы, экскурсии в природу, в музеи.

Материально- техническое оснащение программы:

  • Мультимедийный проектор, компьютер.

К концу обучения дети должны:

  • иметь представление о культуре, истории, быте коми народа;
  • расширить знания о природе Республики Коми, определять значение родного края в развитии России в целом;
  • научиться бережно относиться к природе;
  • научиться уважительно относиться  ко всем людям, независимо от языка, на котором они разговаривают;
  • научиться навыкам самостоятельной работы;

Тематическое планирование занятий по курсу

«Коми земля  - твоя и моя».

№ зан.

Тема занятия.

1.

Вводное занятие. Моя малая родина.

2.

Устное народное творчество.

Коми народные сказки о животных.

3.

Волшебные коми сказки.

4.

Отрицательные персонажи коми сказок.

5.

Яг-морт – лесной человек.

6.

Бытовые сказки коми народа.

7.

Коми народные песни.

8.

Коми народные пословицы и поговорки.

9.

Коми народные загадки.

10.

Обобщение. Конкурсы, викторины.

11.

Дом, в котором я живу.

Моя семья.

12.

Моя улица.

13.

Моя район.

14.

Обобщение. Экскурсия в музей.

15.

Как жили коми в давние времена.

Быт коми народа.

16.

Жилище коми народа. Коми изба.

17.

Занятия населения.

18.

Народные мастера.

19.

Материал для изготовления одежды и обуви.

20.

Как рукодельница семью одевала?

22.

Народный костюм коми.  Украшения одежды.

23.

Коми национальная пища.

24.

Странички истории коми края.

25.

Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации.

26.

Природа республики.

Государственные символы РК. Города и районы Республики Коми.

27.

Полезные ископаемые.

28.

Лес. Растения. Дары леса.

29.

Лес. Животный мир.

30.

Реки и озёра. Рыбные богатства.

31.

Охрана природы.

32.

Произведения коми писателей и поэтов о природе.

33.

Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации.

34.

Занятие – отчёт.

Литература для проведения занятий:

1. Клейман Т.В. Детям о культуре коми народа (в 3 частях). – Сыктывкар: 1995.

1. Жеребцов И.Л., Столповский П.М. Рассказы для детей об истории Коми края. – Сыктывкар: 2008.

2. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народа коми. – Сыктывкар: 1980.

3. Коми народные загадки. – Сыктывкар: 1975.

4. Коми народные сказки. – Сыктывкар: 1996.

5. Коми пословицы и поговорки. – Сыктывкар: 1983.

6. Пера-богатырь. Сказки финно-угорских народов. – Сыктывкар: 1985.

7.Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки – Сыктывкар: 1994.

 8. Удоратина М.А. Слобода – село на столбовой дороге: историко-этнографические заметки. – Сыктывкар: 2003.

9. У истоков Эжвы: сборник статей. – Сыктывкар: 2007.       

10. Красная книга Республики Коми: 2008.

11. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Программа внеурочной деятельности учащихся 6 класса "Математика и твой дом"

Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6 - го класса....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет

Дополнительная образовательная программа   «Ты: твой род и твоя семья», включающая  подпрограмму «История малой Родины в лицах»,   разработана  на основе и в соответствии...

Программа внеурочной деятельности "Твой выбор"

Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелос...

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы дети твои, Земля!» по духовно-нравственному направлению в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Мы дети твои, Земля!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности ТВОЙ ВЫБОР для обучающихся 7 А класса                              ...