Разработка урока "Равнины суши"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_v_6_klasse.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 6 классе.
Тема: «Равнины суши»
Цель урока:
Сформировать представление о видах равнин. Учить работать с контурными картами, описывать географическое положение равнин, определять по карте холмистые, плоские равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа «Равнины суши», диск по географии 6 класс. Карта полушарий, атласы. Таблица схема Виды равнин и различие равнин. Музыка.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Опрос. (10 минут)
Диск по географии 6 класса.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать основные формы рельефа. Вспомним о высоких участках рельефа и поговорим о низменных и ровных участках земной поверхности. Продолжим развивать умения работы с контурными картами и атласами. Поучимся определять и описывать географическое положение равнин.
Итак, основные формы рельефа, что же это такое? ( включим диск)
Работа по карточкам.
- Покажите по карте горы Уральские, Гималаи, Альпы, Анды, Скандинавские, Кордильеры, Атлас, Большой Водораздельный хребет. (У доски).
- Низкие горы подчеркните волнистой линией, средние горы – прерывистой линией, высокие горы – прямой чертой: Тянь-Шань, Карпаты, Урал, Алтай, Бырранга, Кавказ, Анды, Кордильеры, Гималаи, Альпы.
Какие горы называют низкими, средними, высокими. Примеры покажите на карте.
Фронтальный опрос.
- Что называется горами, и чем горы отличаются от холмов?
- Какие горные породы встречаются на равнинах, а какие в горах: гранит, песок, нефть, железная руда, базальт?
Географический диктант.
- Все неровности земной поверхности, называются …(рельеф)
- Обширные участки земной поверхности, выше 500 метров, называются…(горы)
- Горы, расположенные одна за другой в ряд, называются…(горный хребет)
- Большая группа горных хребтов, межгорных впадин и нагорий, называется…(горной системой)
- Самое высокое место горы, называется… (вершина).
- Основание горы, холма, условная линия отделяющая горное сооружение от окружающей его равнины, называется…(подошва)
/Если останется время. /На вашем столе имеется карточка с таблицей. По ней мы проверим, как вы научились определять протяженность гор и координат их вершин. Ответы занесите в таблицу. (Включается тихая музыка). Ребята заполняют таблицу.
горы | направление | протяженность | координаты |
Кавказ | С северо-запада на юго-восток | 4,5 *250 =1125 км | Г.Эльбрус- 5642м 43ºс.ш. 43ºв.д. |
Урал | С севера на юг | 8*250=2000 км | Г. Народная – 1895 м 65ºс.ш. 61ºв.д. |
Анды | С севера на юг | 9,5*900=8550 км | Г. Аконкагуа – 6960 м 33ºю.ш. 70ºз.д. |
III. Изучение новой темы.
На прошлом уроке мы говорили с вами о горах, как самых высоких формах рельефа. Сегодня мы продолжим говорить о рельефе и остановимся на изучении равнинных форм рельефа.
Скажите, пожалуйста, как выглядят равнины?
(Это ровные участки земной поверхности).
Но равнины бывают плоские и холмистые. Схему рисуем в тетрадь.
Как будет выглядеть горизонт на этих территориях? (На плоских прямая линия, на холмистых – извилистая)
Давайте, сравним два рисунка. Определите, чем они отличаются?
(Тем, что на одном из них холмы).
Теперь посмотрите на следующий рисунок и определите это место, это наша местность. Наш Порецкий район, наше село. Скажите, пожалуйста, на какой из этих равнин находится наше село и район.
(на холмистой)
Молодцы, ребята! Теперь скажите, на какой равнине мы с вами живём?
(На Восточно-Европейской) Значит она будет холмистой равниной.
Теперь посмотрите на карту атласа, или на доску найдите Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она окрашена?
Это потому, что она имеет возвышенные и низменные участки местности.
Как мы это определили? По цветовой окраске.
Теперь попробуйте найти на карте плоскую равнину. Как она называется? Западно-Сибирская.
Правильно. Как вы это определили?
( Потому, что на ней нет другой окраски, кроме зеленой).
Поэт И.Фролов написал о ней такие строки:
Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север,
Равнина – на юг.
Как будто гористую
Землю разгладил
Какой то гигантский утюг.
Итак, равнины бывают плоские и холмистые. Записать в таблицу равнины.
Скажите, а одинаковы ли равнины по высоте?
Да, равнины различаются по высоте. (Диск показать низменности, возвышенности, плоскогорья)
Схему в презентации. Зарисуем схему в тетрадь.
Давайте найдем на карте все виды равнин пользуясь шкалой высот и глубин.
- Амазонская, Прикаспийская, Индогангская, Месопотамская, Западно-Сибирская.
