Географические разминки
методическая разработка по географии на тему

Чиркова Мария Владимировна

Интеллектуальная разминка – это «игра» для ума. Главное отличие интеллектуальной разминки от обычного опроса заключается в том, что она необычна, неожиданна. Вопросы интеллектуальной разминки не рассчитаны на простое воспроизведение учебного материала. В них может быть заложена новая информация для учащихся. С помощью таких вопросов не только проверяется усвоение учебного материала, но и расширяется кругозор учащихся,  развивается память, внимание, мышление и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskie_razminki.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Географические разминки

На протяжении ряда лет провожу интеллектуальные разминки по географии. Интеллектуальная разминка – это «игра» для ума. Главное отличие интеллектуальной разминки от обычного опроса заключается в том, что она необычна, неожиданна. Вопросы интеллектуальной разминки не рассчитаны на простое воспроизведение учебного материала. В них может быть заложена новая информация для учащихся. С помощью таких вопросов не только проверяется усвоение учебного материала, но и расширяется кругозор учащихся,  развивается память, внимание, мышление и т.д.

  1. Разминки на развитие внимания.

«Географическая цепочка». Этот приём не только развивает внимание, но и позволяет легко запомнить карту и многочисленную номенклатуру. Перед учениками лежат атласы с открытой картой. Учитель называет любой географический объект, ученик должен показать объект на карте и назвать другому ученику объект, заканчивающийся на последнюю букву этого  объекта.

Например: 7 класс. Африка.  Сахара→Атлас→Сомали→Игольный ит.д.

                                  Евразия. Инд →Дунай → Амударья →Янцзы → и т.д.

«Наблюдатель»  Учитель предлагает учащимся внимательно за 1 минуту  посмотреть на определённый участок карты. Потом ученик поворачивается к карте спиной. Учитель называет начальную и конечную точку маршрута, а ученик должен по памяти перечислить географические объекты, через которые проходит заданный маршрут.

Например: 8 класс. Восточно-Европейская равнина. Тиманский кряж→Среднерусская возвышенность;

Ученик отворачивается от карты и называет: Тиманский кряж→р. С.Двина→Северные Увалы→р. Волга→р. Ока→р. Дон→Среднерусская возвышенность.

 «Светофор». Суть этого приёма состоит в особом способе организации устного опроса. Учащимся раздаются сигнальные карточки, (картонная полоска, ширина 4 см, длина 20 см).  Один конец полоски красный (нет), другой зелёный (да). Если ученики согласны с утверждением учителя то показывают зелёный цвет, если нет, то красный.  Утверждение зачитывается, даётся несколько секунд на обдумывание и только затем весь класс поднимает сигнальную карточку. Утверждения зачитываются вразнаброс.

Например: 9 класс. Население.

  Самый многочисленный народ России относится к индоевропейской языковой семьи (Да), Омск- город миллионер (Да), Второй по численности народ России- алтайцы (Нет), Татары относятся к тюркской группе  Алтайской языковой семьи (Да),    

                 6 класс.    

Да

Нет

География- наука, занимающаяся описанием Земли

Самая длинная параллель – Северный полюс

Линии, соединяющие Северный и Южный полюс – меридианы

Литосфера - воздушная оболочка Земли

Х. Колумб открыл Америку

Гранит – осадочная горная порода

Путешествие экспедиции Ф. Магеллана длилось с 1519-1522г

Меридианы показывают направление запад-восток

Разминка   7 класс      «ДА,НЕТ»

«ДА»

1.Обширное пространство Земли, омываемое морями и океанами -  Материк

2.Количество граммов веществ, растворимых в одном литре воды,- Солёность

3.Направление потока воды-  Течение

4.Плавающая ледяная гора, материкового происхождения-  Айсберг

5. Подводный аппарат для исследования больших глубин-  Батискаф

6. Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов-Цунами

7. Периодическое поднятие уровня моря -   Прилив

«НЕТ»

1.Человек, спускающийся под воду в специальном тяжёлом костюме  - геолог(Водолаз)

2. Наиболее  распространенное  растение в океане- кувшинка (Водоросли)

3.Самый теплый океан – Атлантический  (Тихий)

4. Мощное течение южного полушария- Гольфстрим (течение Западных ветров)

5. Основная часть дна океана- Котловина (Ложе)

6. Участок суши, окружённый со всех сторон водой- архипелаг (остров)

7.Единица измерения солёности воды – градус (промилле)

                               

Буквенный лабиринт. Задача ученика состоит в том, чтобы соединив буквы по горизонтали, вертикали и диагонали найти слова. Кроме того необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, значит развивается не только внимание, но и память.

Например: 8 класс. Тема: «Реки России».  Найди 4 термина. Из остальных букв сложите пятое, относящееся к узученной теме.

П

У

И

С

Т

О

Й

О

Л

О

А

М

Е

С

К

Р

Т

Ь

У

В

У

С

К

Р

А

(исток, устье, русло, пойма, рукав)

  1. На развитие памяти.

«Волшебная буква». Ученикам предлагается за определённое время, (обычно 2-3 минуты), как показывает практика это оптимальное время для такого задания, написать как можно больше географических названий, начинающихся на заданную букву. Побеждает тот,  кто вспомнит больше географической номенклатуры.

