Географические разминки
методическая разработка по географии на тему
Интеллектуальная разминка – это «игра» для ума. Главное отличие интеллектуальной разминки от обычного опроса заключается в том, что она необычна, неожиданна. Вопросы интеллектуальной разминки не рассчитаны на простое воспроизведение учебного материала. В них может быть заложена новая информация для учащихся. С помощью таких вопросов не только проверяется усвоение учебного материала, но и расширяется кругозор учащихся, развивается память, внимание, мышление и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskie_razminki.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Географические разминки
На протяжении ряда лет провожу интеллектуальные разминки по географии. Интеллектуальная разминка – это «игра» для ума. Главное отличие интеллектуальной разминки от обычного опроса заключается в том, что она необычна, неожиданна. Вопросы интеллектуальной разминки не рассчитаны на простое воспроизведение учебного материала. В них может быть заложена новая информация для учащихся. С помощью таких вопросов не только проверяется усвоение учебного материала, но и расширяется кругозор учащихся, развивается память, внимание, мышление и т.д.
- Разминки на развитие внимания.
«Географическая цепочка». Этот приём не только развивает внимание, но и позволяет легко запомнить карту и многочисленную номенклатуру. Перед учениками лежат атласы с открытой картой. Учитель называет любой географический объект, ученик должен показать объект на карте и назвать другому ученику объект, заканчивающийся на последнюю букву этого объекта.
Например: 7 класс. Африка. Сахара→Атлас→Сомали→Игольный ит.д.
Евразия. Инд →Дунай → Амударья →Янцзы → и т.д.
«Наблюдатель» Учитель предлагает учащимся внимательно за 1 минуту посмотреть на определённый участок карты. Потом ученик поворачивается к карте спиной. Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.
Например: 8 класс. Восточно-Европейская равнина. Тиманский кряж→Среднерусская возвышенность;
Ученик отворачивается от карты и называет: Тиманский кряж→р. С.Двина→Северные Увалы→р. Волга→р. Ока→р. Дон→Среднерусская возвышенность.
«Светофор». Суть этого приёма состоит в особом способе организации устного опроса. Учащимся раздаются сигнальные карточки, (картонная полоска, ширина 4 см, длина 20 см). Один конец полоски красный (нет), другой зелёный (да). Если ученики согласны с утверждением учителя то показывают зелёный цвет, если нет, то красный. Утверждение зачитывается, даётся несколько секунд на обдумывание и только затем весь класс поднимает сигнальную карточку. Утверждения зачитываются вразнаброс.
Например: 9 класс. Население.
Самый многочисленный народ России относится к индоевропейской языковой семьи (Да), Омск- город миллионер (Да), Второй по численности народ России- алтайцы (Нет), Татары относятся к тюркской группе Алтайской языковой семьи (Да),
6 класс.
Да | Нет |
География- наука, занимающаяся описанием Земли | Самая длинная параллель – Северный полюс |
Линии, соединяющие Северный и Южный полюс – меридианы | Литосфера - воздушная оболочка Земли |
Х. Колумб открыл Америку | Гранит – осадочная горная порода |
Путешествие экспедиции Ф. Магеллана длилось с 1519-1522г | Меридианы показывают направление запад-восток |
Разминка 7 класс «ДА,НЕТ»
«ДА»
1.Обширное пространство Земли, омываемое морями и океанами - Материк
2.Количество граммов веществ, растворимых в одном литре воды,- Солёность
3.Направление потока воды- Течение
4.Плавающая ледяная гора, материкового происхождения- Айсберг
5. Подводный аппарат для исследования больших глубин- Батискаф
6. Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов-Цунами
7. Периодическое поднятие уровня моря - Прилив
«НЕТ»
1.Человек, спускающийся под воду в специальном тяжёлом костюме - геолог(Водолаз)
2. Наиболее распространенное растение в океане- кувшинка (Водоросли)
3.Самый теплый океан – Атлантический (Тихий)
4. Мощное течение южного полушария- Гольфстрим (течение Западных ветров)
5. Основная часть дна океана- Котловина (Ложе)
6. Участок суши, окружённый со всех сторон водой- архипелаг (остров)
7.Единица измерения солёности воды – градус (промилле)
Буквенный лабиринт. Задача ученика состоит в том, чтобы соединив буквы по горизонтали, вертикали и диагонали найти слова. Кроме того необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, значит развивается не только внимание, но и память.
Например: 8 класс. Тема: «Реки России». Найди 4 термина. Из остальных букв сложите пятое, относящееся к узученной теме.
П | У | И | С | Т |
О | Й | О | Л | О |
А | М | Е | С | К |
Р | Т | Ь | У | В |
У | С | К | Р | А |
(исток, устье, русло, пойма, рукав)
- На развитие памяти.