- Волдайская , Приволжская.
- Среднесибирское, Бразильское, Аравийское. И др.
Скажите, бывают ли на равнинах землетрясения и извержения вулканов?
Нет. Потому что это устойчивые участки земной поверхности, которые образовались миллиарды лет назад. В их основе лежит кристаллическое основание, часть литосферной плиты.
Итак, что же такое равнины. Равнины – это устойчивые участки земной поверхности с высотами от 200 до 1000 м.
Разнообразие рельефа равнин связано с действием внешних сил, прежде всего воды и ветра.
На достаточно увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми горными породами, потоки воды силой своего течения размывают и уносят эти породы. Образуя овраги. Быстрее всего овраги образуются в местности, лишенной растительностью. Овраги превращают равнину в территорию не пригодную для сельского хозяйства. В нашей местности мы тоже часто можем встретить овраги. На территории нашего сельского поселения имеется Солёный овраг, около рощи. И много других оврагов. Кто из вас ребята видел овраг? Иногда на дне оврага течёт ручей. Значит, овраг ещё образуется и растет. Но имеются овраги, которые уже заросли травой – этот овраг называют балкой.
В засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно проявляется действие ветра. Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния, нагромождая его в холмы – дюны и барханы. Переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им причудливую форму. Образуя останцовые формы рельефа – останцы. Они состоят из более твёрдых пород.
Итак, рельеф равнин подвергается изменению под действием внешних сил. Но тем не менее равнины играют огромную роль в жизни человека. Давайте представим, что к нам с другой планеты прилетели гости и не знают, где им лучше приземлится. В какой части земли. Давайте подскажем им ребята.
Как вы думаете, где и почему?
( На равнине, потому что там ровная поверхность.) Конечно, вот именно поэтому и первые люди поселились с начало на равнинах. И сейчас на равнинах проживает более 80% населения.
Почему?
На равнинах легче строить дома, дороги, заниматься земледелием. При этом человек оказывает большое влияние на характер рельефа.
При строительстве домов и дорог сооружаются насыпи, засыпают овраги, выравнивают рельеф местности.
При земледелии распахивают природные территории. Склоны оврагов. Что приводит к ветровой эрозии почв. Так как плодородные частицы почвы ветер сдувает в низины и почвы становятся менее плодородными. Вырубаются леса. Неправильная распашка склонов оврагов приводит к водной эрозии и образованию оврагов.
При добычи полезных ископаемых образуются насыпи пустой породы, которые называют терриконы (рис.42). Они занимают достаточно большую территорию, которая остается неиспользуемой под хозяйственные нужды и нарушен природный наземный покров. При открытой добычи образуются огромные ямы – карьеры (слайд).
Вся хозяйственная деятельность нарушает природный покров земной поверхности. Неиспользуемых и загрязненных, опустыненных земель с каждым годом становится всё больше и больше. Поэтому природный покров надо охранять. Иначе исчезнут с лица земли множество видов растений и животных обитающих на этой территории.
Итак, мы сказали, что под действием человека поверхность равнин может изменяться и загрязняться.
Вывод: Равнины – это устойчивые участки земной поверхности, имеющие высоты от 200 до 1000 метров. Рельеф равнин изменяется под действием воды и ветра, но большую роль также оказывает человек своей хозяйственной деятельностью.
IV. Закрепление.
Основные формы рельефа. Тесты.
Домашнее задание § 21. Расположение равнин выучить и закончить практическую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Суша планеты"
План -конспект 2-х уроков природоведения по теме "Суша планеты".1 урок - изучение нового материала, 2 урок- игра....
разработка урока "Рельеф суши. Горы"
Урок посвящён изучению понятия рельефа, на примере гор изучаются особенности рельефа. В ходе урока ученики самостоятельно находят нужную информацию, учатся оценивать свою деятельность....
«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)
Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...
Разработка урока географии "Равнины суши" 6 класс
Комбинированный урок географии 6 класса по теме "Равнины суши" с использованием различных методов обучения. Включает методику лекций, бесед, игровые элементы....
Разработка урока по теме "Горы суши"
Учебно-воспитательные задачи:сформировать понятие «горы»;выяснить, как различаются горы по высоте, размерам;формировать представление об условиях жизни и хозяйственной деятельности л...
«Основные формы рельефа суши. Горы суши». 6 класс, урок географии
В данной разработке урока географии для 6 класса «Основные формы рельефа суши. Горы суши» представлены: презентация, видеоролик, технологическая карта ученика, контурная карта, план урока. Урок разраб...
Разработка урока по теме "Равнины и суши"
Разработка урока по теме "Равнины и суши"...