Например: 6 класс. Формы рельефа. Буква   «А»

 Анды,

Аппалачи

Альпы

Атлас

Алтай ит.д.

                                Вулканы. Буква «К»

Кракатау

Килиманджаро

Котопахи

Ключевская Сопка и т.д.

«Река-город». Учитель предлагает учащимся за 2 минуты назвать города, расположенные на одной реке. Выполнение задания можно провести в форме состязания 2, 3 групп.

Например: 8 класс. Волга: Тверь, Ярославль, Нижний Новгород, Казань, ит.д.

                                  Обь: Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, и т.д.

  1. На развитие мышления.

«Поиск общего».  Учитель задаёт два случайно выбранных географических объекта. Ученик должен найти как можно больше их общих признаков. Лучше это задание давать в виде соревнования на время, лучше за 2-3 минуты. Этот приём хорошая гимнастика для ума.

Например: 8 класс. Туруханск-Салехард

  1. Оба находятся в Сибири;
  2. Оба находятся на платформах;
  3. Оба речные порты, лежат на крупных реках;
  4. В одной природной зоне;
  5. И в том и другом слове по одной букве «С», «Р», «Х»

«Поиск аналогов».  Учитель называет,   какой либо объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Например: 9  класс. Аналоги городу Волгоград.

  1. Вологда - начинается на букву «В»;
  2. Казань – оба находятся на реке Волга;
  3. Париж - оба находятся на одной широте;
  4. С-Петербург – оба города героя, оба переименованы;
  5. Тамбов - оба города находятся на Восточно-Европейской равнине.

«Назвать одним словом»

Учитель называет объекты, а ученики должны объединить эти названия в одно слово. Кто быстрее это сделает.

  1. Анды, Кордильеры, Уральские, Гималаи-……(горы)
  2. Амазонская, Ла-Платская, Прикаспийская- ……(низменность)
  3. Байкал, Чад, Онежское, Ладожское, Эйр- …….(озеро)
  4. Волга, Обь, Енисей, Лена, Колыма - ……….(река)
  5.  Камчатка, Флорида, Калифорния, Индостан - ……...(полуостров)
  6. Берингов, Дрейка, Гибралтарский, Магелланов-……(пролив)

«Буквенный диктант» (на слух)

Запоминаем только первые буквы слов. По первым буквам можно прочесть фамилию путешественника, давшего название Тихому океану. Кто быстрее.

  1. Самое солёное море (Мёртвое)
  2. Глыбы льда в океане (Айсберг)
  3. Водная оболочка Земли (гидросфера)
  4. Самый большой материк на Земле (Евразия)
  5. Твёрдая, каменная оболочка Земли (литосфера)
  6. Море, куда впадает река Лена (Лаптевых)
  7. Самая полноводная река мира (Амазонка)
  8. Остров у восточных берегов Северной Америки в Атлантическом океане и порода собак (Ньюфаундленд)

Магеллан

«Смысловые пропорции»

  1. Мадагаскар – остров, Африка (учащиеся называют)…….материк.
  2. Верблюд – пустыня, песец …….тундра
  3. Дж. Кук – мореплаватель, Н. Коперник ……..астроном
  4. Мелкое - Чад, глубокое ……..Байкал
  5. Россия – русский язык, США …..английский
  6. Швейцария – сыр, Бразилия …….кофе
  7. Россия – рубль, Германия ……..евро
  8. Швеция - Стокгольм, Норвегия …..Осло
  9. Амазонская- низменность, Гималаи ….горы
  10. Гренландия – остров, Аравийский ……полуостров

«Численный диктант» (на слух)

  1. К числу материков прибавьте  число океанов без Тихого

                                                 6+3=9

  1. Количество букв в названии самого крупного морского млекопитающего сложить с числом океанов, омывающих Антарктиду

                                                 3+3=6

  1. Количество букв «К» в фамилии мореплавателя, трижды совершившего кругосветное путешествие, умножить на число материков, омывающихся четырьмя океанами

                                                 2•1=2

  1. К количеству букв самого крупного материка Земли прибавить количество слогов, в чём измеряется солёность воды

                                                  7+3=10

  1. От количества букв самого большого океана вычесть количество полушарий, в которых расположена Австралия

                                                   5-2=3

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

Географическое положение России. Особенности физико –географического положения.

Урок по географии в 8 классе. Тема "Географическое положение России. Особеннгости физико-географического положения"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Занимательные факты по вокалу. Разминка мышц, лица, артикуляционного аппарата. Дыхательная разминка.

Занимательные факты по вокалу. Разминка мышц, лица, артикуляционного аппарата. Дыхательная разминка. Адресованы  учителям музыки в общеобразовательных школах, педагогам по вокальному искусству....

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географичес...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...

Презентация по технологии: Разме́тка в сто̄ля́рном де́ле. Тре́бо̄вания к выпо̄лне́нию разме́тки. Инструме́нты и приспо̄со̄бле́ния для разме́тки, устро́йство̄ и назначе́ние.

Презентация по технологии: Разме́тка в сто̄ля́рном де́ле. Тре́бо̄вания к выпо̄лне́нию разме́тки. Инструме́нты и приспо̄со̄бле́ния для разме́тки, устро́йство̄ и назначе́ние....