«Волшебная буква». Ученикам предлагается за определённое время, (обычно 2-3 минуты), как показывает практика это оптимальное время для такого задания, написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот, кто вспомнит больше географической номенклатуры.
Например: 6 класс. Формы рельефа. Буква «А»
Анды,
Аппалачи
Альпы
Атлас
Алтай ит.д.
Вулканы. Буква «К»
Кракатау
Килиманджаро
Котопахи
Ключевская Сопка и т.д.
«Река-город». Учитель предлагает учащимся за 2 минуты назвать города, расположенные на одной реке. Выполнение задания можно провести в форме состязания 2, 3 групп.
Например: 8 класс. Волга: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, ит.д.
Обь: Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, и т.д.
- На развитие мышления.
«Поиск общего». Учитель задаёт два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Лучше это задание давать в виде соревнования на время, лучше за 2-3 минуты. Этот приём хорошая гимнастика для ума.
Например: 8 класс. Туруханск-Салехард
- Оба находятся в Сибири;
- Оба находятся на платформах;
- Оба речные порты, лежат на крупных реках;
- В одной природной зоне;
- И в том и другом слове по одной букве «С», «Р», «Х»
«Поиск аналогов». Учитель называет, какой либо объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.
Например: 9 класс. Аналоги городу Волгоград.
- Вологда - начинается на букву «В»;
- Казань – оба находятся на реке Волга;
- Париж - оба находятся на одной широте;
- С-Петербург – оба города героя, оба переименованы;
- Тамбов - оба города находятся на Восточно-Европейской равнине.
«Назвать одним словом»
Учитель называет объекты, а ученики должны объединить эти названия в одно слово. Кто быстрее это сделает.
- Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи-……(горы)
- Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская- ……(низменность)
- Байкал, Чад, Онежское, Ладожское, Эйр- …….(озеро)
- Волга, Обь, Енисей, Лена, Колыма - ……….(река)
- Камчатка, Флорида, Калифорния, Индостан - ……...(полуостров)
- Берингов, Дрейка, Гибралтарский, Магелланов-……(пролив)
«Буквенный диктант» (на слух)
Запоминаем только первые буквы слов. По первым буквам можно прочесть фамилию путешественника, давшего название Тихому океану. Кто быстрее.
- Самое солёное море (Мёртвое)
- Глыбы льда в океане (Айсберг)
- Водная оболочка Земли (гидросфера)
- Самый большой материк на Земле (Евразия)
- Твёрдая, каменная оболочка Земли (литосфера)
- Море, куда впадает река Лена (Лаптевых)
- Самая полноводная река мира (Амазонка)
- Остров у восточных берегов Северной Америки в Атлантическом океане и порода собак (Ньюфаундленд)
Магеллан
«Смысловые пропорции»
- Мадагаскар – остров, Африка (учащиеся называют)…….материк.
- Верблюд – пустыня, песец …….тундра
- Дж. Кук – мореплаватель, Н. Коперник ……..астроном
- Мелкое - Чад, глубокое ……..Байкал
- Россия – русский язык, США …..английский
- Швейцария – сыр, Бразилия …….кофе
- Россия – рубль, Германия ……..евро
- Швеция - Стокгольм, Норвегия …..Осло
- Амазонская- низменность, Гималаи ….горы
- Гренландия – остров, Аравийский ……полуостров
«Численный диктант» (на слух)
- К числу материков прибавьте число океанов без Тихого
6+3=9
- Количество букв в названии самого крупного морского млекопитающего сложить с числом океанов, омывающих Антарктиду
3+3=6
- Количество букв «К» в фамилии мореплавателя, трижды совершившего кругосветное путешествие, умножить на число материков, омывающихся четырьмя океанами
2•1=2
- К количеству букв самого крупного материка Земли прибавить количество слогов, в чём измеряется солёность воды
7+3=10
- От количества букв самого большого океана вычесть количество полушарий, в которых расположена Австралия
5-2=3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы географических исследований и источники географической информации.
В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...
Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.
Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....
Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс
Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...
Занимательные факты по вокалу. Разминка мышц, лица, артикуляционного аппарата. Дыхательная разминка.
Занимательные факты по вокалу. Разминка мышц, лица, артикуляционного аппарата. Дыхательная разминка. Адресованы учителям музыки в общеобразовательных школах, педагогам по вокальному искусству....
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.
Знакомство обучающихся с различными методами географических исследований, источниками географической информации, географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...
Презентация по технологии: Разме́тка в сто̄ля́рном де́ле. Тре́бо̄вания к выпо̄лне́нию разме́тки. Инструме́нты и приспо̄со̄бле́ния для разме́тки, устро́йство̄ и назначе́ние.
Презентация по технологии: Разме́тка в сто̄ля́рном де́ле. Тре́бо̄вания к выпо̄лне́нию разме́тки. Инструме́нты и приспо̄со̄бле́ния для разме́тки, устро́йство̄ и назначе́ние....